Армстронг - Поля крови

Карен Армстронг - Поля крови - Религия и история насилия
В Древнем Израиле каждый год, когда наступал День искупления, первосвященник приводил двух козлов в иерусалимский храм.
 
Одного козла он закалывал в жертву за грехи народа, а на другого возлагал руки, перенося на него все преступления людей, то есть буквально перекладывал на него вину, а затем отсылал нагруженное грехами животное в пустыню.
 
Закон гласил: «…и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую».
 
В известной книге «Насилие и священное» Рене Жирар доказывает, что обряд с козлом отпущения разряжал конфликты между общественными группами. На мой взгляд, такого «козла» современное общество сделало из веры.
 
На Западе ныне считают безусловным и самоочевидным, что религия по сути своей жестока.
 
Как человек, который много выступает по религиозной тематике, я часто слышу, сколь много насилия и агрессии в истории религии.
 
То и дело звучит коронная фраза: «Религия была источником всех основных войн в истории».
 
Ее повторяют как заклинание американские телеведущие и психиатры, лондонские таксисты и оксфордские ученые. А ведь фраза странная: не из-за религии вспыхнули последние мировые войны! И когда военные историки обсуждают причины военных конфликтов, они констатируют взаимосвязь многих социальных, материальных и идеологических факторов (и едва ли не главный из них – борьба за ограниченные природные ресурсы).
 
Специалисты по политическому насилию и терроризму также убеждены: к жестокостям людей побуждает целый ряд причин. Однако негативный образ религиозной веры настолько въелся в секулярное сознание, что для нас в порядке вещей возлагать на «религию» ответственность за ужасы ХХ века и отсылать ее в политическую пустыню.
 
И даже авторы, которые не винят религию во всех войнах и проявлениях насилия, неколебимо убеждены в ее агрессивности. По их мнению, особенно нетерпим «монотеизм»: мол, стоит людям уверовать, что с ними «Бог», компромисса не жди. В доказательство ссылаются на крестовые походы, инквизицию и религиозные войны XVI–XVII вв. Толкуют об особой агрессивности ислама, отмечая недавний всплеск терактов во имя религии.
 
Если я напоминаю о буддийском принципе ненасилия, то в ответ слышу, что буддизм не религия, а философия. И здесь мы подходим к существу проблемы. Безусловно, буддизм не религия в том смысле, в каком это слово понималось на Западе с XVII–XVIII вв. Но современная западная концепция «религии» причудлива и даже уникальна: такого понятия не знала никакая другая культура. Даже европейские христиане былых эпох сочли бы ее чуждой и примитивной. Более того, она затрудняет попытки судить о склонности религии к насилию.
 

Карен Армстронг - Поля крови - Религия и история насилия

 
Переводчик Глеб Гарриевич Ястребов
Москва, Альпина нон-фикшн, 2016
ISBN 978-5-9614-4082-9
 

Карен Армстронг - Поля крови - Религия и история насилия - Содержание

 
Введение

Часть I У истоков

Глава 1 Земледельцы и пастухи
Глава 2 Индия: путь благородных
Глава 3 Китай: воины и благородные люди
Глава 4 Еврейская дилемма

Часть II Во имя мира

Глава 5 Иисус: не от мира сего?
Глава 6 Византия: трагедия империи
Глава 7 Мусульманская дилемма
Глава 8 Крестовые походы и джихад

Часть III Современность

Глава 9 Появление «религии»
Глава 10 Торжество секуляризма
Глава 11 Религия наносит ответный удар
Глава 12 Священный террор
Глава 13 Всемирный джихад
Послесловие
Благодарности
Библиография
 

Карен Армстронг - Поля крови - Религия и история насилия - Предисловие

 
Единственная традиция веры, которая соответствует нынешнему западному представлению о религии как явлении кодифицированному и частному, – это протестантство. Но и оно возникло на заре Нового времени! В ту пору европейцы и американцы стали разделять религию и политику: они полагали (не вполне точно), что Тридцатилетнюю войну вызвали только споры вокруг Реформации. Убеждение, что религию следует полностью исключить из политической жизни, стало «мифом-хартией» суверенного национального государства. Философы и государственные деятели, проложившие путь этой догме, думали вернуться к более благополучному состоянию дел, которое существовало, пока властолюбивые католические попы не смешали две совершенно разные сферы. Однако на самом деле их светская идеология была таким же радикальным новшеством, как и развивавшаяся одновременно с Западом рыночная экономика.
 
Жителям иных частей света, которые не прошли этот специфический процесс модернизации, обе инновации казались противоестественными и непостижимыми. Между тем на Западе разделение религии и политики укоренилось до такой степени, что нам теперь сложно себе представить, насколько тесно они были прежде связаны. Нельзя упрощать: не государство «использовало» религию, а религия и политика были нерасторжимы. Разделить их в ту пору было бы так же трудно, как извлечь джин из коктейля.
 
До Нового времени религия охватывала все области жизни. Как мы увидим, многие виды деятельности, которые сейчас считаются светскими, воспринимались как глубоко сакральные: сведение лесов, охота, футбольные матчи, игра в кости, астрономия, земледелие, строительство государства, перетягивание каната, планировка городов, торговля, винопитие и особенно война. Древние народы не смогли бы определить, где заканчивается «религия» и начинается «политика». И не потому, что по недомыслию все путали, а потому, что наделяли высшей ценностью все свои дела. Ведь мы по самой природе своей ищем смысл и, в отличие от прочих животных, легко отчаиваемся, если смысла не находим.
 
Нам невыносима мысль о собственной неизбежной кончине. Нас тревожат природные бедствия и людская жестокость; мы остро осознаем свою физическую и психологическую немощь. Нас изумляет, что мы вообще существуем, и мы хотим знать почему. Мы наделены великой способностью удивляться. Древних философов завораживал строй космоса. Они восхищались таинственной силой, которая удерживает небесные тела на орбитах, а море – в своих границах и которая год за годом оживляет землю после зимней стужи. И они хотели приобщиться к этой высшей реальности – более богатой и более устойчивой вечности.
 
 

10 книг Карен Армстронг в 1 файле
 

10 книг Карен Армстронг в 1 файле

 
В состав объединенного файла в формате djvu вошли книги:
 
  • Краткая история мифа - Карен Армстронг - М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы)
  • Библия: Биография книги - Карен Армстронг - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 346, [6] с. - (10 книг, изменивших мир)
  • Биография Бога. Все, что человечество успело узнать - М.: Эксмо, 2012
  • Карен Армстронг - Иерусалим - Один город - три религии - 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 566 с.
  • Дао религии: Как лучшие духовные принципы работают на ваше счастье — М.: Эксмо, 2012. — 288 с — (Религиозный бестселлер)
  • Битва  за  Бога:  История  фундаментализма  —  М.:  Альпина  нон-фикшн,  2013.  — 502  с.
  • История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе — 5-е изд. — М: Альпина нон-фикшн, 2014. — 500 с. 
  • Будда  2־е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 224 с.
  • Святой Павел - Апостол, которого мы любим ненавидеть -  М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 250 с.
  • Поля крови - Религия и история насилия - Москва, Альпина нон-фикшн, 2016
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя Wizard