Акунин - Голоса времени - От истоков до монгольского нашествия

Борис Акунин - Голоса времени - От истоков до монгольского нашествия - сборник
Библиотека проекта Бориса Акунина  - История Российского Государства
 

 

Борис Акунин - Голоса времени - От истоков до монгольского нашествия - сборник

 
АСТ; Москва; 2015
ISBN 978‑5‑17‑089256‑3
 

Борис Акунин - Голоса времени - От истоков до монгольского нашествия - сборник - перевод с древнерусского - Содержание

 
  • Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати

    • Митрополит Иларион. Жизнь и «Слово»
    • Слово о Законе и Благодати
    • Молитва
    • Исповедание веры
    • Запись
    • Комментарии
    • Сокращения
  • Из «изборника 1076 года»

    • Слово некоего старца о чтении книг
    • Слово некоего отца к сыну своему, слова душеполезные
    • Поучение богатым
    • Поучение Исихия, пресвитера Иерусалимского
  • Пространная Правда Русская

    • Суд Ярослава Владимировича Русская Правда
  • Поучение Владимира Мономаха

    • Поучение
    • Рассказ Мономаха о своей жизни
    • Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
  • Сказание о Борисе и Глебе

    • Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу
  • Прядь об Эймунде Хрингссоне

    • Прядь об Эймунде Хрингссоне Здесь начинается повесть об Эймунде и Олаве конунге
    • Об Эймунде и Рагнаре
    • Эймунд прибыл в Гардарики
    • Договор Эймунда с Ярицлейвом конунгом
    • Эймунд победил в Гардарики
    • Совет Эймунда
    • Бой между братьями
    • Об Эймунде
    • Эймунд убил Бурицлава конунга
    • Эймунд конунг ушел от Ярицлейва к его брату
    • Мир между братьями Ярицлейвом и Вартилавом
    • Источники, литература, сокращения
  • Повесть об убиении Андрея Боголюбского

  • Слово о полку Игореве

    • Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова
  • Слово Даниила Заточника

    • Слово Даниила Заточника, которое он написал своему князю, Ярославу Владимировичу
 
 

Борис Акунин - Голоса времени - От истоков до монгольского нашествия - Митрополит Иларион. Жизнь и «Слово»

 
В «Повести временных лет» под 1051 годом читаем: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в Святой Софии, собрав епископов». За краткой этой записью стоит событие чрезвычайное в истории Древней Руси. Всего за шестьдесят три года до этого, в 988 году, отец Ярослава, киевский князь Владимир Святославич, сам принял христианство и повелел креститься киевлянам, или «просветил всю землю Русскую», как говорили о нем современники и потомки. Крестили князя и киевлян, по свидетельству летописца, греческие священники, привезенные Владимиром из Корсуня вместе с женой, византийской царевной. Все киевские митрополиты со времени основания на Руси митрополии были греками. Только патриарх Константинопольский мог направить в Киев митрополита. Ярослав Владимирович нарушил этот обязательный пункт церковного устава.
 
Избрание своего собственного патриарха, русского по происхождению, не просто означало попытку Ярослава утвердить самостоятельность Русской Церкви, но было также одним из проявлений общего политического и культурного подъема Руси к середине XI века. За время правления Святослава, Владимира и Ярослава Киевская держава расширила свои пределы и укрепила рубежи, на Руси было основано множество городов, украшенных великолепными храмами, развились законодательная деятельность, школьное образование, книжное дело.
 
Избрание русина Илариона митрополитом киевским означало и признание заслуг выдающегося церковного деятеля и политика, законодателя, философа, проповедника и литератора. В той же записи 1051 года составитель «Повести временных лет» рассказывает, «чего ради прозвася Печерский монастырь». А рассказ начинается с того, что князь Ярослав любил село Берестово и церковь Святых апостолов, которая была там. Церковь в Берестове, перестроенная в первой четверти XII века на том самом месте, где она была во времена Ярослава, – Спаса на Берестове, – и поныне служит одним из украшений Киева. Она находится рядом с Киево-Печерской Лаврой, в центре Киева, а в XI веке село Берестово было загородной резиденцией князя. Во времена Ярослава, рассказывает летопись, среди священников церкви в Берестове был один именем Ларион, «муж благ, и книжник, и постник». Летописец скуп на эпитеты в характеристике этого великого человека.
 
 

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos