Амвросий Медиоланский - Собрание творений - Том 6

Амвросий Медиоланский - Собрание творений - Том 6
Совместный издательский проект ПСТГУ и Veneranda Biblioteca Ambrosiana «Собрание творений святителя Амвросия Медиоланского»

В горниле грандиозных богословских столкновений IV в. начиная примерно с 360 г. кристаллизируется учение о Святом Духе. До этого момента вопросы пневматологии не вызывали живого интереса у христианских писателей и богословов, и лишь в ходе арианского противостояния церковная мысль, исследовав и прояснив отношения между первыми двумя божественными Ипостасями, Отцом и Сыном, приступила к богословскому размышлению о третьем Лице Троицы.
 

святитель Амвросий Медиоланский - Собрание творений - На латинском и русском языках - Том  VI

святитель Амвросий Медиоланский; [сост. Н. А. Кулькова; пер. с лат. иером. Амвросия (Мацегоры), Т. Л. Александровой]
М.: Изд-во ПСТГУ, 2016.-440 с.
ISBN 978-5-7429-1045-9
Переводы с латинского языка: иером. Амвросия (Мацегоры) («О Святом Духе»), Т. Л. Александровой («Гимны. Эпиграммы. Надписи»)
 

святитель Амвросий Медиоланский - Собрание творений - На латинском и русском языках - Том  VI - Содержание

Список сокращений
DE SPIRITV SANCTO / О СВЯТОМ ДУХЕ
Иером. Амвросий (Мацегора). Предисловие переводчика
Г. Е. Захаров. Переписка свт. Амвросия Медиоланского с императором Грацианом
Библиография
De Spiritu Sancto
  • Liber primus
  • Liber secundus
  • Liber tertius
О Святом Духе
  • Книга первая
  • Книга вторая
  • Книга третья
Индекс имен и географических названий к трактату «О Святом Духе»
Индекс цитат из Священного Писания к трактату «О Святом Духе»
Указатель имен
HYMNI, INSCRIPTIONES, TITVLI / ГИМНЫ, ЭПИГРАММЫ, НАДПИСИ
Е. А. Трубенок. Гимн в христианском латинском богослужении
Т. Л. Александрова. Предисловие переводчика
Библиография
Hymni
  • Hymnus 1. [Ad galli cantum]
  • Hymnus 2. [In aurora]
  • Hymnus 3. [Ad horam tertiam]
  • Hymnus 4. [Ad horam incensi]
  • Hymnus 5. [In natale Domini]
  • Hymnus 6. [In Epiphaniis Domini]
  • Hymnus 7. [In die Paschae]
  • Hymnus 8. [In ss. Petri et Pauli]
  • Hymnus 9. [In sancti Iohannis]
  • Hymnus 10. [In sancti Laurentii]
  • Hymnus 11. [In sanctae Agnes uirginis et martyris]
  • Hymnus 12. [In ss. Victoris, Naboris, Felicis]
  • Hymnus 13. [In inuentione ss. Protasii et Geruasii]
  • Hymnus 14. [In natale martyrum]
  • Hymnus 15. [Hymnus uirginitatis]
  • Hymnus 16. [Ad horam tertiam]
  • Hymnus 17. [Ad horam sextam]
  • Hymnus 18. [Ad horam nonam]
  • Hymnus 19. [Те Deum]
Inscriptions
Tituli
Гимны
  • Гимны на часы дня
    • Гимн 1. [На пение петуха]
    • Гимн 2. [На восход солнца]
    • Гимн 3. [На третий час дня]
    • Гимн 4. [Светильничная молитва]
  • Гимны на праздники
    • Гимн 5. [На Рождество Христово]
    • Гимн 6. [На Богоявление]
    • Гимн 7. [На праздник Пасхи]
  • Гимны «римским» святым
    • Гимн 8. [На день памяти свв. апп. Петра и Павла]
    • Гимн 9. [О св. ап. Иоанне Богослове]
    • Гимн 10. [О св. мч. Лаврентии]
    • Гимн 11. [О св. мц. деве Агнии]
  • Гимны «медиоланским» святым
    • Гимн 12. [О свв. мчч. Викторе, Наборе и Феликсе]
    • Гимн 13. [На обретение мощей свв. мчч. Протасия и Гервасия]
  • Гимны, приписываемые сет. Амвросию
    • Гимн 14. [О святых мучениках]
    • Гимн 15. [Гимн девству]
    • Гимн 16. [На третий час дня]
    • Гимн 17. [На шестой час дня]
    • Гимн 18. [На девятый час дня]
    • Гимн 19. [Тебе Бога хвалим]
Эпиграммы
Надписи
Е. М. Верещагин. Древнейшая славяно-русская традиция богослужебного почитания свт. Амвросия Медиоланского
 

святитель Амвросий Медиоланский - Собрание творений - На латинском и русском языках - Том  VI - DE SPIRITV SANCTO О СВЯТОМ ДУХЕ - Предисловие переводчика

 
Краткая пневматологическая формула в Никейском изложении веры (325 г.): «Веруем... и в Духа Святого»[1] — привела к различным ее толкованиям, но благодаря великим защитникам божественного достоинства Святого Духа, таким как свт. Афанасий Александрийский, свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и Дидим Слепец, была заменена продуманным и развернутым изложением II Вселенского собора в Константинополе (381 г.): «Веруем... и в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцем и Сыном поклоняемого и славимого, изрекавшего чрез пророков»[2].
 
Весной 381 г., почти одновременно со II Вселенским собором и за несколько месяцев до собора в Аквилее, свт. Амвросий пишет свой фундаментальный труд «О Святом Духе», без которого невозможно дать верную оценку его богословскому наследию и который позволяет понять и оценить высокий уровень его образования, его способность собирать воедино лучшие богословские идеи, развивать их благодаря глубокому знанию Священного Писания и применять в своей пастырской деятельности.
Ко времени появления этого трактата греческие отцы уже около 20 лет полемизировали о божестве Святого Духа, но Запад все еще оставался в стороне от идущих споров. Именно свт. Амвросий выступил посредником между восточным и западным богословием, его сочинение стало первым в латинской среде, полностью посвященным пневматологии, и с этого момента можно говорить, что христианский Запад благодаря четкому изложению своей веры вступает в борьбу против пневматомахов (духоборцев).
 
Большинство ученых сходятся во мнении, что трактат «De Spiritu Sancto» был составлен после пяти книг «De fide» в первой половине 381 г.[3] Датировать трактат помогают сведения, находящиеся в нем самом, а также письма, которыми обменялись император Грациан и свт. Амвросий: «Cupio valde» и «Non mihi adfectus defuit»[4]. Terminus post quem определяют упоминаемые свт. Амвросием события: оставление Константинопольского престола епископом Демофилом[5] и избрание на него Григория Богослова осенью 380 г., смерть в 381 г. правителя готов Атанариха, примирившегося к концу жизни с императором Феодосием и принявшего никейскую веру[6]. Terminus ante quem — начало мая 381 г., дата смерти епископа Александрийского Петра[7], о котором свт. Амвросий говорит еще как о живом (spin 1. 18).
 
Для свт. Амвросия в этот период сохраняет свою актуальность его противостояние арианам. Но для императора был важен внутренний мир в стране для успешной борьбы с готами, большая же часть армии была арианского исповедания, поэтому он всеми способами искал примирения между никейцами и арианами[8]. Подтверждением вынужденной осторожности, проявляемой Грацианом, служит конфискация им православной базилики в Ме-диолане в пользу ариан, которая была возвращена обратно никей-цам после того, как он почувствовал себя на троне уверенно[9].
 



[1] Conciliorum OECUMENICORUM decreta. Bologna, 1973. P. 5 (рус. пер. см.: Деяния Вселенских соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 69—70).
[2] (Там же. Т. 1. С. 119-120).
[3] См.: Palanque J.-R. Saint Ambroise et PEmpire romain: Contribution a Phistoire des rapports de l'Eglise et de l'Etat a la fin du IVе siecle. P., 1933. P. 503-504; Dudden F The Life and Times of St. Ambrose. Oxford, 1935. P. 699; ParediA. Sant'Ambrogio e la sua eta. Milano, 1960. P. 265-266, 541; Faller O. Prolegomena // Sancti Ambrosii Opera. Pars VIII: De Spiritu Sancto libri tres / Recens. O. Faller. Vindobonae, 1964. (CSEL; 79). P. 15*-17*. (Далее — Faller.)
[4] См.: epist. ex. c. 12 (рус. пер. см.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. М., 2015. С. 395-399). О переписке Грациана и свт. Амвросия см. ниже.
[5] См.: spin s. 1. 19.
[6] См.: spin s. 1. 17. Подробнее об Атанарихе см.: Visona G. «Gog iste gothus est». L'ombra di Adrianopoli su Ambrogio di Milano // Studia Ambrosiana. Saggi e ricerche su Ambrogio e l'eta tardoantica. 2011. 5. P. 157—158.
[7] Петр Александрийский умер незадолго до II Вселенского собора (май 381 г.), в котором участвовал уже его преемник Тимофей.
[8] См.: Dudden F. The Life and Times... P. 188; Palanque J.-R. Saint Ambroise et l'Empire romain... P. 61.
[9] Подробнее об эпизоде с базиликой и об отношениях между Грацианом и Амвросием см.: Paredi A. Sant'Ambrogio е la sua etu. P. 257—266; Fallen P. 8*-14*; Palanque J.-R. Saint Ambroise et l'Empire romain... P. 39-77.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя ushpizin