Антисери, Реале - Западная философия - 4 - От романтизма до наших дней

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Дарио Антисери и Джованни Реале -  Западная философия от истоков до наших дней - 4 - От романтизма до наших дней
В отношении экономики проблема заключается в том, как освободить силы продуктивного творческого роста и не дать сорнякам греха и пороков задушить их. Любить в этой сфере означает готовность принять людей, как они есть, пытаясь в то же время поставить людские пороки на службу общества. Те, кто в поисках решения этой задачи, взывают к социальной солидарности и высоким моральным идеалам, часто приходят к идее социализма и создают соответствующую экономическую систему.
Однако другие экономисты убеждены, что общество выигрывает больше, если каждому дать возможность действовать свободно и видеть плоды своего труда Уважение к индивидуальному решению делает работающих людей экономистами; рост индивидуальной ответственности ведет, в конечном счете, к повышению общего уровня благосостояния. Чем больше экономически мыслящих рабочих и предпринимателей рискуют, вкладывая средства в новое производство, тем выше прибыль. Если выигравшие ведут себя эгоистически, растрачивают талант и деньги, то это — их личный выбор. Он не опровергает факт, что наибольшие цели стимулируют наибольшую экономическую инициативу. Чем больше активных людей, тем выше уровень процветания общества.
 

Дарио Антисери и Джованни Реале -  Западная философия от истоков до наших дней - 4 - От романтизма до наших дней

Санкт-Петербург, «Пневма», 2003 г, - 880 с
ISBN 5-901151-06-2
 

Дарио Антисери и Джованни Реале -  Западная философия от истоков до наших дней - 4 - От романтизма до наших дней – Содержание

  • От редактора  
  • От переводчика 
  • Предисловие к итальянскому изданию  
Часть первая. РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
  • Глава 1. Романтизм и преодоление просветительства
  • Глава 2. Обоснование идеализма: Фихте и Шеллинг
Часть вторая. АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗМА У ГЕГЕЛЯ
  • Глава 3. Гегелевская абсолютизация идеализма
Часть третья. ОТ ГЕГЕЛЬЯНСТВА К МАРКСИЗМУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА
  • Глава 4. Правое и левое гегельянство  
Часть четвертая. ВЕЛИКИЕ НИСПРОВЕРГАТЕЛИ ГЕГЕЛЕВСКОЙ СИСТЕМЫ: ГЕРБАРТ, ТРЕНДЕЛЕНБУРГ, ШОПЕНГАУЭР, КЬЕРКЕГОР
  • Глава 5. Великие ниспровергатели гегелевской системы  
Часть пятая. ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РИСОРДЖИМЕНТО
  • Глава 6. Итальянская философия эпохи Рисорджименто  
Часть шестая. ПОЗИТИВИЗМ
  • Глава 7. Позитивизм  
Часть седьмая. РАЗВИТИЕ НАУКИ В XIX ВЕКЕ. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ
  • Глава 8. Развитие науки в XIX веке
  • Глава 9. Эмпириокритицизм Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха  
Часть восьмая. ОТ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА - К ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
  • Глава 11. Ницше. Верность земному и переоценка ценностей
  • Глава 12. Неокритицизм Марбургская и баденская школы  
  • Глава 14. Макс Вебер. Методология социально-исторических наук в «расколдованном» наукой мире  
  • Глава 15. Прагматизм  
  • Глава 16. Инструментализм Джона Дьюн
  • Глава 17. Итальянский неоидеализм Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле
Часть девятая. ВКЛАД ИСПАНИИ В ФИЛОСОФИЮ XIX ВЕКА
  • Глава 18. Мигель де Унамуно и трагическое чувство жизни
  • Глава 19. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры
Часть десятая. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ГЕРМЕНЕВТИКА
  • Глава 20. Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение
  • Глава 21. Мартин Хайдеггер: от феноменологии к экзистенциализму
  • Глава 22. Экзистенциализм
  • Глава 23. Ганс Георг Гадамер и герменевтическая теория
  • Глава 24. Дальнейшее развитие герменевтической теории
Часть одиннадцатая. БЕРТРАН РАССЕЛ, ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН И ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
  • Глава 25. Бертран Рассел: отказ от идеализма и критика аналитической философии
  • Глава 26. Людвиг Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям»
  • Глава 27. Философия языка
Часть двенадцатая. СПИРИТУАЛИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ, НОВАЯ ТЕОЛОГИЯ И НЕОСХОЛАСТИКА
  • Глава 28. Спиритуализм как европейский феномен. Бергсон и творческая эволюция
  • Глава 29. Неосхоластика
  • Глава 30. Мартин Бубер и Эммануэль Левннас
Часть тринадцатая. МАРКСИЗМ ПОСЛЕ МАРКСА И ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • Глава 31. Марксизм после Маркса
  • Глава 32. Франкфуртская школа
Часть четырнадцатая. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В XX ВЕКЕ. ФРЕЙД, ПСИХОАНАЛИЗ И СТРУКТУРАЛИЗМ
  • Глава 33. Гуманитарные науки в XX веке
  • Глава 34. Развитие экономической теории: австрийский маржинализм и интервентизм Джона Мейнарда Кейнса
  • Глава 35. Зигмунд Фрейд и развитие психоанализа
  • Глава 36. Структурализм  
Часть пятнадцатая. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ЭПИСТЕМОЛОГИИ В XX ВЕКЕ
  • Глава 37. Логика, математика, физика и биология в XX веке
  • Глава 38. Критический рационализм Карла Поппера  
  • Глава 39. Эпистемология после Поппера
  • Глава 40. Ведущие представители современной американской философии
Часть шестнадцатая. ИНДИВИД, РЫНОК И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ. РОЛС, НОЗИК И НОВАК
  • Глава 41 Неоконтрактуализм Джона Ролса
  • Глава 42. «Минимальное государство» Роберта Нозика
  • Глава 43. Майкл Новак. Католическая теология демократического капитализма
Приложения
  • Хронологические таблицы  
  • Библиография  
  • Именной указатель

Дарио Антисери и Джованни Реале -  Западная философия от истоков до наших дней - 4 - От романтизма до наших дней - Первая ласточка романтизма: «Буря и натиск»

 
Разлом, произошедший на рубеже XVIII и XIX веков, был столь радикален, что ему трудно отыскать аналогию. В 1789 г. разразилась Великая французская революция, вызвавшая небывалый энтузиазм европейских интеллектуалов, однако ее финал подействовал отрезвляюще. В 1792 г. во Франции монархия пала и была провозглашена республика. В июне 1793 г. король приговорен к смертной казни, а в августе все узнали, что такое террор: сотни неповинных голов на жертвенном алтаре революции.
Гильотина (древнее приспособление для смертной казни, усовершенствованное медиком Гийотеном (Гильотеном), членом Учредительного собрания) — зловещий символ этой лихой поры — поставила крест на филантропических и пацифистских иллюзиях просветительского века. Восхождение Наполеона на пик славы в 1804 г., провозглашение империи, военные походы, погрузившие Европу в пороховой дым и скрежет железа, перевернули старый континент, результатом чего стал новый деспотизм — живой укор просвещенному, «иллюминированному» разуму.
 
Но еще ранее, в 1770—1780 гг., культурные «грозы» прогремели над Германией, заявив о необходимости переосмысления некоторых итогов. Артподготовка 70-х годов прошла под девизом «Sturm und Drang» — «Буря и натиск». Это название одной из драм Фридриха Максимилиана Клингера (1752—1831) использовал А. Шлегель в качестве наименования целого движения. (Имелась в виду «буря чувств», лавинообразный поток страстей: ведь и Клингер сначала назвал свою драму «Wirrwarr» — «Суматоха».)
Романтизм заново открыл природу как всемогущую животворящую силу на пороге нового столетия. Гений творит, подобно природе, у него нет правил, навязанных извне, напротив, он сам себе правило. Деистическому понятию божественного как Интеллекта, высшего Разума, противопоставляется пантеизм, а религиозность обретает новые формы. Этот языческий титанизм в существенных чертах мы находим в гётевском «Прометее», некоторых персонажах Михаила Рейнгольда Ленца (1751—1792). Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства сильные, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные — все это вошло в моду романтического века.
 
На движение немало повлияли и английские поэты, например Джеймс Макферсон (1738—1796), который опубликовал «Отрывки старинных стихотворений», приписав их легендарному барду Оссиану. Через Лессинга немцы ближе узнали Шекспира. Руссо с его новым чувством природы, политическими и педагогическими идеями был столь же в моде, как и поэт Фридрих Готлиб Клопшток (1724-1803).
 
Но не Клингер и не Ленц (оба, кстати говоря, скончавшиеся в России) составили славу романтизма. Его символами стали Гёте, Шиллер, Якоби, Гердер. О романтизме заговорили с появлением Гёте в Страсбурге и позже во Франкфурте, с его переездом в Веймар (1775) движение пошло на спад.
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя warden