Бахофен - Материнское право - том 2

Иоганн Якоб Бахофен - Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой - Том II
Золотая серия сайта Эсхатос - Издательский проект Quadrivium - Серия HELLENICA
Не меньшую известность, чем лемнийские женщины, стяжали себе Данаиды. Кровавая свадьба дочерей Даная также теснейшим образом связана с гинекократией древней эпохи. Ф. - Г. Велькер первым обратил на неё внимание в своем труде Die Äschyleische Trilogie Prometheus, не дав, однако, удовлетворительного объяснения тому, каким именно образом сам он представляет себе эту взаимосвязь.
 
Поэтому в первую очередь я ставлю себе задачу обстоятельно рассмотреть ту сторону гинекократии, с которой связано преступление Данаид и исходя из которой оно только и может быть правильно понято. Гинекократия включает в себя право женщины самой выбирать супруга. Это одна из тех ее сторон, с которыми мы еще не успели познакомиться, и однако именно эта черта самым существенным образом относится к картине исследуемого нами древнейшего состояния человеческого общества. Женщина избирает себе мужа, над которым призвана господствовать в браке. Оба эти права необходимым образом связаны между собой. Господство женщины начинается с ее собственного выбора. Инициатива принадлежит ей, а не мужчине. Женщина самостоятельно вступает в брак, сама заключает договор — ее не выдают замуж ни отец, ни агнаты. Как было отмечено, этот обычай продиктован уже самой внутренней логикой взаимоотношений. Однако того же требует и имущественное право гинекократии. Мы уже видели выше, что, согласно материнскому праву, одна лишь дочь может наследовать имущество, в то время как отпрыски мужского пола исключены из наследования. Таким образом, женщина имеет собственное приданое без участия отца или братьев, что позволяет ей независимо от них, совершенно самостоятельно вступать в брак. 
 

Иоганн Якоб Бахофен - Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой - Том II

СПб:. Издательский проект “Quadrivium”,  2019. — 352 с.
ISBN 978-5-7164-0980-4
 

Иоганн Якоб Бахофен - Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой - Том II - Содержание

ЛЕМНОС
  • XLIV. Свидетельство гинекократических порядков в рассказе о злодеянии лемнийских женщин
  • XLV. Переход от материнского права к отцовскому в связи с отношением Гипсипилы к Фоанту и Ясону. Дальнейшие судьбы лемнийских ясонидов. Пеласги на Лемносе. Убийство похищенных афинянок. Противоположность пеласгийского теллурического и аполлонического права
  • XLVL Фоант, отец Гипсипилы и дионисийские связи в его отношении к амазонству. Ниспровержение гинекократии как вакхический акт.
  • XLVII. Лемнийский праздник огня и его связь с преступлением лемнийских женщин. Победа аполлонического патернитета
ЕГИПЕТ
  • XLVIII. Данаиды. Гинекократическая основа их мифа.
  • XLIX. Размышления о положении Гипермнестры в ее двояком отношении: к Ио и к Гераклу. Проявляющийся в нем закон развития от материнского теллуризма к отцовскому праву
  • L. Мифологическое значение Данаид и его взаимосвязь с основополагающей идеей материнского права
  • LI. Дальнейшие проявления женского принципата в стране Нила. Связь гинекократии с ремесленным укладом жизни
  • LII. Сопоставление схожих явлений, отмеченных у других народов
  • LIII. Первооснователь египетского законодательства Сесонхосис-Сесострис и его значение для гинекократии. Влияние материнского права на характер древнеегипетской культуры. Связь амазонских государств Ливии с древнейшей эпохой в истории Египта
  • LIV. Известия о завоевательных походах амазонок, особенно ливийских, и их значение для широкого распространения амазонского образа жизни
  • LV. Сопоставление новейших сообщений о схожих явлениях, сохранившихся в современной Африке. Право наследования племянников со стороны сестры. Рассмотрение отдельных древних и новых известий. Отношение материнского права к развитию культуры, особенно у африканских народов
  • LVI. Гинекократия в египетском царском доме. Преимущество Исиды перед Осирисом как основание этого обычая
  • LVII. Закон Бинотриса и его рассмотрение применительно к случаям женского регентства
  • LVIII. Нитокрис, царица VI мемфийской династии Древнего царства. Пути дальнейшего развития связанного с нею мифа
  • LIX. Лунарная ступень египетского брачного права. Его отличие как от чистого теллуриз-ма, так и от высшего солярного права. Объяснение слов «Этеокл» и «этеокритяне»
  • LX. Материнское право в его отношении к солярному отцовскому принципу согласно с эфиопскими и египетскими представлениями. Кандакия. Хариклея Гелиодора. Паллады — невесты Солнца
  • LXI. Сопоставление некоторых явлений в Египте и Америке, особенно касающихся перуанских инков, амазонок и гетеризма
  • LXII 
  • LXIII. Гинекократическое воззрение, проявляющееся в связи права с женским природным началом и, в особенности, с Исидой
  • LXIV. Универсальный характер самой идеи и его числовое выражение в женской диаде. Объяснение принципа этого древнейшего физически-материнского права
  • LXV. Продолжение. Связь Афродиты и схожих материнских божеств с правом и правосудием. Символ яйца и его связь с этим представлением
  • LXVI. Особые замечания о связи ius naturale и освобождения рабов. Естественное право свободы и равенства в его отношении к женско-теллурическому пониманию права. — Форма, в которой этот раздел права выступает у римлян, особенно у Ульпиана. Характеристика права, относящегося к гинекократической стадии культуры, и общие предположения о законе развития человеческого права
  • LXVII. Продолжение. Отношение Цереры и Деметры к праву, в особенности, к плебейско-материнскому началу. Противоположность последнего патрицианскому патернитету
  • LXVIII. Деметра как основание и образец гинекократии и всей гинекократической стадии культурного развития
  • LXIX. Поступательное движение к праву света и патернитету в роду Гипермнестры
  • LXX. Линкей, Персей, Геракл
  • LXXI. Позднейшие добавления к мифу о Данаидах и их отношение к гинекократии
  • LXXII. Разбор отдельных явлений, в которых в Египте был реализован один из противоположных гинекократии принципов. Недопущение женщин к жреческим должностям
  • LXXIII.
  • LXXIV. Мужские наименования плодоносных растений
  • LXXV. Учение о связи бессмертных богов со смертными женщинами. Πίρωμις έκ Πιρώμιος
  • LXXVI. Теория о трояком Эросе: теллурическом, лунарном и солярном. Отношение этих представлений к концепции материнского права. Закон развития
  • LXXVII. Кирена. Привилегированное положение киренских женщин и его отношение к исконному материнскому принципу Африки
  • LXXVIII. Представление об особой важности левой стороны, распространенное в Африке, а также отраженное в обычаях пеласгийских племен, особенно герников и этолийцев. Материнское право как основа пеласгийской культуры
  • LXXIX. Приложение того же тезиса для объяснения некоторых выражений у Пиндара (Немейские песни IV и VI)
  • LXXX. Сопоставление той же идеи с замечанием Аристотеля о материнском определении seculum Pyrrhae, γένος των άπό Πύρρας. Образ мысли этого древнейшего племени и его противоположность эпохе патернитета. Частные замечания о значении бросания камней за спину, об отношении Эпиметея к Прометею и о фактически-посессорном характере древнейшего права
  • LXXXI. Сравнение дочерей Эдипа с египетскими женщинами у Софокла. Размышления над мифом об Эдипе и тремя намеченными в нем стадиями развития: теллурически-гетерического, деметрического и аполлонического закона жизни. Замечания об отношении мифа к истории
  • LXXXII. Дополнения и отдельные замечания, касающиеся различных народов, в особенности набатеев, адирмахидов, сабеев, ливийских городов и Лепты
  • LXXXIII. Миф о встрече Александра Великого с Кандакией в изложении Псевдо-Каллисфена и Юлия Валерия. Содержание этого мифа и время его возникновения
  • LXXXIV. Миф о перенесении Сараписа-Плутона из Синопа в Александрию
  • LXXXV. Форма, в которой представлено это событие в повествовании Псевдо-Каллисфена. Особые замечания о том, какое значение имеет в нем обетование связанного с целибатом бессмертия
  • LXXXVI. Определение точки зрения, господствующей в мифе о Кандакии
  • LXXXVII. Борьба гинекократии с высшим мужским правом. Определение отдельных черт, в которых она проявляется
  • LXXXVIII. Продолжение. Высшее право, основанное на материнстве Кандакии
  • LXXXIX. Отношение Александра к Кандакии в сопоставлении с его отношением к кариянке Аде
  • ХС. Дальнейшие размышления по поводу этой параллели и всей перспективы, господствующей в мифе о Кандакии
  • XCI. Состязание в мудрости между Кандакией и Александром. Победа над гинекократией как деяние духа
  • ХСII. Победа африканско-египетского материнского права также над Александром и Птолемеями. Завершение анализа мифа о Кандакии

Иоганн Якоб Бахофен - Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой - Том II - Свидетельство гинекократических порядков в рассказе о злодеянии лемнийских женщин

 
Предшествующее исследование охватывало три страны. Начав свой путь в Ликии, мы достигли Крита, а оттуда направились в Аттику и соседствующую с ней Мегару. Теперь же к ним присоединяется остров Лемнос. Выше мы уже говорили о злодеянии лемнийских женщин, сопоставляя его с мужеубийством Клитемнестры. В «Плакальщицах» Эсхила хор поет:
Лемносский грех —
Всем грехам грех, молвь идет.
Там женщины
Истребили пол мужской.
Всеми проклят этот грех!
Подобие
Не его ли вижу здесь?
 
Аполлодор (Мифологическая библиотека, I, 9,17) повествует об этих событиях следующим образом: «Под предводительством Ясона аргонавты вначале отплыли на Лемнос. В те времена на этом острове совершенно не было мужчин, а правила им Гипсипила, дочь Фоанта. Причина этого заключалась в следующем. Лемносские женщины пренебрегали почитанием Афродиты, за что та покарала их зловонием. Из отвращения к ним их мужья стали сходиться с пленными девушками из близлежащей Фракии. Оскорбленные таким пренебрежением, женщины Лемноса перебили своих отцов и мужей. Одна лишь Гипсипила, укрыв своего родителя Фоанта, пощадила его. Так женщины овладели в ту пору Лемносом. С ними-то и сошлись причалившие к острову аргонавты. Гипсипила разделила ложе с Ясоном и родила от него Эвнея и Неброфона». О том же событии сообщают с большей или меньшей обстоятельностью также Аполлоний Родосский (Аргонавтика, I, 609—910, см. также схолии к стихам 609 и 615 в издании Н. Keil, ed., Apollonii Argonautica, Leipzig, 1854, p. 337); Валерий Флакк, (Аргонавтика, II, 113 и след.); Гигин (Мифы, 15); Овидий (Ибис, 398), Схолии к «Илиаде» (VII, 467); Апостолий Паремиограф (XI, 98 в FHG, III, 303, 13); Схолии к Еврипиду (Гекуба, 887; Схолии к Стацию, (Фиваида, V, 29 и след.); Филострат (О героях, XIX, 14); Схолии к Пиндару (Пифийские песни, IV, 85 и 88 в издании Л. Boeckh, Pindari Opera quae supersunt, p. 349, 449); Евстафий Солунский (Комментарии к Дионисию Периегету, 347, в издании Bernhardy р. 155, Λήμνια κακά); Николай Дамасский (FHG, III, 368, 18); Фотий (Лексикон, Λήμνιον βλέπων); Суда, Лексикон; Зенобий (Центурии, IV); Диогениан (VI, 2); Сервий (Комментарии к Энеиде, III, 399); Геродот (История, VI, 138); Антигон Каристский (Собрание удивительных историй, 130 в FHG 458); Стаций (Ахиллеида, I, 206); Дион Хрисостом (Первая Тарсийская речь, 33). — Свидетельство Аполлодора особенно важно для нас потому, что в нем по отношению к острову Лемнос употреблено выражение γυναικοκρατομένη.
 
Гинекократия предстает здесь в своей крайне гипертрофированной форме: как мужеубийственное амазонство. Однако приведенный рассказ не только убеждает нас в существовании амазонской жизни на Лемносе, но и содержит известия о тех обстоятельствах, которые привели к преобразованию признающей брак гинекократии в бракоборческое амазонство. Более того, именно в нем заключается тот особенно поучительный урок, который преподносит нам повесть о лемнийском мужеубийстве. Миф говорит о враждебном отношении Афродиты к лемнийским женщинам. Те пренебрегали культом этой богини — обстоятельство, значение которого нельзя не понять. Лемнийские женщины предпочитают амазонскую жизнь и воинскую доблесть исполнению своего женского предназначения. Они пренебрегают заповедью Афродиты, предписывающей женщине брак и деторождение и видящей в них наивысшую цель ее жизни. Воинскую доблесть они ставят выше материнства. На смену благосклонной к мужчине, всей душою преданной ему матроне приходит амазонка, все более удаляющаяся от своего женского предназначения, в чем с полным правом можно усмотреть посягательство на культ Афродиты. Такое устроение женской жизни с необходимостью вызывает отчуждение и неприязнь со стороны мужчин. Афродита мстит воительницам за пренебрежение к своему культу, лишая их женской привлекательности. Зловоние, которое она насылает на лемниянок (λέγουσι διαφθεΐραι τάς μασχάλας), знаменует не что иное, как гибель подлинно женской красоты, вызванную амазонством с присущим ему мужеподобным образом жизни, и утрату всех тех прелестей, коими Пандора пленяет мужчину. Та же идея заключена и в преданиях, согласно которым Ахилл познает всю красоту Пентиселеи, а Персей — Горгоны лишь тогда, когда та, израненная, испускает дух в объятиях победившего ее героя.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid