Антисери, Реале - Западная философия - Античность и Средневековье 1-2

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Дарио Антисери и Джованни Реале - Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2)
Традиция приписывает Пифагору первое употребление термина "философия". В слове "софия" есть религиозный оттенок, так как мудрость и всеведение как таковые даны Богу, а человеку — стремление и любовь к мудрости. Так что же хотели греки, возлюбившие мудрость? С момента рождения философия предстает как триединство содержания, метода и цели.
 
По содержанию философия объясняет реальность во всех ее проявлениях. Частные науки заняты определенными секторами действительности, ни одна из них не интересуется, например, началом всех вещей. Философа интересует первое почему всех вещей. С точки зрения метода, философия стремится к рациональному объяснению бытия как целого. Разумный аргумент, логическая мотивация и логос характерны для философского подхода. Мало просто определить фактические или опытные данные, философия идет дальше, видит во всем разумные причины. В этом состоит отличие философии от религии и искусства. Художник работает с образами и мифами, верующий доверяет догматам, только для философа важнее всего логическое обоснование.
 

Дарио Антисери и Джованни Реале - Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2)

Санкт-Петербург «Издательство Пневма» - 2003 г - 688 с
ISBN 5-901151-04-6
 

Дарио Антисери и Джованни Реале - Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) - Содержание

АНТИЧНОСТЬ
Часть первая. ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Глава первая ГЕНЕЗИС, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Генезис философии
  • Источники
  • Понятие и цель античной философии
Глава вторая НАТУРАЛИСТЫ-ДОСОКРАТИКИ
  • Первые ионийцы о начале всех вещей  
  • Пифагор и пифагорейцы  
  • Физики-плюралисты  
Часть вторая. ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА софисты, Сократ, сократики и Гиппократ
Глава третья СОФИСТИКА И СМЕЩЕНИЕ ОСИ ФИЛОСОФСКОГО ПОИСКА С КОСМОСА НА ЧЕЛОВЕКА
  • Истоки, природа и цели движения софистов
  • Протагор и метод противоречий
  • Горгий и риторика
  • Продик и синонимика
  • Натуралистическое течение в софистике: Гиппий Антифонт
  • Эристы и софисты-политики
  • Заключение
Глава четвертая СОКРАТ И МЛАДШИЕ СОКРАТИКИ
  • Сократ и основание философии западной морали
  • Младшие сократики
  • Заключение
Глава пятая ЗАРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНЫ КАК АВТОНОМНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Как рождается медик и научная медицина  
  • Гиппократ и "Корпус Гиппократа"
  • "Корпус Гиппократа"
  • Клятва Гиппократа  
  • Трактат "о природе человека" и теория четырех состояний
Часть третья. ПЛАТОН И ГОРИЗОНТ МЕТАФИЗИКИ
Глава шестая ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Платоновский вопрос
  • Обоснование метафизики
  • Познание, диалектика.искусство и платоническая любовь
  • Концепция человека
  • Идеальное государство и его исторические формы
  • Заключение
Часть четвертая. АРИСТОТЕЛЬ Первая систематизация знания
Глава седьмая АРИСТОТЕЛЬ И ПЕРИПАТЕТИКИ
  • Метафизика  
  • Физика и математика
  • Психология
  • Практические науки: этика и политика
  • Логика, риторика и поэтика
  • Упадок школы перипатетиков после смерти Аристотеля
Часть пятая. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ кинизм, эпикуреизм, стоицизм,скептицизм
Глава восьмая ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  • Революция Александра Великого
  • Расцвет кинизма и распа сократических школ
  • Эпикур и основание "Сада"
  • Основание Стой
  • Скептицизм и эклектицизм
Глава девятая РАЗВИТИЕ И НАУЧНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  • События, связанные с основанием "музея" и "библиотеки", и их последствия
  • Рождение филологии
  • Великий расцвет частных наук
Часть шестая. ПОСЛЕДНЕЕ ЦВЕТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫЧЕСКОГО АНТИЧНОГО МИРА Плотин и неоплатонизм
Глава десятая ЯЗЫЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСКОЙ ЭРЫ
  • Жизненность эпикуреизма в первые два века христианской эры
  • Возрождение философии Портика в Риме: неостоицизм
  • Возрождение пирронизма и неоскептицизма
  • Возрождение кинизма
  • Возрождение аристотелизма
  • Медиоплатонизм
Глава одиннадцатая ПЛОТИН И НЕОПЛАТОНИЗМ
  • Генезис и структура плотиновской системы
  • Развитие неоплатонизма и конец языческой античной философии
  • Глава двенадцатая АНТИЧНАЯ НАУКА В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
  • Закат эллинистической науки
  • Птоломей и синтез античной астрономии
  • Гален и синтез античной медицины
  • Конец великих научных школ Александрии и закат науки античного мира
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Часть седьмая. ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ
Глава тринадцатая БИБЛИЯ И ЕЕ ПОСЛАНИЕ
  • Структура и значение Библии
Часть восьмая. ПАТРИСТИКА Разработка библейского послания и философствование в вере
Глава четырнадцатая РАЗРАБОТКА БИБЛЕЙСКОГО ПОСЛАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ АРЕАЛЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА
  • Доктринальные и философские проблемы, связанные с Библией
  • Филон Александрийский
  • Гносис
  • Апологеты-греки и первая философская разработка христианства, проделанная катехизисной школой Александрии
  • Золотой век патристики (IV — первая половина V века)
  • Последние могикане греческой патристики: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин
Глава пятнадцатая ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА И СВЯТОЙ АВГУСТИН
  • Латинская патристика до Августина
  • Святой Августин и апогей патристики
Часть девятая. ГЕНЕЗИС, РАЗВИТИЕ И РАСПАД СХОЛАСТИКИ Разум и вера в Средневековье
Глава шестнадцатая ОТ ПАТРИСТИКИ — К СХОЛАСТИКЕ
  • Сочинения Северина Боэция
  • "Институции" Кассиодора  
  • "Этимологии" Исидора Севильского
Глава семнадцатая ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЗАЦИИ "РАЦИО" В МОДУСЕ ВЕРЫ
  • Школы, университеты, схоластика
  • Иоанн СкотЭриугена
  • Шартрская школа  
  • Пьер Абеляр
Глава восемнадцатая ДУЧЕНТО И ВЕЛИКИЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РАЗУМА И ВЕРЫ
  • Политическая и культурная ситуация
  • Аристотелизм Авицены
  • Аристотелизм Аверроэса
  • Моисей Маймонид и еврейская философия
  • Переводчики и коллегиум из Толедо
  • Альберт Великий
  • Фома Аквинский  
  • Бонавентура из Баньореджо
  • Сигер Брабантский'и латинский аверроизм
  • Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики
  • Иоанн Дуне Скот
Глава девятнадцатая ТРЕЧЕНТО: ПОТЕРЯ РАВНОВЕСИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ
  • Социально-историческая ситуация
  • Уильям Оккам
  • Споры о роли Церкви
  • Майстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика
  • Логика средневековья
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
 

Дарио Антисери и Джованни Реале - Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) - Генезис философии

 
Греческую философию, ее феноменальную целостность мы рассматриваем как порождение эллинского гения. Греки, конечно, многим обязаны Востоку, например в области астрономических и математических познаний, однако они обладали удивительной способностью переосмысливать получаемые сведения в теоретическом плане. Восточные же народы преимущественно оставались в рамках практических нужд, чисто теоретическое измерение науки им было чуждо. Стремление войти в разум истины, познать ее изнутри и до конца давало первым мудрецам понимание идеала и его отличия от многообразных несовершенных его отражений. Греки умели хранить чувство отличия идеального от того, что есть в далекой от совершенства действительности. Стремление понять мир в целостности — двигатель и жизненный нерв греческой философии. Вера в успешность поисков истины, момент постоянного сомнения и критики всего достигнутого, отрицание лжи как неполной истины — все это вдохновляло древних греков в дерзком полете умозрения, решительно не знавшем никаких ограничений.
 
Превосходство греков над другими народами в этой особой характеристике не имеет количественного свойства. Качественный характер отличия становится очевидным, когда мы осознаем факт, что под влиянием греков западная цивилизация обрела направление, в корне отличное от восточного пути. Благотворное влияние западной науки не могли не испытать некоторые восточные народы в целях адаптации к культурному процессу, что было бы невозможно без соответствующего освоения категорий западной логики. В самом деле, ошибаются те, кто думает, что наука возможна в любом обществе. Существуют культурные традиции, которые препятствуют возникновению и росту определенных понятий. Есть даже идеи-табу на науку как целостный комплекс представлений и поступков. Философия, созданная греками как система взаимосвязанных рациональных категорий, дала жизнь науке и, в определенном смысле, задала ей основные координаты роста. Признавая это, мы не можем не признать тем самым за греками исключительный вклад в развитие науки с знакомыми нам очертаниями нынешней цивилизации.
 
Начиная с конца прошлого века было предпринято множество попыток доказать производность греческой философии от разных форм восточной мудрости. Однако сегодня можно сказать, что ни одна из этих попыток не прошла проверки временем. Тезис о вторичности греческой философии первыми предложили египетские жрецы эпохи Птолемеев. Ближе к концу языческой эпохи еврейские мудрецы в Александрии также пытались вывести греческую философию из учения Моисея. В христианскую эру некоторые греческие философы признавали факт первичности восточной мудрости, однако это ничего не доказывает, ибо классические каноны античной философии в это время ушли в прошлое.
 
Бесспорно, восточные народы, у которых многому научились греки, обладали множеством духовных сокровищ. Древние египтяне использовали свои знания арифметики в практических целях, например в обменных операциях взвешивания товаров, умножения и деления денежных единиц и т. п. Осведомленность в геометрии помогала проектировать и строить пирамиды, восстанавливать разметку полей после периодических разливов Нила. Они знали множество легенд, мифов и религиозных обрядов.
 
Однако богатый мир теологических и космогонических мифов был далек от греческого логоса и скорее напоминал собой мифический мир тех же греков до создания ими философии логоса.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя warden