Бассетт - Грейтхауз - Исследование христианской святости - Историческое развитие

Пол Бассетт - Уильям Грейтхауз - Исследование христианской святости - Том второй - Историческое развитие -
Джон Весли является признанным предшественником того, что принято называть «Движением святости». И хотя он явно не был родоначальником учения о христианском совершенстве (как он сам его называл), именно он достаточно четко сформулировал эту библейскую истину, так хорошо представленную в Писании и так незаслуженно обойденную вниманием со времен апостолов.
 
Известно также, что Весли не выступал ни с какими доктринальными утверждениями, которые охватывали бы все аспекты теории и практики святости. Выработать доктринальную структуру и даже предстазить те нюансы, которых в трудах Весли нет или которые представлены им весьма поверхностно, смогли такие его коллеги, как Джон Флетчер и Адам Кларк. Одним из наиболее важных таких аспектов является «крещение Духом». Определенно, Флетчер и Кларк проделали большую работу, чтобы показать второстепенный характер этого аспекта с практической точки зрения и объяснить, как можно обрести полное освящение, поскольку Весли уделял внимание именно этому.
 
До сих пор учение о святости нельзя считать окончательно сформировавшимся. По мере того, как возникают все новые концепции и объяснения, выявляются ошибки и заблуждения, становится все больше отколовшихся групп, каждая из которых уделяет особое внимание отдельным моментам, или отдельным убеждениям, или поведению. Все это привело к определенной путанице и даже к противоречиям среди групп богословов, которые считают себя последователями Весли.
 
Как следствие, давно назрела необходимость во всеобъемлющем и окончательном обобщении доктрины святости, или полного освящения. Хотя на эту тему написано множество компетентных работ, очевидно, что до сих пор еще никто не пытался изучить все аспекты в полной мере. Издатели брались за выполнение этой задачи с определенным чувством ответственности, понимая, что работают над самой значительной темой, касающейся святости. Но при этом они, в свою очередь, принимали во внимание разные толкования разных верующих, обладающих в равной степени большим багажом знаний и в равной степени преданных своему делу. В итоге в свет вышло немало книг авторов, которые не вступают в полемику друг с другом и не стремятся достичь консенсуса. Это просто глубокие исследовательские работы в трех областях, составляющих основу богословия святости, — Писания, истории и учения.
 
Авторы этой книги — всеми уважаемые исследователи и сторонники истины святости. Хотя все они являются членами «Церкви Назарянина», содержание книги вовсе не носит сектантской направленности. Издатели искренне надеются, что этот труд окажется лучшим из всех работ, посвященных данной теме, и вызовет большой интерес у самого широкого круга читателей из числа «народа святости».
 

Пол М. Бассетт - Уильям М. Грейтхауз - Исследование христианской святости - Том второй - Историческое развитие

Издательство «Вера и святость» 
Христианское общество «Библия для всех» 
Санкт-Петербург 2008
ISBN 978-5-7454-1060-4
 
Paul М. Bassett, William M. Greathouse EXPLORING CHRISTIAN HOLINESS
Beacon Hill Press of Kansas City Kansas City, Missouri
ISBN 083-410-9263 ISBN 083-410-8429 (Set)
 
Переводчик M. А.Думчев
Том 1 БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ У. Т. Пуркизер
Том 2 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Пол М. Бассетт и Уильям М. Грейтхауз
Том 3 БОГОСЛОВСКАЯ ФОРМУЛИРОВКА Ричард С. Тэйлор
 

Пол Бассетт - Уильям Грейтхауз - Исследование христианской святости - Том второй - Историческое развитие - Содержание

Предисловие 
Вступление 
РАЗДЕЛ I От апостолов к раннему протестантизму -  Пол М. Бассетт
  • 1.Важность исторических исследований
    • I.АВТОРИТЕТ ТРАДИЦИИ
    • II. ХРИСТИАНСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО И ПОЛНОЕ ОСВЯЩЕНИЕ
    • III. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСТОРИИ ИСТОРИЕЙ: СОХРАНЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ
  • 2.Учение о полном освящении в первые пять веков существования церкви
    • I. СВИДЕТЕЛЬСТВА АПОСТОЛЬСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ
      • А. Игнатий из Антиохии: пример проблематики
      • Б. «Пастырь Ермы»: совершенство как норма; покаяние как необходимость
    • II. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ: ПОЛНОЕ ОСВЯЩЕНИЕ В РАННИХ ЛИТУРГИЯХ .
    • III.НАЧАЛО СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
      • A.Ириней: освящение и избавление
      • Б. Климент Александрийский: полное освящение как важное качество настоящей человечности
      • B.Ориген Александрийский: освящение как всеобъемлющий феномен
    • IV.ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ
      • A.Макарий Египетский: полное освящение в аскетизме 
      • Б. Григорий Нисский: полное освящение в свете эллинизма
      • B.Августин Гиппонский: полное освящение в свете латинского мира
  • 3.Учение о полном освящении иа средневековом Западе
    • A.Григорий Великий: разъединение понятий освящения и совершенства
    • Б. Бернард Клервосский: воссоединение освящения и совершенства в умозрительном контексте
    • B.Фома Аквинский: воссоединение освящения и совершенства в интеллектуальном контексте
  • 4.Учение о полном освящении в раннем протестантизме
    • I.ПОЛНОЕ ОСВЯЩЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ РЕФОРМАТОРОВ
      • А. Мартин Лютер: полное освящение как «внеземная святость»
      • Б. Жан Кальвин: полное освящение как вмененная святость
        • 1. Закон и Евангелие: Лютер и Кальвин
        • 2. Святость, цель жизни
        • 3. Освящение
    • II.ПОЛНОЕ ОСВЯЩЕНИЕ В ГОЛЛАНДСКОМ ПИЕТИЗМЕ
      • А. Дирк Коорнхерт, католический пиетист
      • Б. Биллем Теелинк, реформатский пиетист
    • III.ПОЛНОЕ ОСВЯЩЕНИЕ В ЛЮТЕРАНСКОМ ПИЕТИЗМЕ
      • А. Иоганн Арндт( 1555—1621) 
      • Б. Филипп Якоб Шпенер (1635 — 1705)
РАЗДЕЛ II От Весли к американскому Движению святости - Уильям М. Грейтхауз
  • 5.Концепция Весли о совершенстве и святости
    • A.Формулировка учения Весли
    • Б. Освящение и порядок спасения
    • B.Путь к совершенству 
    • Г. Развитие учения Весли
    • Д. Христианское совершенство
      • 1. Что не является совершенством
      • 2. Что такое совершенство
    • Е. Освящающий Дух
  • 6.Совершенство в английском методизме
    • A.Джон Флетчер
      • 1. Учение о присутствии Божьем и Его проявлениях
      • 2. Христианское совершенство
      • 3. Крещение Святым Духом 
    • Б. Адам Кларк
      • 1. Христианское совершенство
      • 2. Крещение Святым Духом 
    • B.Ричард Уатсон
      • 1. Первоначальное освящение 
      • 2. Полное освящение
      • 3. Постепенное освящение
    • Г. Уильям Бёрт Поуп
      • 1. Освящение в начале и в процессе
      • 2. Освящение прогрессивное и совершенное
      • 3. Полное освящение
  • 7.Христианское совершенство в американском методизме
    • A.Томас Рэлстон
    • Б. Рэндольф Фостер
    • B.Майнер Рэймонд
    • Г. Джои Майли
      • 1. Незавершенный характер духовного возрождения
      • 2. Грех в верующих людях
      • 3. Полное освящение
      • 4. Второе действие благодати
    • Д. Олин Альфред Кёртис
      • 1. Анализ учения Весли
      • 2. Христианское совершенство и библейское богословие
      • 3. Психология личной святости 
  • 8.Христианское совершенство в Движении святости
    • A.Новое сочетание
    • Б. «Богословие жертвенника» Фиби Палмер 
    • B.Оберлинское движение совершенства
      • 1. Аса Мэхэн 
      • 2. Чарльз Финней 
    • Г. Дэниел Стил
    • Д. Ортон Уайли
Библиография
Указатель стихов из Библии
Указатель имен
Тематический указатель
 

Пол Бассетт - Уильям Грейтхауз - Исследование христианской святости - Том второй - Историческое развитие - Важность исторических исследований

 
Историки часто не любят высказываться в защиту того, что они делают. Ничуть не реже те, кто призывает защищать свои взгляды, испытывают затруднения именно тогда, когда необходим веский ответ, — потребность в удовлетворении иногда так же сильна, как и потребность в истине. Но вопрос о ценности «делания истории» в любом случае уместен: «Что меняется от определенного представления о каком-либо событии, или откуда берется представление о каком-либо событии?». Применительно непосредственно к нашей книге, вопрос будет поставлен так: «Что меняется от того, что мы знаем об историческом пути учения о полном освящении?». Для чего нужно изучать этот путь? Почему бы нам просто не ограничиться рассмотрением этого учения в библейском и богословском контексте?
 
На эти вопросы невозможно ответить в полной мере, к полному удовлетворению абсолютно всех. Но в попытке дать на них ответ можно лучше понять это учение и внести свой вклад в его развитие.
 

АВТОРИТЕТ ТРАДИЦИИ

Будучи протестантами, мы принимаем Писание как единственный авторитет нашей веры и практической жизни. «Единственный авторитет» в данном случае означает авторитет окончательный и непререкаемый. Нет других авторитетов, равных авторитету Библии.
Тем не менее, вряд ли кто-либо из протестантов будет отрицать другие формы авторитета по причине того, что главным авторитетом для него является Библия. Особенно важно в данном случае рассмот
реть такой фактор, как традиция, практика христианской жизни прошлого. Сторонники основных течений христианства всегда с большим вниманием относились и относятся к прошлому, даже при нынешнем стремлении к новому. Почему? Почему традиция так важна для христианства?
 
Ответ на этот вопрос кажется простым только на первый взгляд. Несмотря на все разногласия и расколы, несмотря на все препирательства между разными партиями, христианство стремится к единству, преодолевающему все эти разногласия, и старается выразить это стремление. Два тысячелетия существования христианства, полные лишений и опасностей, привели к тому, что церковь становится все более сплоченной.
 
Это единство имеет, по крайней мере, два измерения: единство со своими единомышленниками по вере и единство с огромным числом свидетелей той же Божьей благодати во Христе Иисусе. Римский католицизм со своей практикой молитвы святым и молитвы за тех, кто, как они верят, находятся в чистилище, выражает историческое единство более ясно, чем протестантизм, но протестантизм ничуть не менее упорно стремится сохранить свои связи с прошлым. «Он кальвинист», «она из епископальной церкви», «они менониты» — такие заявления о богословской принадлежности уходят корнями в историю. Большинство протестантов продолжает также праздновать два великих символа христианского единства — крещение и хлебопреломле-ние. И в большинстве случаев протестанты могут сказать, что они являются частью великого христианского наследия и что Библия является для них мерилом веры и практической жизни.
 
Значит, как среди католиков, так и среди протестантов наблюдается это огромное желание, которое выражает природу самой веры. Мы должны оставаться верными прошлому. Легенд и мифологии, в конечном счете, недостаточно. Уже одно учение о Боговоплощении заставляет нас помнить о том, что прошлое церкви — это не просто идеи, абстракции и красивые истории, это плоть и кровь. Кто были наши духовные предки, наследниками чьей веры мы являемся сейчас? Верность им исторически рассматривалась как верность самой вере. Именно в контексте таких идей и вопросов и именно под их влиянием традиция остается авторитетным, хотя и проблематичным фактором.
Отсюда следует, что и христианская вера носит радикально исторический характер. Основой нашей веры являются события, те события, которые дошли до нас через время и пространство и которые нам известны. А центром нашей веры является Личность, а не идея и не идеал. Да, эта Личность учила идеям и идеалам, но не они делали Его важным, а Он делал их важными.
 
Отличительная особенность христианства состоит в том, что все свои представления, практику и планы оно соизмеряет с Его Личностью и трудом. Например, молитва не становится лучше от того, что вы произносите ее вслух или выражаете в ней какие-то глубокие философские и даже духовные мысли. Молитва представляет собой беседу личности с Личностью, хотя значительную ее часть и могут составлять философские, религиозные высказывания или другие идеи и идеалы.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Lexux