Андиа - Восточные и западные мистики

Изабель де Андиа - Восточные и западные мистики
Библиотека журнала "Символ" - Христианская мысль - Тексты и исследования
Что объединяет между собой сочинения столь различных авторов, как Антоний Великий и отцы из Скитской пустыни, Исаак из Ниневии (нынешний Мосул), испанские кармелиты Золотого века и Эдит Штайн, христианка еврейского происхождения, погибшая в Освенциме в 1942 г.?
 
Время – c IV по XX в. – и пространство их разделяют: пустыни Египта, Каппадокии или современного Ирака, суровые или магические пейзажи Кастилии или Гренады. Еще и сегодня радуется взор при виде того, как над пустыней возле Красного моря возвышается монастырь святого Антония, а над кастильским плато – стены Авилы; как радует его и вид того островка Леринского архипелага, где святой Гонорат поселился по возвращении из лавр Палестины, подобно Кассиану, обосновавшемуся в Сен-Викторском аббатстве в Марселе.
 
Языки их разделяют: малоизвестные, как греческий или латынь, коптский или сирийский, или вполне «живые», как испанский; но научиться их языку значит уже «жить» с ними в близости, превосходящей время и пространство. Все отделяет их друг от друга и от нас, но призыв Христа и любовь Иисуса объединяет их друг с другом и с нами, в Нем и ради Него.
 

Изабель де Андиа - Восточные и западные мистики

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2012. 376 с.
ISBN 978-5-94342-063-5
 

Изабель де Андиа - Восточные и западные мистики - Оглавление

Предисловие монсиньора Кристофа Шёнборна
Предисловие отца Бориса Бобринского
  • ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ МИСТИКИ, ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
    • I.  Различие и общность
    • II.  Во имя Отца и Сына и Святого Духа
    • III.  Исихасты и кармелиты
    • IV.  Современность: Сошествие во ад
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МОНАХИ И ПУСТЫНИ
    • Глава I.  Антоний Великий, Теодидакт
      • I. Божественное вдохновение
      • II. Духовные упражнения
      • III. Божественное наставление
    • Глава II.  «Во свете Твоем мы видим свет» (Пс 35, 10). Освящение духом в De Spiritu Sancto Святого Василия
      • I.  «Во Свете Твоем»
      • II. «Мы увидим»
      • III. «Свет»
    • Глава III.  Исихия и созерцание у Исаака Сирина
      • Введение. Жемчужина
      • I. Исихия
      • II.  Переход от действия к созерцанию Распятие ума
      • III. Переход от чистой молитвы к созерцанию: созерцание умом
      • Заключение
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРЕОБРАЖЕНИЕ И КРЕСТ
    • Глава IV.  Таинство Преображения
      • I. Экзегеза
      • II. Богословие
    • Глава V.  Две Парусии Пронзенного Христа
      • I. Они у зрят
      • II.  Тот, Которого пронзили
      • III. Который был и есть и грядет
    • Глава VI.  Отрицательное богословие и Крест
      • I. Отрицательное богословие
      • II. Крест
      • III. Распятие, смирение и созерцание
      • Заключение. Распятое и несказбнное Слово
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СТРАДАЮЩИЙ БОГ И БОГ УТЕШИТЕЛЬ
    • Глава VII.  Страдание Слова и сострадание Бога
      • I. Бог пострадал
      • II. Божественное сострадание
      • III. Рана в сердце
    • Глава VIII. Эрос и агапе: божественная страсть любви
      • I. Библейский контекст
      • II.  Любовь и Прекрасное
      • III. Любовь и страсть
      • IV. Распятая любовь
      • Заключение. Путь, знак и плоды любви
    • Глава IX.  Бог всякого утешения. Утешение в философии и у пророков
      • I. Утешение Израиля
      • II.  Скорбь и утешение
      • III. Бог всякого утешения
      • Заключение
  • ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СЕРДЦЕ И ОЧИ
    • Глава X.  Чистота сердца
      • I.  Единственная любовь и простота сердца
      • II. Соблюдение сердца
      • III. Сердце – источник чистоты
      • Заключение. Чистота сердца
    • Глава XI.  Имя Иисуса, Сердце и Дух. Иисусова молитва и исихазм в Восточной Церкви
      • I. Имя Иисуса
      • II. Сердце
      • III. Дух
      • Заключение
    • Глава XII.  Глаза души
      • I.  Душа и взгляд
      • II.  Взгляд и сердце
      • III. Дух и взгляд
  • ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ВЗГЛЯД НА КАРМЕЛЬ
    • Глава XIII. Человечество Христа у святой Терезы Авильской
      • I.  Человечество Христа: дверь и путь
      • II. Пробуждение любви
      • III. Образ Христа в душе
      • IV. Прославленное человечество Христа
      • Заключение
    • Глава XIV. Святой Хуан де ла Крус и мистическое богословие святого Дионисия Ареопагита
      • I.  Восхождение на гору Кармель
      • II. Темная ночь
      • III. Духовная песнь
      • IV. Живое пламя
      • Заключение. Синай и гора Кармель
    • Глава XV.  Эдит Штайн и знак Креста
      • I.  От Йом-Киппура к Освенциму
      • II. Наука креста
      • III. Жертвоприношение
      • Двойное «свидетельство» Эдит Штайн
  • Приложение

Изабель де Андиа - Восточные и западные мистики - Предисловие монсиньойора Кристофа Шёнборна

 
Эту книгу вполне можно было бы назвать не «Восточные и западные мистики», а «Святые восточных Церквей и латинской Церкви». Здесь представлены портреты святых, а именно догмат об общении святых, сформулированный в НикеоКонстантинопольском Символе веры, позволяет приблизиться к тайне Церкви. Четыре «признака» Церкви – единая, святая, вселенская и апостольская – взаимосвязаны, и там, где есть святость, есть и вселенскость и тайное единство.
 
Образы святых – это лица людей, в которых земное смешано с небесной славой. Они сформированы своей землей, своей историей и своим языком, и все же они похожи друг на друга, ибо они похожи на Христа, ради которого они оставили все. Дух начертывает на их лицах и в их жизни образ и подобие Иисуса и устанавливает между ними общение как между членами одного тела.
 
Общение со святыми не есть благочестивое воспоминание о них, но источник более глубокого единения с Христом и в Нем – более глубокого единства в Церкви. Как говорится в Катехизисе Католической церкви: «Мы чтим память небожителей не только ради их примера, но еще более ради того, чтобы единство всей Церкви в Духе укреплялось через братскую любовь. Ибо как общение между христианами на земле приближает нас ко Христу, так и общение со святыми соединяет нас со Христом, от Которого исходит как от их Главы всяческая благодать и жизнь самого народа Божия» (957).
 
Образы Христа, они являются прообразами Церкви, которая была единой, когда родилась из пронзенного сердца Христа, и снова воссоединится во славе и посредством славы. Комментируя первосвященническую молитву Христа в Ин 17, 21: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», Григорий Нисский в XV Слове на Песнь Песней говорит: «А связующее в это единение есть слава. И что славою называется Дух Святой, этому не будет противоречить никто из людей разборчивых, обратив внимание на собственные слова Господа. Ибо говорит: “славу, которую Ты дал Мне, Я дал им” (Ин 17, 22); потому что действительно дал ученикам такую славу Сказавший им: “примите Духа Святого” (Ин 20, 22). Приял же эту славу, которую всегда имел прежде бытия мира, облекшийся в естество человеческое, по прославлению которого Духом совершается всему сродственному раздаяние славы Духа, начавшись с учеников. Поэтому говорит Господь: “славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино” (Ин 17, 22–23)».
 
Первосвященнической молитве Христа за учеников из Евангелия от Иоанна отвечает в Откровении молитва Духа и Невесты, которые говорят: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20). Христос, обретший славу перед лицом Отца, посылает Церкви Духа во время Пятидесятницы в виде огненных языков; а Дух в свою очередь исторгает у Церкви молитву Невесты, ожидающей возвращения Жениха. И как многочисленны языки пламени, сошедшие на головы апостолов в Троицын день, так многочисленны и молитвы святых, возносящиеся словно фимиам к престолу Божию. Ибо не только лики святых как живые иконы предложены здесь нашему вниманию, но также и формы их молитвы: исихазм восточной Церкви или кармелитская молитва.
 
Молитва есть одновременно «плод уст» (Евр 13, 15) и «воздыхания неизреченные» Духа (Рим 8,  26); и имя Иисусово, вдыхаемое и выдыхаемое в Духе, в этом беспрестанном повторении возгласа мытаря, есть в то же время обращение сердца. Молитва есть также встреча сердцем к сердцу, «лицом к лицу» или «устами к устам», согласно толкованию Исхода святым Хуаном де ла Крус. Об этом обмене любовью он осмеливается сказать, что через него человек становится причастен дыханию Духа в недрах Троицы. Каковы бы ни были пути и традиции, христианская молитва имеет тринитарный смысл: призыв «Авва, Отче!» (Рим 8, 15; Гал 4, 6) и исповедание того, что Христос – Господь (1 Кор 12, 3), совершаются в Духе; и Отец в свою очередь дает Духа тому, кто о нем просит. Христианская молитва является также христологической: с Христом и во Христе мы произносим «Отче наш» (Мф 6, 9).
 
Именно к молитве призывает нас этот труд, и научное оформление ряда статей нисколько не умаляет их конечной направленности на поиск Христа в общении со святыми. Наконец, надо отметить, что эту книгу написала женщина. Это еще один голос, звучащий в контексте преклонения и заступничества, исследования и жизни. И при ее посредстве это голос Церкви-Невесты, которая радуется друзьям Жениха, своим сынам или братьям во Христе.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Андрон