Барон - Социальная и религиозная история евреев - 18 томов - 2 - Возникновение христианства

Барон - Социальная и религиозная история евреев - 18 томов - 2 - Возникновение христианства
История евреев
Процесс политического, социального и экономического расслоения еврейства в Палестине шел параллельно с развитием разнообразных религиозных обрядов и верований в еврейской среде. Основные причины этого явления вполне понятны. Высокий уровень религиозного синкретизма сочетался с развитием сект. Явные элементы синкретизма можно усмотреть и в чисто еврейских сектантских движениях, в то время как образование сект безусловно способствовало процессу слияния и взаимопроникновения религиозных доктрин, дополнительно обогащая его. Общины Сирии и Малой Азии были наиболее открыты идеям окружающего мира и возникающему в результате синкретизму, между тем как в Палестине глубокие социально-экономические противоречия выливались преимущественно в образование религиозных сект.
 
В этот наиболее сложный и эклектичный из известных по историческим источникам период евреи подвергались влиянию самых разнообразных религиозных учений и ритуалов. Если воздействие эллинизма вело к постепенному размыванию основ традиционных культур и религиозных учений Востока, то возрастающее политическое и экономическое единообразие способствовало включению этих элементов в новую, единую систему. Чем более однородной становилась Римская империя, тем более насущным оказывался поиск новой, всеохватывающей культуры. Евреи в тот период жили на пересечении всех путей мира, их социальное положение и духовный настрой располагали к открытости. Прочные корни связывали евреев с верой их предков, но вместе с тем они демонстрировали удивительную способность воспринимать элементы местной культуры и приспосабливаться к своему окружению. Более чем какие-либо другие группы населения, евреи были своего рода "закваской" в брожении бурлящего мира.
 

Сало Уиттмайер Барон - Социальная и религиозная история евреев - в 18 томах - Том II - Древний мир - Часть II: возникновение христианства - первые пять столетий

Первое издание на русском языке
Перевод с английского Вениамина Ванникова
ISBN 978-5-9953-0219-3 ("Книжники")
ISBN 978-5-7516-1127-9 ("Текст")
Том 2 — 2013. — 496 с.
ISBN 978-5-9953-0290-2 ("Книжники")
ISBN 978-5-7516-1221-4 ("Текст")
 
Следующие тома настоящего издания:
Сало Уиттмайер Барон - Социальная и религиозная история евреев
  • Том III. Средние века: наследники Рима и Персии
  • Том IV. Средние века: встреча Востока и Запада
  • Том V. Средние века: власть и религиозная полемика
  • Том VI. Средние века: законы, толкование и Писание
  • Том VII. Раннее Средневековье (500-1202): иврит - языки литература

Сало Уиттмайер Барон - Социальная и религиозная история евреев - в 18 томах - Том II - Древний мир - Часть II: возникновение христианства - первые пять столетий - Содержание

Глава 9. Новые горизонты
  • Общечеловеческий идеал
  • Греко-восточное искусство
  • Магия и ритуал
  • Религиозный синкретизм
  • Самаритяне
  • Фарисеи и саддукеи
  • Противоборствующие теологические учения
  • Малые секты
  • Ессеи
  • Община нового завета
  • Поиск новых истин
Глава 10. Великий раскол
  • Мессианские чаяния
  • Возникновение христианства
  • Иисус — мессия
  • Иудеохристианские последователи
  • Секта апостола Павла
  • Образование церкви
  • Торжество разрушительных сил
Глава 11. Падение и восстановление
  • Иудейская война
  • Восстания во времена правления Траяна и Адриана
  • Внутренние раздоры
  • Политические потери
  • Гражданские права
  • Сдержанность в скорби
  • Возвращение к нормальной жизни
  • После Бар-Кохбы
  • Готовность смириться с политической ситуацией
Глава 12. Внутреннее сплочение
  • Антихристианская реакция
  • Борьба за историю
  • Языки экзегеза
  • Прозелитизм
  • Успехи христианства
  • Сопротивление язычников
  • Новая религия эллинистического еврейства
  • Борьба на два фронта
Глава 13. Зарождение средневековой цивилизации
  • Упадок эллинизма
  • Между Римом и Персией
  • Новый юридический статус
  • Межрелигиозные отношения
  • Широкое самоуправление
  • Местная автономия
  • Превосходство вавилонского центра
  • Рассеяние
  • Стратегическое отступление
Глава 14. Мир Талмуда
  • Брак
  • Тенденции к моногамному браку
  • Талмудическая евгеника
  • Статус женщины
  • Новые экономические тенденции
  • Экономическая политика
  • Ценность труда
  • Регламентация труда
  • Суды
  • Социальное обеспечение
  • Образование
  • Синагога и кладбище
  • Всеобъемлющая общинная структура
Глава 15. Закон и религия Талмуда
  • Талмудическая литература
  • Первенство закона
  • Равнозначность законов служения Богу и нравственного закона
  • Разработка учения фарисеев
  • Противостояние гностицизму
  • Интеллектуализация еврейской жизни
  • Прочный бастион
Примечания
Список сокращений
Указатель имен
 

Сало Уиттмайер Барон - Социальная и религиозная история евреев - в 18 томах - Том II - Древний мир - Часть II: возникновение христианства - первые пять столетий - Общечеловеческий идеал

 
В этом движении в равной мере участвовали как обеспеченные и образованные слои еврейских общин, так и простой люд. Встречались и явные ренегаты вроде тех, которых критикует автор Третьей книги Маккавеев. Один из них, Антиох, сын предводителя еврейской общины Антиохии, причинил много бед своей общине в дни Великого восстания. Окончательно порвав с иудаизмом, члены династии Ирода заняли троны Армении и Халкиды, а один из ее отпрысков стал настоящим римлянином. Это был Гай Юлий Александр Береникиан, упомянутый в документах как римский консул 117г. и проконсул Азии в 132 г. Даже строго ортодоксальные евреи не возражали против посвящения синагог влиятельным язычникам в благодарность за их благодеяния или для того, чтобы они взяли здание под свое покровительство. Более того, широкие круги евреев перенимали не только нравы, но и многое из фольклора их окружения.
 
Некоторые предпочитали греческую мифологию библейским повествованиям. Для таких людей миф о сыновьях Алоея в "Одиссее" значил больше библейской истории о Вавилонской башне[1]. Автор "Завещания Авраама"[2], который во всем остальном высказывает вполне ортодоксальные взгляды, не видит ничего неподобающего во включении в свою книгу некоторых из эсхатологических мифов Платона (например, мифа об Эре в "Государстве"[3]). Зачастую мудрецы Талмуда, сами того не сознавая, заимствовали популярные эллинистические истории (как правило, индийского или иного восточного происхождения), например, историю о перстне Поликрата или притчу о хромом и слепом[4]. С помощью последней они стремились объяснить взаимную ответственность души и тела за грехи, совершенные до их разъединения. Будучи уверенными в том, что даже рядовые представители палестинского еврейства знакомы с восточными фольклорными историями и с наиболее распространенными юридическими нормами, проповедники ограничивались их беглым упоминанием. Для последующих поколений эти мимолетные аллюзии зачастую становились загадками.



[1] Легенда о сыновьях Алоея, приведенная в 11-й песне "Одиссеи", перекликается с преданием о Вавилонской башне. Два сына жены Алоея, рожденные ею от Посейдона, захотели добраться до неба, взгромоздив друг на друга три горы. Братья были убиты Аполлоном за дерзость. (Здесь и далее постраничные примечания — примечания редактора, если не указано иначе. Примечания автора, помеченные арабскими цифрами, приводятся в конце книги.)
[2] "Завещание Авраама"— ветхозаветный апокриф, основанный на 18-й главе книги Берешит и повествующий о смерти Авраама и вознесении его на небо. Апокриф получил распространение в греческой и славянской литературных традициях.
[3] В десятой главе диалога Платона "Государство" приведен миф о человеке по имени Эр, который воскрес через десять дней после гибели и рассказал об устройстве загробного мира, о суде над душами умерших и воздаянии.
[4] Притча о хромом и слепом встречается в индийской, греческой и древнееврейской литературе. В ней рассказывается о слепом, который не мог попасть на пир, потому что не видел дороги, и хромом, который стремился туда же, но не мог ходить. Мудрец посоветовал слепому взять хромого на плечи и нести его, руководствуясь его зрением. Объединившись, двое увечных оказались способны достигнуть цели, не доступной им поодиночке.
 
 
 
 

Категории: 

Поблагодарите: первое сердечко - 1 балл, последнее - 10 баллов: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Lexux