Алфеев - Иларион - Иисус Христос - Жизнь и учение - 4 - Притчи Иисуса

Алфеев - Иларион - Иисус Христос - Жизнь и учение - 4 - Притчи Иисуса
Современная библеистика

Настоящая книга посвящена притчам Иисуса Христа, содержащимся в трех синоптических Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки. Книга продолжает серию исследований, посвященных жизни и учению Иисуса Христа. В соответствии с общим замыслом серии ее основная тема разделена на крупные тематические блоки: 1) рождение и детство Иисуса, начало служения; 2) Нагорная проповедь; 3) чудеса; 4) притчи; 5) Иисус в Евангелии от Иоанна; 6) Страсти и воскресение. Каждому тематическому блоку соответствует одна книга.
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 4 - Притчи Иисуса

М. : Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо; Общецерковная аспирантура и докторантура, 2017. — 608 с: ил.
ISBN 978-5-7533-1214-6 (т. 4)
ISBN 978-5-7533-1210-5
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 4 - Притчи Иисуса - Содержание

Предисловие 
Глава 1. ПРИТЧИ ИИСУСА И ИХ ПОНИМАНИЕ 
  • 1. Притчи в Ветхом Завете 
  • 2. Почему Иисус говорил притчами? 
  • 3. Притчи Иисуса: классификация
    • Классификация по длине 
    • Классификация по наличию в одном, двух или трех Евангелиях 
    • Классификация по наличию или отсутствию толкования 
    • Классификация по месту и времени произнесения 
    • Классификация по содержанию 
  • 4. Притчи Иисуса: основные конструктивные элементы 
  • 5. Притчи Иисуса: способы интерпретации 
Глава 2. ПОУЧЕНИЕ В ПРИТЧАХ 
  • 1. Сеятель 
  • 2. Пшеница и плевелы 
  • 3. Семя в земле  
  • 4. Горчичное зерно 
  • 5. Закваска в тесте 
  • 6. Сокровище на поле и жемчужина 
  • 7. Невод  
Глава 3. ДРУГИЕ ГАЛИЛЕЙСКИЕ ПРИТЧИ 
  • 1. Дети на улице 
  • 2. Два должника  
  • 3. Заблудшая овца  
  • 4. Немилосердный заимодавец 
Глава 4. ПРИТЧИ НА ПУТИ В ИЕРУСАЛИМ
  • 1. Милосердный самарянин 
  • 2. Докучливый друг и докучливая вдова
  • 3. Безумный богач
  • 4. Бодрствующие рабы
  • 5. Бесплодная смоковница
  • 6. Строитель башни и царь, идущий на войну
  • 7. Потерянная драхма
  • 8. Блудный сын
  • 9. Неверный управитель
  • 10. Богач и Лазарь
  • 11. Послушный раб
  • 12. Мытарь и фарисей
  • 13. Работники в винограднике
Глава 5. ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПРИТЧИ
  • 1. Два сына
  • 2. Злые виноградари
    • Бог и Его виноградник
    • «Бессилие» Бога и краеугольный камень
  • 3.Брачный пир
    • Две версии притчи
    • Антииудейский контекст
    • Брачный пир как образ Евхаристии
    • Человек без брачной одежды
  • 4. Десять дев
  • 5. Таланты и мины
  • 6. Ожидание хозяина дома
Заключение
Библиография
Список сокращений
Именной указатель
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 4 - Притчи Иисуса - Предисловие

 
В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус Христос. Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, Он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей — ни в первом, ни в других поколениях — не обращался к жанру притчи[1]. Мы не находим притч ни в книге Деяний, ни в соборных посланиях, ни в посланиях Павла, ни в творениях мужей апостольских, ни в сочинениях отцов Церкви (за исключением единичных случаев, скорее напоминающих сравнения и метафоры, чем полноценные притчи, подобные сюжетным притчам из синоптических Евангелий).
В Своей речи Иисус часто прибегал к образам, сравнениям, заимствованным из повседневной жизни или из мира природы.
 
Однако не все эти сравнения можно отнести к жанру притч. Так, например, в Нагорной проповеди ученики названы солью земли и светом мира (Мф. 5:13-16): это сравнение, но не притча. Далее в той же проповеди Иисус предлагает ученикам взглянуть на птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и на лилии полевые, которые ни трудятся, ни прядут (Мф. 6:26,28). Эти сравнения указывают на заботу Бога о человеке и призваны проиллюстрировать главную мысль, развиваемую на конкретном отрезке текста Нагорной проповеди: Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?,. Не заботьтесь о завтрашнем дне... (Мф. 6:31,34). Но они также не являются притчами. К числу притч можно отнести только завершение Нагорной проповеди — слова о муже благоразумном, построившем дом на камне, и о человеке безрассудном, построившем дом на песке (Мф. 7:24-27).
 
В настоящей книге мы не будем рассматривать ни сравнения, вошедшие в Нагорную проповедь[2], ни содержащиеся в Евангелии от Иоанна поучения о добром пастыре (Ин. 10:1-16) и виноградной лозе (Ин. 15:1-8). Эти поучения имеют некоторое сходство с притчами, поскольку в них используется язык метафор[3]. Однако, как правило, они не включаются в исследования, посвященные притчам. Мы рассмотрим их в 5-й книге серии «ИисусХристос. Жизнь и учение», целиком посвященной Евангелию от Иоанна.
Объектом нашего внимания в настоящей книге не станут различные краткие высказывания, имеющие некоторое сходство с притчами, например: нездоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12; Мк. 2:17; Лк. 5:31).
 
Поучение о Страшном суде из Евангелия от Матфея (Мф. 25:31-46) иногда включается в число притч на том основании, что оно начинается со сравнения праведников с овцами, а прочих — с козлами. Однако в дальнейшем это сравнение никак не развивается.
 
С нашей точки зрения, поучение не является притчей: его следует рассматривать отдельно от притч — внутри той речи, частью которой оно является[4].
 
В настоящей книге мы обратимся только к тем историям, которые представляют собой полноценные притчи — с фабулой, сюжетом и действующими лицами. Они будут рассматриваться в той последовательности, в какой были произнесены, насколько ее возможно восстановить по трем синоптическим Евангелиям. Соответственно, притчи будут разделены натри категории: относящиеся к галилейскому периоду служения Иисуса; произнесенные на пути из Галилеи в Иерусалим; произнесенные в Иерусалиме в последние дни Его земной жизни.



[1] Albright W.F., Mann С. S. Matthew. Introduction, Translation and Notes. P. CXXXII.
[2] Эти сравнения были рассмотрены нами в книге, посвященной Нагорной проповеди. См.: Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. II: Нагорная проповедь. С. 481-494.
[3] О притчевом и метафорическом характере поучений Иисуса в Евангелии от Иоанна см.: Dodd С. Н. Historical Tradition in the Fourth Gospel. P. 366-387.
[4] Эта речь будет рассмотрена в 6-й книге серии «Иисус Христос. Жизнь и учение».
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Tov