Бальтазар - Истина симфонична

Мир похож на огромный оркестр, настраивающий свои инструменты: из оркестровой ямы доносятся разрозненные звуки, между тем как публика заполняет театр, а дирижерское место еще пустует. И все же пианист извлекает из фортепиано звук ля, чтобы установить вокруг согласованное звучание, само же ля настраивается по некоему таинственному источнику.
 
Также и выбор самих инструментов отнюдь не случаен: их качественные характеристики различаются между собой ровно настолько, чтобы образовать подобие координатной системы. Гобой, возможно, при поддержке фагота, составит хорошее дополнение к группе смычковых, но этого может оказаться недостаточным, если духовые не обеспечат связующий фон для этих противоположных партий.
 
Выбор осуществляется исходя из единства, которое до поры до времени заключено в безгласной партитуре, но скоро, когда дирижер постучит по пюпитру, оно начнет все стягивать к себе, все увлекать за собой, и тогда станет ясно, зачем была нужна каждая отдельная часть.
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Истина симфонична 

 
Истина симфонична — М.: Институт философии, теологии и  истории св. Фомы, 2009. - 152 с. 
Hans Urs von Balthasar 
Die Wahrheit ist symphonisch —Johannes Verlag Einsiedeln, 1972 
Перевод с немецкого Александра Ярина 
ISBN: 978-5-94242-032-1
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Истина симфонична - Содержание

 
Пролог. Истина симфонична

ОБЗОР ВИДОВ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА 

  • a) Израиль
  • b) Бог и его Слово
  • c) Слово Бога Иисус Христос
  • d) Человеческое «Ты» как притча и как подступ
  • e) Тело истины
  • f) Потенцированный парадокс 
  • g) Органы истины в потенцированном парадоксе
  • h) Парадокс и плюрализм 
  • i) Плюрализм мировоззрений 
  • к) Слово Бога в человеческих языках 
  • l) Критерий. Догмат  
  • m) Частичная и полная идентификация
  • n) Этика 
  • o) Insumma 

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕРЫ 

  • 1. Церковь и мир 
  • 2. Вера и дела 
  • 3. «Бог вблизи и Бог вдали»
  • 4. Должность и экзистенция
  • 5. Радость и крест 
  • 6. Три образа надежды
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Истина симфонична - Пролог

 
Сегодня возобладал властный порыв к Иисусу Христу, к его пленяющему образу; Иисуса хотят постичь в его изначальном, «чистом» виде, свободном от тягостных уз институциональной церкви, от слоя малопонятных догматов, архаических обычаев и окостеневших традиций. Мы ждем, что он восстанет из-под двухтысячелетних завалов истории каким был — в первозданном сиянии и наготе. И именно сегодня научная экзегетика уверяет нас, что наши знания о Иисусе Христе определяются лишь свидетельством веры, принесенным ранней Церковью, и что рассказ о его жизни несет отпечаток этой веры. И нам, таким образом, не суждено совлечь с него церковные одежды. Поскольку это найдено невозможным, разворачивается битва за другое: теперь хотят снять покровы с современной Церкви, накопившей за долгие века множество традиций, очистить и упростить ее до такой степени, чтобы в ней воссияла слава Иисуса Христа, какой мы ее себе заранее представляем. Вдобавок следует поставить под вопрос изначальные формулы веры, выработанные древней Церковью: не являются ли и они лишь новообразованиями, оболочкой истины? Слой за слоем очищая луковицу, мы в результате утрачиваем сердцевину
 
Но разве те и другие не правы? Церковь должна как целое быть прозрачной и не заслонять собою Христа, никакой иной она и быть не может. Если же она потеряла прозрачность, то ничего удивительного в том, что мы стремимся пробиться к чему-то существенному, скрытому за ней. С другой стороны, если Иисус пошел на смерть, чтобы воскреснуть по ту сторону смерти и предстать перед учениками, истолковывая им самого себя как целое, чтобы они могли его понять, то разве Церковь не есть избранное им самим место, где он всегда присутствует и всегда доступен? То, что мы называем «вочеловечением Бога» в Иисусе из Назарета, совершилось в
 
общине верующих, которые чувствовали возложенное на них поручение: возвестить и, свидетельствуя, представить это событие миру. И никто не может сказать, с какого момента первую общину можно назвать «раннекафолической». С самого начала — при Петре и с небывалой строгостью при Павле — в Церкви присутствовала иерархия должностей, с самого начала в центре общины — под крестом, рядом с Иоанном — стоит в молитве Мария. С самого начала в общине наличествовало крещение, преломление хлеба, помазание больных, возложение рук, раздаяние точных указаний верующим, поставление пресвитеров, сакральный суд, авторитет традиции. И уже тогда разные мотивы сплетались, взаимно настраивались друг на друга — фуга обретала свой голос.
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя esxatos