Бадж - Мумия

Бадж Уоллис -  Мумия - Материалы археологических исследований египетских гробниц
Книги Э.А.У. Баджа, одного из классиков английской египтологии конца XIX века, и сегодня пользуются огромной популярностью во всем мире. Этот египтолог и ассириолог, автор 140 монографий по истории и археологии древнего Ближнего Востока, продолжает вызывать огромный интерес, несмотря на неоднозначную оценку в ученом мире: уже более 70 лет У. Бадж сохраняет известность как самый знаменитый «востоковед-одиночка». Среди современников Бадж был известен как человек редкой эрудиции и феноменальной энергии.
 
Считается даже, что он послужил прототипом для одного из персонажей рассказа «№ 249» Конан Дойля — Эдварда Беллингема, потрясающего эрудита-египтолога с весьма дурным характером, своим заклинанием оживившего мумию.
 
Эрнест Альфред Томпсон Уоллес Бадж родился 27 июля 1857 г. в Бодмине (Англия). С 15 лет он начал изучать древние языки — сирийский, древнееврейский и древнеегипетский.
 
В 1879-82 гг. Бадж учился в Колледже Христа в Кембридже, в 1883-92 гг. работал ассистентом хранителя коллекции Британского музея, а в 1894-1924 гг. занимал должность хранителя ассирийской и египетской коллекции. За этот период для покупки новых экспонатов Бадж неоднократно посетил Египет, Судан, Иран и организовал раскопки в Асуане, Гебель Баркале, Семне, Нубии, Судане, Ниневии и Дере (Ирак). Стараниями У. Баджа музей обогатился многими тысячами клинописных табличек и других ассирийских и вавилонских древностей, множеством египетских, ассирийских и коптских рукописей и греческих текстов. За заслуги египтолог был награжден Звездой Эфиопии III степени (1898), а в 1920 удостоен звания рыцаря.
 
В конце жизни У. Бадж издал двухтомный труд «По Нилу и Тигру», который носит автобиографический характер. В память о своей жене Доре Хеллен (ум. 1926) он основал две стипендии для студентов — в Колледже Христа в Кембридже, которому также завещал свою библиотеку, и в Университетском колледже в Оксфорде. У. Бадж умер 23 ноября 1934 г. и похоронен на кладбище Нанхед в Лондоне.
 
Одно из традиционных обвинений в адрес Баджа состоит в том, что он не использовал грамматические находки берлинской школы египтологии и настаивал на старой системе транскрипции; его обвиняют также в бедности справочного аппарата и в популяризации. Тем не менее, без его феноменальной энергии и обширной эрудиции многие иероглифические, иератические, коптские и клинописные тексты были бы введены в научный оборот гораздо позже. Поэтому его научное наследие имеет особое значение для востоковедов.
 
«Мумия» — это, наверное, одна из наиболее популярных книг У. Баджа на Западе. Несмотря на то что книга была написана в конце XIX века, она не потеряла своей актуальности и для современного читателя, поскольку вряд ли найдутся другие столь же полные и интересно написанные монографии археологии египетских гробниц, погребального ритуала, методов бальзамирования, амулетов и прочих принадлежностей традиционной гробницы.
 
Мы сочли возможным для удобства читателя несколько переработать английское издание. Справочные материалы (списки картуш фараонов, древнеегипетские иероглифы с их фонетическим значением, таблицы древнеегипетских номов, месяцев и чисел) вынесены в отдельные приложения в конце книги. Также изменена система транскрипции, поскольку автор пользовался устаревшей и не использующейся в наше время. В приложения включены современные списки имен фараонов, поскольку в этом вопросе автор существенно расходится с современной египтологией.
 
От издателей
 

Бадж Уоллис -  Мумия - Материалы археологических исследований египетских гробниц

Москва: Алетейа, 2001. — 528 с., ил. — (Традиция, религия, культура).
ISBN 5-89321-086-7
 

Бадж Уоллис -  Мумия - Материалы археологических исследований египетских гробниц – Содержание

От издательства            
Предисловие            
  • Глава 1. История Египта            
  • Глава 2. Розеттский камень и Канопская стела             
  • Глава 3. Погребение в древнем Египте            
  • Глава 4. Мумия              
  • Глава 5. Погребальные пелены            
  • Глава 6. Канопы            
  • Глава 7. Книга Мертвых            
  • Глава 8. Подголовники              
  • Глава 9. Ушебти            
  • Глава 10. Статуэтки Птах-Сокар-Осириса         
  • Глава 11. Сундучки для ушебти            
  • Глава 12. Погребальные конусы          
  • Глава 13. Заупокойные стелы или таблички  
  • Глава 14. Вазы
  • Глава 15. Предметы туалета   
  • Глава 16. Ожерелья, кольца, браслеты и пр   
  • Глава 17. Скарабеи      
  • Глава 18. Амулеты       
  • Глава 19. Изображения богов
  • Глава 20. Фигуры животных, птиц и рептилий, посвященные богам
  • Глава 21. Статуэтки царей и частных лиц 
  • Глава 22. Гробы
  • Глава 23. Саркофаги
  • Глава 24. Египетские гробницы
  • Глава 25. Пирамиды
  • Глава 26. Гробницы фиванского периода
  • Глава 27. Египетские письменные материалы
  • Глава 28. Египетская письменность
  • Глава 29. Мумии животных, рептилий, птиц и рыб
  • Глава 30. Сиппи Хора
  • Глава 31. Египетский год 
ПРИМЕЧАНИЯ. ПРИЛОЖЕНИЯ. УКАЗАТЕЛИ
Примечания    
  • Приложение 1. Список номов Верхнего и Нижнего Египта     
  • Приложение 2. Список египетских династий и дат, принятых у египтологов
  • Приложение 3. Список имен основных фараонов      
  • Приложение 4. Египетские месяцы    
  • Приложение 5. Египетские и коптские числа 
  • Приложение 6. Список основных иероглифов и их фонетическое значение
  • Приложение 7. Список основных детерминативов египетского языка            
Указатель имен             
Предметный указатель             
Указатель этнонимов и географических названий       
 

Бадж Уоллис -  Мумия - Материалы археологических исследований египетских гробниц - Предисловие

 
Главы, вошедшие в эту книгу, были задуманы как введение к «Каталогу египетской коллекции из собрания музея Фицвильяма в Кембридже», которое я написал по заказу магистрата этого музея. Эти главы должны были содержать сведения, необходимые для понимания сути и назначения древних памятников, описанных в основной части каталога. Однако надежда, что собранные сведения будут полезны читателям, интересующимся египетскими древностями, побудила меня издать их отдельной книгой.
 
Образцы древнеегипетского искусства и памятники, представленные в крупнейших музеях Европы и Египта, — это, в первую очередь, предметы погребального культа, отражающие египетские верования в телесное воскрешение. Логическим следствием этих верований явился обычай бальзамирования тел усопших, чтобы предохранить их от разложения и чтобы душа по возвращении могла войти в свое тело. Сохранение забальзамированных тел — мумий — было основной заботой каждого египтянина, который надеялся достичь вечной жизни. Чтобы сберечь мумии, возводились пирамиды и писались произведения на папирусах, магические надписи на которых должны были сделать покойного неуязвимым для демонов. В месте погребения совершались особые церемонии и заупокойные службы. Во имя благополучия усопшего и его ка, или духа, стены гробниц украшались изображениями, напоминавшими сцены из повседневной жизни покойного, пока он находился «среди живых». Умершего также снабжали множеством предметов домашнего обихода, так что гробница в наибольшей степени начинала походить на его земное жилище. Исходя из важности мумий, я описываю различные методы бальзамирования, перечисляю амулеты и прочие предметы, помещаемые среди погребальных пелен мумии, описываю различные виды гробов и саркофагов, в которые их клали, ушебти и скульптурные изображения, стелы, вазы и т. д., составлявшие обычную принадлежность традиционной гробницы, а также наиболее значительные виды гробниц, характерные для разных династий.
 
В настоящем издании я привожу информацию, которая, как подсказывает мне опыт работы в Британском музее, может оказаться полезной и тем, кто интересуется египетскими древностями, не обладая специальными познаниями в этой области, и тем, кто работает над составлением собственной египетской коллекции или собирается к этому приступить.
 
Очень часто в книге приводятся ссылки на английскую государственную коллекцию, представленную в Британском музее. Собранные здесь древности доступны для всеобщего обозрения. Чтобы изложение фактов стало нагляднее, в книгу добавлено описание погребальной церемонии от процесса бальзамирования тела до помещения его в гробницу.
 
В несколько растянутую главу о Розеттском камне введены сведения наиболее известных греческих авторов о египетских иероглифах. События, связанные с их дешифровкой — так же как отрывки из записок на эту тему, собранные Лейчем в его «Собрании трудов Томаса Янга» — и Ди-ном Пикоком в «Жизни Томаса Янга», свидетельствуют, что вклад Акерблада и Янга в решение этой проблемы значительно выше, чем принято считать. Приведенные в конце главы мнения египтологов помогут уяснить современную точку зрения экспертов по этому вопросу.
 
Э. А. У. Бадж
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (2 votes)
Аватар пользователя aleksandroid