Любак - Парадокс и тайна Церкви

Анри Де Любак Парадокс и тайна Церкви
Какую же парадоксальную реальность, по сути, представляет собой Церковь во всех ее контрастных аспектах! Сколь
ко непримиримых образов предлагает нам история! За двад
цать веков сколько же перемен произошло в ее образе дейст
вий, какими странными путями шло иной раз ее развитие,
сколько было поворотов и метаморфоз! Даже и сегодня, воп
реки новой ситуации мира, стремящегося к единообразию,
 какое расстояние — иной раз пропасть — не говоря уже о 
разделениях, проистекающих от расколов, — между христианскими общинами разных мест, различий в образе мыслей,
образе жизни, осмыслениях своей веры! И более того, в одно и 
то же время и в одном и том же месте не приходится ли нам 
видеть какие-то группы или отдельных людей, выступающих с 
одинаковой энергией от имени Церкви, притязающих на одинаковую верность ей, и, тем не менее, не согласных друг с 
другом почти ни в чем? Это несогласие доходит порой до
того, что недавно один обозреватель утверждал даже, что
 исповедание католической веры вместо того, чтобы быть 
основой единства, являет собою скорее начало разделения.Церковь...
 
Но когда сам я пытаюсь ее увидеть: то где ее 
найти? Какими особенностями наделено ее лицо? Можно ли из 
всех этих разрозненных черт, из которых каждая принад
лежит ей, составить лицо? Да, я верую, что она есть complexio 
oppositorum, но в конце концов при первом взгляде не должен
ли я признать, что столкновение opposita скрывает для меня
 единство complexio? Зависит ли этот оптический эффект от
того, с каких точек зрения я раз за разом смотрю на нее?  Да и
не в ней ли самой обитает несоединимое?
 
Мне говорят, что она свята, но я вижу ее полной грешников. Мне говорят, что ее миссия — оторвать людей от земных
забот, напомнить им о их вечном призвании, но я вижу ее
только и погруженной в земные и мирские дела, словно она
 собирается водворить нас здесь навсегда. Меня уверяют, что
 она универсальна, открыта для понимания всего, открыта для 
любви Божией, я же нередко отмечаю, что члены ее в силу 
какой-то фатальности пугливо замыкаются в отгороженные 
группы, как и повсюду в человеческом мире. Провозглашают ее
 незыблемой, единственно прочной, возвышающейся над 
вихрями истории, и вот неожиданно на наших глазах она 
сбивает с толку множество верных чад своих внезапностью
 своих обновлений.
 

Анри Де Любак - Парадокс и тайна Церкви

«Христианская Россия» - Италия
, 2012
 

Анри Де Любак - Парадокс и тайна Церкви - Содержание

  • ГЛАВА ПЕРВАЯ. Парадокс и тайна Церкви
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. В каком смысле Церковь представляет собой тайну?          
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Конституция “Lumen Gentium” и Отцы Церкви     
    • От Отцов ко Второму Ватиканскому Собору 
    • Церковь как Тайна      
    • Народ Божий  
    • Эсхатологическая перспектива            
    • Церковь и Дева Мария             
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Павел VI, иерусалимский паломник
  • ГЛАВА ПЯТАЯ. Свидетельство о Христе в Церкви: Ганс Урс фон Бальтазар  
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ. Отцы Церкви о религиях человеческих
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Завтрашняя святость?

Анри Де Любак - Парадокс и тайна Церкви - Глава 1

 

Парадокс Церкви, созданной для парадоксального человечества, которая иной раз слишком приспосабливается к нему.
 Она соединяет его свойства во всей их сложности, во всей не
последовательности с бесконечными противоречиями внутри человека. Любая эпоха стоит под знаком этого парадокса,
 доставляющего столько радости многочисленной расе про
фессиональных обличителей и памфлетистов. Начиная с
первых поколений, едва перешагнув границы старого Иеруса
лима, Церковь уже запечатлела на себе убогие черты падшего
 человечества.Но посмотрим внимательнее. Попробуем взглянуть чуть 
глубже обескураживающей очевидности. Стряхнем с себя ту
 иллюзию, что в количествах всегда скрывает самую суть. Ибо 
суть никогда не заключена в больших числах, или в том, что
 бросается в глаза, и тогда мы обнаружим тот парадокс, что
 присущ самой Церкви, и этот парадокс введет нас и в саму 
тайну ее. Она состоит из человеческого и божественного, она даро
вана свыше и явилась снизу. Люди, составляющие ее, всей тя
жестью своей поврежденной природы сопротивляются той
 Жизни, что стремится пронизать их.
 
Она обращена к прошло
му, сосредотачиваясь на содержании своей памяти, которая,
 как она знает, несет в себе нечто, чему не суждено устареть, и 
в то же время она тянется к будущему, уповая на неописуемое 
завершение, которое нельзя представить ни по одной из
 видимых черт чувственного мира. Предназначенная в нынеш
ней ее форме полностью "прейти" как "образ мира сего", она по 
глубинной своей сути предназначена и к тому, чтобы целиком 
остаться, когда она будет явлена такой, какова она есть. Сла
гаясь из множества и многообразия, она ничуть не менее 
едина, и ее единство носит самый активный и самый взыска
тельный характер. Это народ, громадная анонимная толпа, и, 
однако,— разве подберешь другое слово? — Существо в выс
шей степени личностное. Католическая, т. е. вселенская, Цер
ковь хочет, чтобы члены ее были бы открыты ко всему, и, тем 
не менее, целиком собою она становится лишь в тот момент,
 когда сосредотачивается на сокровенности внутренней жизни
и в безмолвном поклонении. Она смиренна и величественна.
Она притязает на то, чтобы включить в себя всякую культуру и 
возвыситься над всякой ценностью и хочет быть в то же время 
пристанищем малых, бедных, всего стада немудреных и сирых. 
Ни на минуту не перестает она — ибо это было бы смертью для нее, бессмертной — созерцать Распятого и Воскресшего, Мужа 
скорбей и Господа славы, Побежденного миром и Спасителя
 мира — своего окровавленного Супруга, своего торжествующего Учителя — то открытое Сердце, что остается бесконечно таинственным, от коего она получает собственное 
существование, и в коем она черпает в каждое мгновение 
своей истории ту Жизнь, которую она сообщает всем.
 
Каким образом очертить ее, как уловить ее суть? Чем 
больше сосредотачивается мой взгляд, тем более отмечаю я 
ложные представления, тем ярче загорается перед глазами 
моими глубокая истина — и тем менее знаю я, как определить 
ее. Если же я попрошу у нее самой поделиться со мной собственным ее определением, то она отвечает мне обилием обра
зов, извлеченных из старой ее Библии, которые, как я хорошо 
знаю, отнюдь не только простые педагогические иллюстрации,
но соотношения с Реальностью, которая всегда остается не
проницаемой в самой сути своей для моего естественного 
разумения. Да, даже получив от нее ответ, отмеченный небы
валой доселе логической ясностью и точностью в конститу
ции Lumen gentium, принявшись размышлять о ней, я погру
жаюсь в тайну, которая остается неразгаданной.
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Василий