Алфеев - Иларион - Иисус Христос - Жизнь и учение - 6 - Смерть и воскресение

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 6 - Смерть и воскресение
Современная библеистика

Настоящая книга завершает серию под названием «Иисус Христос. Жизнь и учение».
В предыдущих пяти книгах серии мы рассмотрели материал из четырех канонических Евангелий, предшествующий последнему посещению Иисусом Иерусалима. В первой книге речь шла о рождении Иисуса, Его детстве, начале Его общественного служения. Вторая книга была посвящена Его нравственному учению, изложенному на основе Нагорной проповеди (Мф. 5-7). Третья и четвертая книги были посвящены, соответственно, чудесам и притчам Иисуса. В пятой книге мы сконцентрировались на том материале Евангелия от Иоанна, который не имеет параллелей у синоптиков.
 
К событиям, относящимся к последним дням земной жизни Иисуса, мы до настоящего времени не обращались, за исключением одного чуда (иссушения смоковницы), которое было рассмотрено в третьей книге, нескольких притч, рассмотренных в четвертой книге, и изложенной в Евангелии от Иоанна беседы Иисуса с учениками после Тайной Вечери, ставшей объектом нашего внимания в пятой книге. В ней же мы рассказали об изгнании торгующих из храма — событии, которое Иоанн относит к началу земного служения Иисуса, а Матфей и Марк — к концу (мы придерживаемся взгляда, согласно которому речь идет о двух разных эпизодах).
 
Настоящая книга целиком посвящена событиям, разворачивавшимся в течение нескольких дней и знаменовавшим собой окончание земной истории Иисуса Христа — Сына Божия и Сына Человеческого.
 
Что говорят нам евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему их повествования об этих событиях столь существенно разнятся и насколько они достоверны? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? В чем значение смерти Иисуса для христиан и почему Воскресение Христово остается главным праздником христианской Церкви, центральным пунктом христианского богословия? Почему история последних дней земной жизни Христа продолжает двадцать веков спустя оказывать столь мощное духовно-эмоциональное воздействие на миллионы людей? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга.
 
Четыре канонических Евангелия построены по единому плану в том отношении, что их завершающие, весьма значительные по объему разделы посвящены последним дням земной жизни Иисуса и Его воскресению. Наиболее показательно в этом плане Евангелие от Иоанна. Лишь половина его (главы 1-11) посвящена событиям, вмещающимся в три с небольшим года общественного служения Иисуса. Вся вторая половина (главы 12-24) посвящена последним дням Его земной жизни, Его смерти и воскресению. В синоптических Евангелиях соотношение несколько иное: у Матфея и Марка события последних дней составляют около трети повествования (Мф., гл. 21-28, Мк., гл. 11-16), у Луки — около четверти (Лк. 19:19-24:53).
 
Тем не менее во всех четырех Евангелиях при всей разнице между ними именно завершающий раздел составляет смысловую сердцевину: все предшествующее повествование может быть названо развернутым введением в него.
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 6 - Смерть и воскресение

М. : Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо; Общецерковная аспирантура и докторантура, 2017. — 848 с.: ил.
ISBN 978-5-7533-1216-7 (т. 6)
ISBN 978-5-7533-1210-5
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 6 - Смерть и воскресение - Содержание

Предисловие 
Глава 1. «ИЕРУСАЛИМ, ИЗБИВАЮЩИЙ ПРОРОКОВ»
  • 1.«Восходя в Иерусалим».Предсказания Иисуса о Своей смерти
  • 2. Вход в Иерусалим
  • 3. Иисус оплакивает Иерусалим
Глава 2. ДИАЛОГИ В ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ
  • 1. «Какою властью Ты это делаешь?»
  • 2. Подать кесарю
  • 3. Диалог с саддукеями о воскресении
  • 4. «Какая первая из всех заповедей?»
  • 5. «Сын Давидов»
Глава 3. ИЕРУСАЛИМ. ПОСЛЕДНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ
  • 1. Обличение книжников и фарисеев
  • 2. Две лепты вдовы 
  • 3. Предсказание о разрушении Иерусалима 
  • 4. Предсказание о втором пришествии 
  • 5. Страшный суд 
Глава 4. ЗАГОВОР ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ, ВЕЧЕРЯ В ВИФАНИИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ
  • 1. Заговор первосвященников
  • 2. Вечеря в Вифании 
  • 3. Предательство Иуды 
Глава 5. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
  • 1. Хронология событий
  • 2. Приготовления к Тайной Вечер 
  • 3. Омовение ног 
  • 4. Предсказание о предательстве Иуды 
  • 5. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой?
  • 6. Благословение хлеба и вина
  • 7. Был ли Иуда участником Евхаристии?
  • 8. На пути в Гефсиманию
Глава 6. ГЕФСИМАНИЯ
  • 1. Гефсиманское борение 
  • 2. Арест
Глава 7. ИИСУС ПЕРЕД ИУДЕЙСКИМИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКАМИ
  • 1. Допрос у Анны
  • 2. Допрос у Каиафы
  • 3. Отречение Петра 
  • 4. «И повели Его к Пилату» 
  • 5. Кто несет ответственность за смерть Иисуса? 
  • 6. Конец Иуды
Глава 8. СУД ПИЛАТА
  • 1. Исторические сведения о Пилате
  • 2. «Ты Царь Иудейский?»
  • 3. Иисус у Ирода 
  • 4. Иисус или Варавва? 
  • 5. Бичевание 
  • 6. «Се, Человек»
Глава 9. РАСПЯТИЕ 
  • 1. Распятие в древнем мире
  • 2. Путь на Голгофу
  • 3. Распятие Иисуса 
  • 4. Злословие толпы. Разбойники на кресте 
  • 5. Матерь Иисуса у креста
  • 6. Смерть Иисуса 
  • 7. Завеса в храме. Землетрясение 
  • 8. Сотник, воины и женщины
  • 9. Погребение
  • 10. Плащаница
  • 11. Первосвященники и фарисеи у Пилата
  • 12. Искупительный смысл крестной смерти Иисуса Христа
  • 13. Новое откровение Бога 
Глава 10. ВОСКРЕСЕНИЕ
  • 1. Пустой гроб
  • 2. Петр и Иоанн у гроба
  • 3. «Длинное окончание» Евангелия от Марка 
  • 4. Первое явление воскресшего Иисуса 
  • 5. Лжесвидетельство стражей
  • 6. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
  • 7. Явление одиннадцати
  • 8. Явление в Галилее. Свидетельство Иоанна
  • 9. Два заключения Евангелия от Иоанна 
  • 10. Послание на проповедь 
  • 11. Вознесение
  • 12. Сколько раз воскресший Иисус являлся ученикам?
  • 13. Значение воскресения Христова для христианской Церкви 
  • 14.Альтернативные версии воскресения 
Заключение 
Библиография 
Список сокращений 
Именной указатель 
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель иллюстраций, вошедших в книгу
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Иисус Христос - Жизнь и учение - В 6 книгах -  Книга 6 - Смерть и воскресение - Иерусалим, избивающий пророков

 
Какое место занимал Иерусалим в жизни Иисуса Христа? Если судить по Евангелиям от Матфея и Марка, то вплоть до Его торжественного входа в Иерусалим этот город не занимал в Его жизни никакого места. Основное действие этих Евангелий разворачивается в Галилее, упоминаются другие области (Заиорданье, страны Кесарии Филипповой, земля Гадаринская, или Гергесин-ская, Иерихон), но об Иерусалиме в них ничего не говорится. На этом основании можно было бы предположить, что Иисус вообще не бывал здесь до того, как торжественно вошел сюда за несколько дней до Своей последней Пасхи.
 
Несколько иную картину рисует евангелист Лука. От него мы узнаём, что сорокадневный Младенец Иисус был принесен родителями в храм Иерусалимский, где Его благословили старец Симеон и праведная Анна (Лк. 2:22-38). В этом же Евангелии мы узнаём о случае, произошедшем с двенадцатилетним Отроком Иисусом, когда во время ежегодного паломничества в Иерусалим на Пасху Он не вернулся со Своими родителями, а остался в храме, чтобы послушать наставления учителей (Лк.2:41-50). Композиционной особенностью Евангелия от Луки является то, что значительная часть материала (около трети от общего объема) встроена в последнее путешествие Иисуса в Иерусалим (Лк.9:51-19:28). По ходу этого путешествия Иерусалим многократно упоминается, как бы незримо присутствуя в повествовании, но основные события тем не менее происходят вне него.
 
И только из Евангелия от Иоанна мы узнаём о том, что обычай посещать Иерусалимский храм по большим праздникам Иисус сохранял и после Своего выхода на проповедь. Именно в Иерусалиме происходят те беседы и чудеса Иисуса, о которых повествует Иоанн. Его Евангелие, таким образом, восполняет очень существенную лакуну, образовавшуюся вследствие того, что евангелисты-синоптики концентрируют основное внимание на Галилее и других областях Палестины, обходя молчанием главный город всего израильского народа, центр его религиозной и политической жизни.
 
Евангелисты рисуют Иисуса Человеком, Который знал не только о том, что Ему надлежит умереть на кресте, но и что это произойдет в Иерусалиме. Объяснял Он это тем, что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима (Лк. 13:33). За этим объяснением, кажущимся простым и кратким, стоит вся история взаимоотношений Бога с израильским народом, — история, в которой особое место занимали пророки.
 
Как мы отмечали в книге «Начало Евангелия», Иисус видел в Своей миссии продолжение миссии пророков. Об этом Он говорил в Нагорной проповеди (Мф. 5:17), во многих притчах, в особенности в притче о злых виноградарях (Мф. 21:33-41; Мк. 12:1-9; Лк. 20:9-16), в полемике с иудеями. Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, но продолжают дело своих отцов, которые были убийцами пророков (Мф. 23:29-32). И в Галилее, и за ее пределами Иисус приобрел репутацию великого Пророка. Вопреки бытовавшему мнению, Он не был лишь одним из пророков: Он был обетованным Мессией. Но внешние параметры Его земного служения во многом напоминали образ жизни и образ действий пророков. И закончить жизнь Он должен был так же, как заканчивали ее многие пророки: насильственной смертью в Иерусалиме.
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя ushpizin