Алфеев - Иларион - Иисус Христос - Жизнь и учение - 2 - Нагорная проповедь

Современная библеистика

Настоящая книга продолжает серию исследований, посвященных жизни и учению Иисуса Христа.
 
В первой книге[1] были изложены общие принципы, на которых будет строиться вся серия, и сведения, касающиеся четырех Евангелий — главного источника информации о жизни и учении Иисуса. Мы также рассказали об основных направлениях, в которых развивается современная новозаветная наука, обратив внимание на необходимость критического подхода к ее выводам и достижениям. Затем были рассмотрены начальные главы четырех Евангелий, включая повествования о рождении Иисуса, Его крещении от Иоанна, искушении в пустыне, выходе на проповедь, призвании учеников.
 
Отдельные главы книги были посвящены пророческому служению Иисуса, началу конфликта между Ним и фарисеями, а также описанию некоторых наиболее характерных особенностей Его личности и характера.
 
Вторая книга посвящена Нагорной проповеди, содержащей квинтэссенцию нравственного учения Иисуса Христа. Несмотря на то что существуют различные теории происхождения проповеди (есть мнение, что она представляет собой собрание изречений, произнесенных в разное время), мы будем рассматривать ее как единый связный текст — в том виде, в каком она дошла до нас.

[1] Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга I: Начало Евангелия. М., 2016.
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 2 - Нагорная проповедь

М. : Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо; Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. — 616 с.: ил.
ISBN 978-5-7533-1212-9 (т. 2)
ISBN 978-5-7533-1210-5
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 2 - Нагорная проповедь - Содержание

Предисловие
Глава 1. ОБЩИЙ КОНТЕКСТ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
  • 1.  Нагорная проповедь и Проповедь на равнине
  • 2.  Композиция и структура Нагорной проповеди
  • 3.  «Взошел на гору»
  • 4.  Кому адресована Нагорная проповедь?
  • 5.  Интерпретация Нагорной проповеди
Глава 2. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
  • 1.  «Блаженны нищие духом»
  • 2.  «Блаженны плачущие»
  • 3.  «Блаженны кроткие»
  • 4.  «Блаженны алчущие и жаждущие правды»
  • 5.  «Блаженны милостивые»
  • 6.  «Блаженны чистые сердцем»  
  • 7.  «Блаженны миротворцы» 
  • 8.  О гонениях на христиан
Глава 3. «СОЛЬ ЗЕМЛИ» И «СВЕТ МИРА»
  • 1.  Соль земли 
  • 2.  «Свет мира»
Глава 4. ЗАКОН И ПРОРОКИ
  • 1. Иисус и закон Моисеев
    • «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков»
    • «Доколе не прейдет небо и земля»
    • «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших»
    • «Какая первая из всех заповедей?» 
    • «Соблюди заповеди»
  • 2. «Вы слышали, что сказано древним» 
  • 3.Гнев и оскорбление
  • 4.Вожделение, прелюбодеяние, развод
    • Прелюбодеяние и вожделение
    • Учение о разводе и браке
  • 5.Клятва и ложь
    • «Не клянись вовсе»
    • Ложь — от лукавого
  • 6.Непротивление злу насилием
    • Закон адекватного возмездия
    • Непротивление злу
    • Христианский пацифизм?
    • Пример Иисуса
    • Христианское понимание непротивления злу
    • «Просящемуу тебя дай» 
  • 7.  Любовь к врагам
  • 8.  Христианское совершенство
Глава 5. МИЛОСТЫНЯ И МОЛИТВА
  • 1.  Праведность истинная и ложная
  • 2.  Милостыня
  • 3.  Молитва
Глава 6. «ОТЧЕ НАШ»
  • 1.   «Отче наш, сущий на небесах»
  • 2.   «Да святится имя Твое»
  • 3.   «Да приидет Царствие Твое»
  • 4.   «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»
  • 5.   «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» 
  • 6.   «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»  
  • 7.«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»
  • 8. Заключительное славословие
Глава 7. ПОСТ
Глава 8. БОГАТСТВО ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ
  • 1.  Сокровища на земле и не небе
  • 2.  Светильник для тела
  • 3.  Бог и маммона
  • 4.  Забота о завтрашнем дне
Глава 9. СУД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И СУД БОЖИЙ
Глава 10. «НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ»
Глава 11. «ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ»
Глава 12. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»
Глава 13. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ
  • 1.  Два пути
  • 2.  Лжепророки 
  • 3.  Дом на камне и дом на песке
  • 4.  «Он учил их, как власть имеющий»
Заключение
Библиография
Список сокращений
Именной указатель
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 2 - Нагорная проповедь - Предисловие

 
В Евангелии от Матфея Нагорная проповедь занимает особое место. Она следует за рассказом о выходе Иисуса на служение, предшествуя повествованиям о Его чудесах и притчах. Само ее местоположение в этом Евангелии и во всем корпусе Четвероевангелия заставляет видеть в ней своего рода духовно-нравственную программу, которая получает дальнейшее раскрытие на страницах Нового Завета.
 
Нагорная проповедь — самая длинная из всех речей Иисуса, содержащихся в синоптических Евангелиях. Это также заставляет выделить ее из прочего дидактического материала как поучение, имеющее особую значимость. В то же время Нагорную проповедь невозможно рассматривать изолированно от Евангелия от Матфея в целом, от других книг Нового Завета, а также от ветхозаветных нравственных установлений, с которыми она имеет прямую связь. Кроме того, ее не следует изучать в отрыве от последующей церковной традиции, в которой она имеет богатую историю толкования и практического применения.
 
Все эти соображения легли в основу того экзегетического метода, который будет последовательно применяться по отношению к каждому из разделов Нагорной проповеди в настоящей книге. Прежде всего мы будем рассматривать сам текст проповеди, отмечая в необходимых случаях имеющиеся разночтения в рукописной традиции, а также параллели к стихам Нагорной проповеди из других Евангелий. В тех случаях, когда тема, намеченная в проповеди, подробнее раскрывается в других поучениях Иисуса, внимание читателя будет привлечено к этим поучениям и их истолкованию.
 
Отдельное внимание будет уделено ветхозаветным параллелям к Нагорной проповеди, в частности тем текстам, на которые она прямо ссылается, которые комментирует, расширяет или обогащает. Генетическая зависимость проповеди от ветхозаветных текстов делает необходимым обращение в некоторых случаях к тем еврейским понятиям, которые были вероятными прототипами использованных в проповеди греческих терминов и формулировок.
 
Что же касается последующей еврейской традиции, отраженной в раввинистической литературе, то ее изучение вопреки мнению ряда исследователей вряд ли способно существенным образом обогатить наше понимание Нагорной проповеди. Проблема здесь не только в хронологическом промежутке между Новым Заветом и раввинистической литературой, основной корпус которой сформировался значительно позже появления на свет книг Нового Завета. Главной проблемой нам видится то, что раввинистическая литература принадлежит традиции, сознательно противопоставившей себя христианству. Эта традиция — прямая наследница и преемница учения фарисеев и книжников, которое Иисус жестко критиковал, в том числе в Нагорной проповеди.
 
Напротив, последующая христианская традиция стала той питательной средой, в которой семена, брошенные Иисусом, дали обильные всходы. Уже первые поколения христиан, включая апостола Павла и авторов новозаветных соборных посланий во второй половине I века, а также «мужей апостольских» во II веке, занимались систематическим истолкованием духовно-нравственного учения Иисуса. Эта работа была продолжена отцами Церкви III, IV и последующих веков. Их толкования и сегодня служат серьезным подспорьем для всякого, кто желает понять, как Нагорная проповедь может быть воплощена в жизнь в общине последователей Иисуса, воспринимающих Его учение не как отвлеченное морализирование или недостижимый идеал, а как руководство к действию.
 
Труды современных исследователей, посвященные тексту Нагорной проповеди и ее богословскому истолкованию, будут привлекаться постольку, поскольку это необходимо для лучшего понимания того или иного отрывка.
 
Мы не ставим перед собой задачу дать исчерпывающий анализ взглядов древних и современных толкователей на Нагорную проповедь. Гораздо важнее для нас понять, как Нагорная проповедь может применяться в современных условиях.
 
Очень часто современные толкования изречений Иисуса сводятся к попыткам узнать, что Он мог «иметь в виду», произнося те или иные слова в Своем собственном историческом контексте. При всей важности нахождения смысла, какой поучения Иисуса могли иметь для Его первоначальных слушателей, их значимость отнюдь не исчерпывается этим смыслом. Сводя значение слов Иисуса лишь к исторической ситуации, в которой они были произнесены, ученый неизбежно создает дистанцию между их предполагаемым значением в той ситуации и их практическим применением в других ситуациях. Между тем, произнося Свои поучения, Иисус не просто что-то «имел в виду»: Он приглашал к ответу. А этот ответ должен выражаться во вполне конкретных действиях в практической плоскости — действиях, не обусловленных исторической эпохой или обстоятельствами.
 
Настоящая книга, будучи продолжением книги «Начало Евангелия», в свою очередь, является прологом к исследованиям о чудесах и притчах Иисуса. Этим двум темам будут посвящены следующие две книги серии «Иисус Христос. Жизнь и учение».
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Поп Упырь Лихой