Акимов - Литургика

Литургика - Акимов В
Учебное пособие включает материал, подготовленный автором в процессе преподавания литургики на факультете теологии Европейского гуманитарного университета и в Институте теологии Белорусского государственного университета в период с 1999 по 2009 г.
 
Пособие составлено с учетом государственного Образовательного стандарта Республики Беларусь по специальности 1-21 01 01 «Теология»1, в соответствии с Типовой учебной программой по дисциплине «Литургика» для высших учебных заведений по специальности «Теология», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Пособие предназначено для изучения трех разделов учебной программы: «Введение в изучение православного богослужения», «Священно-богослужебные и церковно-богослужебные книги» и «Богослужения суточного круга».
 
Пособие включает две части. В первой части представлен теоретический материал, который можно использовать и при проведении лекционных и практических занятий по литургике, и для самостоятельной работы студентов.
 
Вторая часть состоит из вопросов ко всем темам и упражнений к темам, имеющим практический характер. Вопросы могут быть использованы для активизации учебного процесса. В конце текущего занятия они могут помочь закрепить пройденный материал, а в начале следующего занятия - проверить усвоение пройденного материала. Вопросы могут помочь преподавателю при проведении контрольных работ, зачетов и экзаменов, а студенту - при подготовке к контрольным мероприятиям.
 
 

Акимов, В. В. - Литургика

 
Минск : Ковчег, 2011. -184 с.
 

Акимов В. В. - Литургика - Содержание

 
Предисловие
Пояснительная записка к Типовой учебной программе по ли-тургике для высших учебных заведений по специальности Теология
Часть первая. Материалы для лекционных и практических занятий
Введение в изучение литургики
Храм как место церковного богослужения
Таинство Евхаристии
Священнослужители и церковнослужители
Богослужебные круги. Христианские праздники и посты
Священно-богослужебные и церковно-богослужебные книги. Богослужебное Евангелие
Богослужебный Апостол
Псалтирь. Следованная Псалтирь
Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник
Месяцеслов и Канонник
Пасхалия. Семиднев
Октоих
Ирмологий. Минея
Триодь
Требник. Книга молебных пений
Типикон. История церковного устава
Суточный круг богослужения. Вседневная вечерня
Великая вечерня
Повечерие. Полунощница
Вседневная утреня
Славословная утреня
Полиелейная утреня
Всенощное бдение
Часть вторая. Вопросы, упражения и литература по литургике
Вопросы по литургике
Упражнения по литургике
Литература
 

Акимов В. В. - Литургика - ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЛИТУРГИКИ

 
Понятие о литургике
 
Литургикой называется наука о христианском богослужении. Слово «литургика» происходит от греческого слова Хегтоирую («общее дело»), которым обозначалась общественная служба, или повинность, налагавшаяся в древности на состоятельных граждан. В Афинах так называлась обязанность богатых граждан нести общественные повинности в форме пожертвований на хор в трагедиях во время празднеств (хорпуга, одна из наиболее распространенных литургий), на угощение граждан своей филы (еотаатс,), на снаряжение военного корабля, триремы (xpinpapxia).
 
В христианскую эпоху под литургией стали понимать богослужение вообще или Божественную литургию в частности, как средоточие всего богослужения. Этим наименованием подчеркивается общественный характер христианского богослужения. Богослужение не может быть делом частным, но только делом общим, объединяющим всех верующих с Богом и друг с другом. По определению Петра Лебедева, литургика - «есть наука о богослужении вообще, как деле общественном, церковном и о формах его».
 
Понятие о богослужении
 
Богослужение - это определяемый церковным уставом особый порядок действий священнослужителей, церковнослужителей и народа, имеющих целью единение верующих друг с другом и с Богом. Действия, из которых состоит богослужение, заключаются главным образом в произнесении (пении и чтении) молитвословий, совершении поклонов с крестным знамением, торжественных шествиях, каждении, окроплении святой водой, помазании освященным маслом, различного рода благословениях и освящении предметов.
 
А во время Божественной литургии происходит также освящение Святых Даров и причащение ими.
 
Богослужение занимает важное место в усвоении христианами плодов спасения. Оно помогает христианам достичь подлинного единения друг с другом и с Богом. В богослужении человек имеет возможность получить особую освятительную божественную силу -благодать Божию. Посредством богослужения происходит общение человека с Богом, осуществляемое через молитву, личное обращение к Личному Богу.
В богослужении христиане участвуют в процессе богопознания. Этому способствуют и богослужебные тексты, и подаваемая в богослужении божественная благодать, и религиозные переживания, проистекающие от благодати и осмысления богослужебных текстов.
 
В древних языках встречается несколько слов, передающих различные оттенки человеческого знания. В церковнославянском языке -это слова «знание» и «ведение», относящиеся к знанию теоретическому и знанию, полученному на основе личного опыта. В богослужении верующий человек имеет возможность получать оба вида знания о Боге. Богослужебные тексты дают возможность теоретического познания в области богословия, несут знание для ума. Молитвенное богопознание, происходящее во время богослужения, есть опытное познание, вступление в личное отношение с Богом, несущее знание сердца.
 
Архимандрит Киприан (Керн) выделяет три важных богословских аспекта православного богослужения.
 
Во-первых, богослужение является внешним выражением внутренней веры, манифестацией, демонстрацией веры, религиозных переживаний, что само по себе способствует укреплению веры. Во-вторых, богослужение приобщает верующего человека к искупительному подвигу Иисуса Христа, является средством освящения. В-третьих, богослужение имеет важное дидактическое, поучительное значение, учит вере и нравственности. Богослужебные книги сами по себе являются поэтическим учебником по церковному вероучению и нравоучению.
 
Разделы литургики и их связь с богословскими дисциплинами
 
Православное богослужение можно изучать с нескольких сторон. Во-первых, со стороны практической. Этим занимается практический раздел литургики, который называют церковным уставом. Устав изучает систему церковного богослужения в том виде, который определяется ныне действующим уставом и современной практикой (устоявшимися правилами и обычаями). Этот раздел литургики связан с каноническим правом.
 
Если церковный устав интересует современная богослужебная практика, то история богослужения рассматривается разделом, который называют исторической литургикой. Историческая литурги-ка изучает развитие и изменение богослужебных чинов, песнопений, облачений, утвари, календаря и т. п. Этот раздел тесно соприкасается с церковной археологией (историей церковного искусства), церковной историей, патрологией.
Изучение богослужения возможно и как богословское осмысление чинов, последований, богослужебных текстов. В этом случае мы имеем дело с так называемым литургическим богословием.
 
Литургическое богословие - это «систематизация богословских идей, заключающихся в нашем богослужении, в наших церковных песнопениях, иконографических композициях.
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя esxatos