Бальтазар - Теологика II - Истина Бога

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика II - Истина Бога
Современное богословие
Разделение на две части того, что в двух следующих томах предложено как «теологика», остается искусственным разделением; обе части должны рассматриваться как единое целое. Теологика начинается с самооткровения триединого Бога в воплощении божественного Логоса, а Логос есть Слово, Сын и Истолкователь Отца. Так Он понимает себя и так желает быть понятым.
 
Однако для того, кто хотел бы понять Его как то, что Он есть, - разве Он не Пневма, что вводит нас в Его истину и тем самым в Его отношение к Отцу? С одной стороны, Логос обещает нам Пневму как своего толкователя на время своего возвращения к Отцу; но, с другой стороны, все, что Он прежде в своем пришествии во плоти и в своих страстях и воскресении сделал и пережил, Он совершает в Духе, которого Отец ниспослал Ему без меры. Таким образом, разграничительная линия между делом Логоса и делами Пневмы искусственна. Есть такие дела, как установление евхаристии и ее продолжение в течение столетий, и есть многие другие, подобные этому, которые мы не можем приписать ни одному, ни другому. Поэтому-то мы и придерживаемся апостольского символа веры, который истолкование дел Сына - Церковь, оправдание и освящение в таинствах, тайны общения святых, воскресение из мертвых и вечную жизнь - причисляет к делам Духа, причем нельзя забывать, что неделимый триединый Бог все дела спасения совершает в единстве, хотя каждая Ипостась действует в своем собственном бытии.
 
Но поскольку здесь речь идет о теологике, то прежде всего возникает центральный вопрос - как вечный Логос Бога может выражать себя в конечности творения, а раз Он это может, то (как бесконечный отзвук) следует все то, что Святой Дух через пространства и времена развертывает из единого события.
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика II - Истина Бога

Пер. с нем. Андрей Лукьянов 
(Серия «Современное богословие»).
М.: Издательство ББИ, 2018. - 430 с.
ISBN 978-5-89647-357-2
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика II - Истина Бога

Предварительное замечание
Иоанново восхождение
  • 1. «Я есмь истина»
  • 2. Истина как «слава» и «благо»
  • 3. Истина как полнота 
Глава I. Божественная и человеческая логика
A.Логика и любовь
  • 1. Требование Логоса
  • 2. Логика любви
B.Ана-логическая логика в мирской сфере 
  • 1. Триадическая структура мирской логики
  • 2. Imagines Trinitatis в конечном бытии
  • 3. Диалектика и диалогика как теологика
    • a) Гегель 
    • b) Диалогики
  • 4.Плодоносность
Глава II. Возможность христологии
A.Самовыражение Логоса
  • 1. Неудача образов
  • 2. Христос как истолкователь невидимого
  • 3. Иисус как совершенно иной и подобный 
  • 4. Истина в подобии 
  • 5. Трансцендирующая имманентность и имманирующая .. трансцендентность
B.Негативное богословие?
  • 1. Место негативного богословия
  • 2. Поиск Бога в свете Библии 
  • 3. К церковной рецепции негативного богословия
  • 4. Не-слово и сверх-слово 
Глава III. Логос и логика в Боге
A.Подходы, разграничения 
  • 1. Отношение Иисуса к Отцу и Духу
  • 2. Тождество и различие в Боге
    • a) Сущность Бога в ипостасях
    • b) Непостижимость любви 
    • c) Свойства сущности в свете ипостасей
B.Положение Логоса в Боге
  • 1. Логос между Отцом и Духом
  • 2. Определение исхождений
    • a) Проблематика
    • b) Слово, Сын, образ, выражение
Глава IV. Каталогические аспекты
A.Тринитарное различие и различие бытия 
  • 1. Троица и трансценденталии
  • 2. Божественное и тварное различие 
B.Завершения от Бога свыше
  • 1. Христос объединяет космические полюсы
  • 2. Христос - завершитель всех наук
  • 3. Тринитарная структура истории 
  • 4. Бог, космос, Богочеловек 
Глава V. Слово стало плотью
А. Verbum-Caro
  • 1.Заострение проблемы
    • a) «Плоть» 
    • b) Почему «плоть»? 
    • c) Слово как противоречие
    • d) Трансцендентальное ожидание?
    • e) Ожидающая тщета
  • 2.Язык плоти
    • a) Язык как выражение
    • b) Язык и образ 
    • c) Рождение слова 
    • d) Миф
    • e) Икона 
    • f) Символ, метафора
  • 3. Молчаливое деяние 
B.Factum est 
  • 1.Факт
    • a) Как отправной пункт всего богословия
    • b) В вечном источнике 
    • c) В переходе 
    • d) Видение и вера
    • e) Свобода и искушение
  • 2.Измерения
    • a) Verbum-Caro в тринитарном измерении
    • b) Verbum-Caro как единство
    • c) Verbum-Caro во всечеловеческом измерении
    • d) Verbum-Caro в церковном и космическом измерениях...
    • e) Verbum-Caro и аналогия
C.Caro Peccati 
  • 1.Противоречие
    • a) Диалектика и ложь
    • b) Дьявольское и негативность 
  • 2. "Caro peccati"
  • 3. Теологика как диалектика?
    • a) Язык Писания
    • b) Богословие противоречия 
    • c) Ад и Троица
Заключение
Именной указатель
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика II - Истина Бога - 1. «Я есмь истина»

 
От того, что в первом томе рассматривалось как истина, к этому речению Иисуса нет никакого последовательного перехода, только скачок. «Я есмь истина» (Ин 14:6) как высказывание какого-то человека не может идти снизу вверх, а только сверху вниз, в движении того, кто «пришел» оттуда, чтобы на земле быть этой истиной и о ней свидетельствовать: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (martyrein) о истине» (Ин 18:37). Оба высказывания стоят рядом: Иисус есть истина и свидетельствует об истине. С объективной точки зрения оба высказывания могут быть тождественными; однако они указывают на различие. Различие в тождестве становится очевидным в самовысказывании: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду» (8:14); но, согласно обычаю иудеев, только свидетельство двоих заслуживает доверия, продолжает Он, разъясняя свое происхождение и свой уход: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (8:18). Поэтому если соотнести оба высказывания, то Он -истина в качестве посланника от Отца; Он не свидетельствует об Отце как об истине (Бог в писаниях Нового Завета становится «любовью», но никогда не называется «истиной»)[1], Он истина как посланник, а именно - посланный ради спасения мира (12:47), тем самым открывающий волю, ум и дело Отца. Он есть истина, а не только свидетельствует об истине.
 
Конечно, Иисус свидетельствует о том, что Он сам испытал: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3:11), «Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует» (3:31-32). Но и другие свидетельствующие «видели», однако они - не истина. Так, Иоанн Креститель говорит: «И я видел (как сошел на Него Дух и пребыл на Нем) и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (1:34). И христиане говорят: «мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин 1:2); также и любимый ученик у креста говорит: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину» (Ин 19:35). Но видеть истинно и говорить истину - еще не то же, что быть истиной. Только Иисус может одновременно быть истиной и свидетельствовать о ней, потому что Он единственный, кто приходит от Отца, посланник Отца (3:34; 14:24), Его «истолковывающий» (1:18).



[1] Ignace de la Potterie, La Viriti dans Saint Jean I (Biblical Institute Press, ROTH 1977) 5-15, 29-36.
 
2018-08-25
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя esxatos