Баландин - Дни Творения

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Баландин Рудольф - Дни Творения
Существуют сокровенные тайны бытия, окончательного ответа на которые, возможно, не будет никогда. Они относятся прежде всего к смыслу существования человека и окружающего нас мира, к происхождению Вселенной, Жизни, Разума. Можно возразить: по какому праву автор претендует на абсолютную истину? Откуда ему известно о неразрешимости тех или иных проблем? Почему он резко ограничивает пределы человеческого познания? Можно ли заранее знать, какие открытия произойдут в этом и будущих столетиях?
 
Или автор не верит в прогресс науки?! На последний вопрос ответ дать проще всего. В неуклонный прогресс фундаментальной науки я не верю. Временами научная мысль упирается в тупики, а то и деградирует. Необходимо отличать факты, научные положительные знания, полученные в результате опытов и наблюдений природных объектов (а также основанные на них эмпирические обобщения), от гипотез и теорий. Количество знаний, известных нам фактов, безусловно, со временем увеличивается. Но возрастает ли при этом умственный потенциал отдельных творческих личностей и всего человечества? Вот в чем вопрос.
 

Баландин Рудольф - Дни Творения

М.: Вече, 2007. 448 с.
(Библейские тайны)
ISBN 978-5-9533-1990-4
 

Баландин Рудольф - Дни Творения - Содержание

ПРОЛОГ. В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
 
ЧАСТЬ I. МИРОЗДАНИЕ
  • ГЛАВА 1. НАЧАЛО НАЧАЛ
    • Первые четыре дня
    • Комментарии богословов
    • Из «Исповеди»
    • Серьезное отношение к Библии
    • Выводы
    • Другие версии
    • Можно ли узнать о начале начал?
  • ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ ИСКАНИЯ
    • Познание — это труд
    • Как складываются научные концепции
    • Вселенная с красным сдвигом
    • В каком мире мы живем?
    • Всемирный беспорядок
    • Стрела времени
    • Пределы научной мысли
  • ГЛАВА 3. СИНТЕЗ ЗНАНИЙ
    • О пользе размышлений
    • Вопреки здравому смыслу
    • Относительно теории относительности
    • Естественная ли наука физика?
    • Наука о том, чего нет на свете
    • Всеобщая теория относительности
    • Хаос порождает порядок?
    • Янус-космология
    • Сравнение не в пользу науки
    • Что есть реальность?
ЧАСТЬ II. ЖИЗНЬ
  • ГЛАВА 1. БИБЛЕЙСКОЕ ПРЕДАНИЕ
    • Дни пятый и, отчасти, шестой
    • О длительности дней Творения
    • Удивительные соответствия
    • Критический анализ
    • О смысле смерти
    • Еще одна религиозная концепция
    • Аллегорическое толкование
  • ГЛАВА 2. ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ
    • Возникла ли жизнь на Земле?
    • Тщетные усилия
    • Для жизни не хватает времени
    • Убийца — из космоса
    • Время жить, время вымирать
    • Спор с палеоботаником
    • Почему выживают наименее приспособленные?
    • В чем же ошибался Чарлз Дарвин?
    • Волны жизни
    • ...Возрождение — расцвет — совершенство — кризис.... 
    • Жертвы собственного могущества и совершенства
    • Живое — от живого
  • ГЛАВА 3. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ И ВО ВСЕЛЕННОЙ
    • Что есть Жизнь?
    • Планеты мертвые и живые
    • Погоня за новизной
    • Откровения морегеологов
    • Решающий эксперимент
    • Лжепророчества в науке
    • Материки-амебы
    • Живородящая биогеосфера
    • Практичность научных теорий
    • О жизни вечной
ЧАСТЬ III. ЧЕЛОВЕК
  • ГЛАВА 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ШЕСТОГО ДНЯ
    • Венец Творения (первая версия)
    • Венец Творения (вторая версия)
    • Вопросы, требующие ответов
    • Авель и Каин
    • «Путями Каина»
  • ГЛАВА 2. ОТ ПРОСТОГО - К СЛОЖНОМУ
    • Последний этап эволюции
    • Что такое прогресс?
    • Критерии прогресса
    • Путь к совершенству
    • Феномен человека
    • Случайность или закономерность?
    • Ограниченность естественного отбора
    • Гипотеза номогенеза
    • Целеустремленность жизни
  • ГЛАВА 3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ПРИРОДА - ЛИЧНОСТЬ
    • Гнев Господа
    • Правда о Всемирном потопе
    • Дерзновенные строители
    • Человек против природы
    • Так ли все плохо?
    • На грани допустимого 
    • Что происходит с психосферой? 
    • Новая Земля — новый человек
ЧАСТЬ IV. РАЗУМ
  • ГЛАВА 1. ДАР ИЛИ ОБРЕТЕНИЕ?
    • Запретный плод
    • Биоинтеллект
    • Геоинтеллект
    • Разум Земли и человека
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОГЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
    • Синтез знаний 
    • Техногенный человек
    • Стандартизация умов 
    • Мракобесие
    • Деформация духовного мира
    • Ноосфера
    • Человек разумный... а дальше?
  • ГЛАВА 3. КОСМОС И МИКРОКОСМ
    • Сокровенное имя
    • Сверхразум
    • Повинуясь высшим силам
    • Предназначение человечества
    • О научном незнании
    • Чем мы думаем, когда думаем, что думаем чем-то?
ЭПИЛОГ. ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
 

Баландин Рудольф - Дни Творения

 
У нашего замечательного мыслителя С.Н. Булгакова есть обстоятельное исследование «Трагедия философии». По его словам, неизбежна катастрофа искреннего искателя истины, который стремится создать всеобъемлющую научно-философскую концепцию, раскрывающую первозданную причину Космоса, тайну создания и становления Вселенной. «Ибо он восхотел системы: другими словами, он захотел создать (логически) мир из себя, из своего собственного принципа — “будьте как боги” — но эта логическая дедукция мира невозможна для человека». Современная философия, в отличие, скажем, от античной, опирается не на умозрения, а на данные науки. Именно они считаются наиболее надежными сведениями, позволяющими судить о Мироздании. Сергий Булгаков усомнился в этом.
 
Познание природы методом науки, считал он, есть форма хозяйствования — но не материального, а интеллектуального. Без науки и техники современное общество существовать не может. Однако уповать только на них было бы нелепо, ибо в мире присутствуют «ненаучные» категории — разум, душа, красота, Бог. Исходя из этого, Булгаков писал «о религиозно-интуитивных основах всякого философствования». Правда, возникает вопрос: а что означает в данном контексте «интуитивное»? Поразмыслив, приходишь к мнению: конечно, это не что-то врожденное (мысли не передаются по наследству).
 
Следовательно, под таким понятием следует понимать представления о мире и человеке, складывающиеся бессознательно у каждого из нас под влиянием окружающей среды и жизненного опыта (результат воспитания, образования, переживаний, размышлений — всего того, что определяет личность). Картина мира, создаваемая наукой, неизбежно материалистична. Ведь от «гипотезы Бога» ученые вынуждены отказаться как от излишества. Человек перестраивает окружающий материальный мир как самый закоренелый материалист. «Кошмар механического мировоззрения... — писал С. Булгаков, — проистекает из чувства утесненности жизни, отчужденности от нас природы с ее мертвенным непроницаемым ликом и с безразличием или враждебностью к человеку. Мир как царство смерти, враждующей с жизнью, — вот чем отпугивает нас механизм природы, этот труп ее, отбрасывающий свою мертвенную тень и на нашу жизнь. Наука ориентирует нас в этом царстве смерти, потому и сама приобретает в себе нечто мертвящее...
 
Есть только жизнь, а то, что принимают за смерть и за безжизненный механизм, есть ущерб, перерыв жизни, ее обморок, сопровождаемый обмороком и природы... Над оживлением природы неустанно работает ее сын и пасынок, раб и господин, повелитель и рабочий, хозяин. Омертвевшую ткань он старается согреть теплотой своей жизни». Материализм он отождествлял (пожалуй, не вполне корректно) с механистическим мировоззрением, отзываясь о нем так: «В этом скорбном учении нашел выражение хозяйственный трагизм человеческой жизни... Над человеком тяготеет проклятие, говорит экономический материализм, ибо что же, как не проклятие, эта неволя разумных существ у мертвой, неосмысленной, чуждой нам природы, эта вечная опасность голода, нищеты и смерти. И это проклятие зависимости от природы порождает новое, еще злейшее проклятие, экономическое рабство человека человеку, вечную вражду между людьми из-за богатства».
 
Ну а как же — с познанием законов Мироздания? Разве оно не позволяет человеку использовать эти законы для овладения силами природы и технического творчества, а также для создания новой, наиболее благоприятной для человека среды? Разве в результате не освобождаются для новых свершений творческие потенции человека? В идеале, конечно, так и должно бы быть. «Хозяйство, — писал Сергий Булгаков, — есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм».
 
Однако в действительности человек все более насыщает окружающую среду техникой, механическими системами. Законы природы изучают для того, чтобы ловчее приспосабливаться к ним. «Осознанная необходимость» оборачивается духовной и физической кабалой, признанием своей полной несвободы. ...Ученый избирает путь познания, следуя принципу апостола Фомы, вложившего персты свои в рану Иисуса Христа, дабы убедиться в том, что перед ним не видение, а человек из плоти. При этом любознательность не сдерживалась ни верой в Учителя, ни опасением причинить ближнему боль. Но что в результате выведал Фома? Постиг ли тайну смерти и воскрешения? Проник ли в глубины духовной жизни?
 
Максимилиан Волошин прозорливо раскрыл в поэтической форме сущность исследований ученого, безоговорочно исповедующего научный метод: 
 
Он очевидность выверил числом
Он цвет и звук проверил осязаньем,
Он взвесил свет, измерил бег луча,
Он перенес все догмы богословья
На ипостаси сил и вещества.
Материя явилась бесконечной,
Единосущей в разных естествах,
Стал Промысел — всемирным тяготеньем,
Стал вечен атом, вездесущ эфир:
Всепроницаемый, всетвердый, скользкий —
«Его ж никто не видел и нигде».
Исчисленный Лапласом и Ньютоном,
Мир был точнейшим синтезом колес,
Эллипсов, сфер, парабол — механизмом,
Себя заведшим раз и навсегда
По правилам закона сохраненья
Материи и Силы...
Таким бы точно осознала мир
Сама себя постигшая машина.
 
Написано это еще задолго до эпохи компьютеризации. Теперь человек в познании природы и самого себя опирается почти исключительно на технические приспособления. Обрабатывая полученные материалы и представляя их с помощью «умных машин», «искусственного интеллекта», он становится придатком этих систем. Мы все более отрешаемся от своего естественного биогенного интеллекта в пользу искусственного. Для решения множества конкретных задач это удобно, а потому оправдано. Но только чрезмерно наивный человек может предполагать, будто созданные человеком машины и программы делают его умнее. Нет! Как бы не наоборот.
 
Простая аналогия. Разве с помощью мотоцикла или автомобиля люди стали быстрее и больше ходить или бегать? Нет, напротив, распространилась болезненная гиподинамика, вызванная преимущественно «сидячим образом жизни». Аналогичным образом ни микроскоп, ни телескоп не улучшают зрения. Физические и умственные способности человека заключаются в нем, а не где-то снаружи. Купив автомобиль, не превратишься в неутомимого ходока; приобретя компьютер, не сделаешься мудрецом.

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Андрон