Антисери, Реале - Западная философия - 3 - От Возрождения до Канта

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Дарио Антисери и Джованни Реале -  Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта
Все помыслы гуманистов на протяжении эпохи гуманизма и Ренессанса были полны жажды религиозного обновления. Само понятие «Возрождение» имело глубокие религиозные корни. Некоторые гуманисты обладали особого рода религиозностью, и стремление создать «научную религию» Фичино и аналогичная позиция Пико тому свидетельство.
 
Но религиозный бум произошел за пределами Италии. Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с Католической Церковью. Однако единство Церкви и христианства усилиями Лютера было безвозвратно утрачено.
 

Дарио Антисери и Джованни Реале -  Западная философия от истоков до наших дней - 3 - От Возрождения до Канта

Санкт-Петербург, «Пневма», 2002 г, - 880 с
ISBN 5-901151-05-4
 

Дарио Антисери и Джованни Реале Западная философия от истоков до наших дней - 3 - От Возрождения до Канта - Содержание

Часть первая. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава первая. МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • Историографическое значение термина «гуманизм»
  • Историографическое значение термина «Возрождение»
  • Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода
  • Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей
Глава вторая. ИДЕИ И ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИСТИКО-ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  • Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
  • Возрожденческий неоплатонизм
  • Аристотелизм эпохи Возрождения
  • Возрождение скептицизма
Глава третья. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
  • Возрождение и религия
  • Контрреформация и католическая реформа
  • Возрождение и политика
  • Томас Мюнцер (тексты)
Часть вторая. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
Глава четвертая. ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
  • Леонардо: природа, наука и искусство
  • Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам
  • Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм»
  • Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы
Часть третья. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Глава пятая. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • Общая характеристика  
  • Научная революция и магико-герметическая традиция
  • Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории
  • Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника
  • Иоган Кеплер: переход от «круга» к «эллипсу» и математическая систематизация теории Коперника
  • Драма Галилея и основание современной науки  
  • Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона
  • Ньютон (тексты)
  • Науки о жизни
  • Академии и научные общества
Часть четвертая. БЭКОН И ДЕКАРТ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Глава шестая. ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
  • Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность  
  • Почему Бэкон критикует магов и алхимиков
  • Почему Бэкон критикует традиционную философию
  • Почему Бэкон критикует традиционную логику
  • «Антиципации» и «интерпретации природы»
  • Теория «идолов»
  • Социология познания, герменевтика и эпистемология
  • Цель науки: открытие «форм»
  • Индукция путем элиминации
  • Experimentum crucis («Решающий аргумент»)
  • Бэкон против чистого техницизма
Глава седьмая. ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Жизнь и творчество
  • Опыт крушения культуры
  • Правила метода
  • Сомнение как метод
  • Cogito ergo sum
  • Существование и роль Бога
  • Мир как машина
  • Революционные последствия механицизма
  • Рождение «аналитической геометрии»
  • Душа и тело
  • Правила морали
  • Декарт (тексты)
Часть пятая. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
Глава восьмая. МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА ИМАЛЬБРАНШ
  • Предшественники окказионализма
  • Мальбранш и развитие окказионализма
Глава девятая. СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
  • Жизнь и сочинения Спинозы
  • Поиск истины, придающей смысл жизни
  • Концепция Бога как ось философии Спиозы
  • Спиноза о параллелизме между ordo idearum и ordo rerum
  • Познание
  • Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
  • Концепции религии и государства Спинозы
Глава десятая. ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
  • Жизнь и сочинения Лейбница
  • Вечная философия и новые философы
  • «Финализм» и «субстанциальные формы»
  • Основы монадологической метафизики  
  • Предустановленная гармония
  • Бог и лучший из возможных миров
  • Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания
  • Теория познания, виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания»
  • Человек и его судьба
Часть шестая. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
Глава одиннадцатая. ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
  • Жизнь и сочинения Гоббса
  • Концепция философии и ее разделов
  • Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса
  • Принцип телесности и механицизм
  • Теория абсолютного государства  
  • «Левиафан» и выводы из философии Гоббса
  • Гоббс (тексты)
Глава двенадцатая. ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
  • Жизнь и сочинения Локка
  • Задача и программа «Опыта о человеческом разуме»
  • Принцип опыта и критика теории врожденных идей  
  • Учение Локка об идеях и его общая основа
  • Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
  • Познание, его значение и границы
  • Вероятность и вера
  • Морально-политическая доктрина
  • Религия, разум и вера
  • Заключение
  • Джон Локк (тексты)
Глава тринадцатая. ДЖОРЖ БЕРКЛИ: ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ ПОЛОГЕТИКИ
  • Жизнь и научное наследие Беркли
  • «Философские заметки» и «программа исследований» Беркли
  • Теория зрения и мысленное конструирование «предметов»
  • Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
  • Почему абстрактные идеи являются иллюзией
  • Различие между первичными и вторичными качествами ложно
  • Критика идеи материальной субстанции
  • Великий принцип: esse est percipi
  • Бог и законы природы
  • Беркли — предшественник Маха
  • Джорж Беркли (тексты)
Глава четырнадцатая. ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИИ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
  • Жизнь и сочинения Юма
  • «Новое поприще философии», или «наука о человеческой природе»
  • Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
  • Отрицание общих понятий и номинализм Юма
  • Отношения между идеями и «факты»
  • Критика понятия причинности
  • Критика материальной и духовной субстанций
  • Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума
  • Внерациональная основа нравственности
  • Религия и ее иррациональная основа
  • Вырождение эмпиризма в скептический разум
Часть седьмая. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Глава пятнадцатая. ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
  • Либертинизм
  • Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии
  • Янсенизм и Пор-рояль
Глава шестнадцатая. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
  • Страсть к науке
  • «Первое» и «второе» обращение
  • Паскаль в Пор-Рояле
  • «Письма к провинциалу»
  • Демаркация научного знания и религиозной веры
  • Научный разум между традицией и прогрессом  
  • Идеал научного знания и правила построения аргументации
  • Esprit de géométrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
  • Величие и нищета человека
  • «Дивертисмент»
  • Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога
  • «Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя»
  • Против «Картезия, бесполезного и неточного»
  • «Спорим на Бога»?
Глава семнадцатая. ДЖАМБАТТИСТА ВИКО И ОБОСНОВАНИЕ «СОТВОРЕННОГО ЛЮДЬМИ ГРАЖДАНСКОГО МИРА»
  • Жизнь и сочинения
  • Границы знания «новых философов»
  • Verum-Factum и открытие новой истории
  • Вико против истории философов
  • Вико против истории историков
  • «Четыре автора» Вико
  • Единство и различия философии и филологии
  • Истина, которой философия оснащает филологию
  • Точность, сообщаемая филологией философии  
  • Люди как герои истории и гетерогенность целей
  • Три возраста истории
  • Язык, поэзия и миф
  • Провидение и смысл истории
  • Исторические колебания
  • Вико (тексты)
Часть восьмая. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава восемнадцатая. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  • Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом»
  • Просветители о разуме  
  • «Просветительский разум» против метафизических систем
  • Атака на «суеверия» «позитивных» религий
  • «Разум» и естественное право
  • Просвещение и буржуазия
  • Как просветители распространяли «свет»  
  • Просвещение и Неоклассицизм
  • Просвещение, истории и традиции
  • Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок  
Часть девятая. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
Глава девятнадцатая. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
  • Энциклопедия  
  • Д'Аламбер и философия как «наука о фактах»  
  • Дени Дидро: от деизма к материализму
  • Кондильяк и гносеология сенсуализма
  • Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах
  • Вольтер: борьба за терпимость
  • Монтескье: условия свободы и правовое государство
  • Жан-Жак Руссо: просветитель - «еретик»
Глава двадцатая. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
  • Спор о деизме и религии откровения
  • Этика английского просвещения
  • Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц— блага для общества»
  • Бернард Мандевиль (тексты)
  • «Шотландская школа» «здравого смысла»
Глава двадцать первая. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
  • Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, соцокультурная среда
  •  «Энциклопедия знания» Христиана Вольфа
  • Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики
  • Герман Самюэль Реймарус: натуральная религия против религии откровения
  • Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством  
  • Готхольд Эфраим Лессинг и «Страсть к истине»
Глава двадцать вторая. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
  • Истоки Итальянского Просвещения
  • Просветители Ломбардии  
  • Беккариа (тексты)
  • Неаполитанское Просвещение
Часть десятая. КАНТ И ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава двадцать третья. КАНТ И ПОВОРОТ К ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКЕ
  • Жизненный путь и сочинения Канта
  • «Критика чистого разума»
  • «Критика практического разума» и Кантианская этика
  • «Критика способности суждения»
  • Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
  • Кант (тексты)
Хронологическая таблица
Именной указатель
 

Дарио Антисери и Джованни Реале - Западная философия от истоков до наших дней - 3 - От Возрождения до Канта - Историографическое значение термина «гуманизм»

 
Относительно эпохи гуманизма и Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этой эпохи, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем, с которыми трудно справиться и специалисту.
 
Вопрос оказывается осложненным тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. И дело в дальнейшем осложняется также тем, что исследования эпохи гуманизма и Возрождения приняли характер преимущественно аналитический и отраслевой, ученые утратили сам масштаб перспективы, из которой выпало главное — грандиозный синтез культур.
 
Будет полезно поэтому осветить основные концепции, без которых невозможно даже выдвижение каких-либо проблем, касающихся этого периода.
 
Начнем с рассмотрения самого понятия «гуманизм». Термин «гуманизм» появился сравнительно недавно. По-видимому, он был впервые использован Ф. Ниетхамером для того, чтобы указать на ту область культуры, которая покрывается изучением классики и собственный дух которой раскрывается в противопоставлении ее области научных дисциплин. Однако термин «гуманист» (итал. humanista и производные его в различных языках) появился в середине XV века, он был произведен по принципу терминов «законник» (legista), «юрист» (giurista), «знаток канонического права» (canonista), «художник» (artista), указывающих на преподавателей Историографическое значение термина «гуманизм» и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того чтобы обозначить эти дисциплины, говорили studia humanitatis (гуманитарные дисциплины) и studia humaniora, со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелия, обозначающие эти дисциплины.
 
Термин Humanitas для упомянутых латинских авторов означал примерно то, что эллины выражали термином paideia, т. е. воспитание и образование человека. Считалось, что в становлении духовного мира основная роль принадлежала словесности, т. е. поэзии, риторике, истории и философии. Действительно, эти дисциплины изучают человека с точки зрения его общих особенностей, не обращаясь к каким-либо прагматическим возможностям, и поэтому оказываются наиболее пригодными не только в том, чтобы давать человеку специальные знания в узкой области, но также способствуют его общему развитию и возвышению; из всех других дисциплин они оказываются более пригодными для формировании человека, развития его духовной природы.
 
Во второй половине XIV века обнаружилась и затем все более возрастала (достигнув высшей точки в XV веке) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы еще больше обнаруживают себя в непревзойденных образцах гуманитарных наук (litterae humanae) в качестве истинных учителей человечества.
 
Гуманизм означает, таким образом, эту общую тенденцию, которая, хотя имеет прецеденты в средние века, начинается все же с Франческо Петрарки и теперь предстает уже определенно в новом свете по своим красочным подробностям, по особенным условиям, по силе проявления, знаменуя собой точку, откуда следует отмечать начало нового периода в истории мысли и культуры.
 
Нет нужды описывать здесь тот пыл и рвение, с которыми в кропотливой библиотечной работе исследовались древние рукописи и в новых интерпретациях возрождалась латинская и греческая классика. Не будем останавливаться на событиях, которые привели к вновь обретенному знакомству с греческим языком, теперь считающемуся основным духовным богатством человека просвещенного (первые кафедры греческого языка и литературы были учреждены в XIV веке, но наибольшее распространение греческого Гуманизм и Возрождение произошло в XV веке; в частности, сначала Ферраро-Флорентийский Собор в 1438—1439-м и немного позже падение Константинополя в 1453-м побудили некоторых ученых византийцев переселиться в Италию, что привело к широкому распространению греческого языка). Наконец, не будем останавливаться на сложных вопросах, касающихся подготовки эрудитов и связанным с этим усердием в изучении греческого языка; действительно, эта задача по плечу изучающим историю вообще и историю литературы в частности.
 
Мы стремимся вместо этого дать понятие о двух самых известных интерпретациях термина «гуманизм», которые охватывают весь спектр его философского значения.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя warden