Бенедикт XVI - Ратцингер - Отцы Церкви

Бенедикт XVI - Ратцингер - Отцы Церкви
Дорогие братья и сестры! На протяжении нескольких месяцев мы всматривались в образы отдельных апостолов и первых свидетелей  христианской веры, о которых упоминают новозаветные тексты.
 
Теперь же сосредоточим свое внимание на святых отцах первых веков христианства. Так мы сможем проследить  начало пути Церкви в истории.
 
Святой Климент, бывший епископом Рима в последние годы первого века, — третий преемник Петра после Лина и Анаклета. Что касается его жизни, то наиболее важное свидетельство о ней оставил святой Ириней, бывший  епископом Лиона до 202 года.
 
Он сообщает, что Климент «видел апостолов», «обращался с ними» и «имел проповедь  апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» (Против ересей, 3.3.3).
 
Более поздние свидетельства,  относящиеся к IV-VI векам, приписывают Клименту титул  мученика. Авторитет и репутация этого римского епископа были столь велики, что ему приписали целый ряд творений, хотя единственной работой, несомненно вышедшей из-под его пера, было Послание к Коринфянам.
 
Евсевий Кесарийский, великий «архивист» раннего христианства, представляет ее такими словами: «Имеется одно большое и удивительное письмо Климента, согласно признаваемое подлинным; оно написано от имени Римской церкви к церкви Коринфской... Мы знаем, что письмо это издавна читали народу во многих церквах; читают и теперь» (Церк. ист. 3:16). Этому письму придавалось почти каноническое значение.
 
В начале  этого текста, написанного по-гречески, Климент сокрушается о том, что «внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия» (1:1) помешали ему вовремя  вмешаться. Под этими «несчастьями» подразумеваются  преследования христиан, учиненные Домицианом, поэтому дату составления послания следует отнести к периоду,  наступившему непосредственно после кончины императора и  прекращения преследований, т.е. после 96г. 
 

Бенедикт XVI - Отцы Церкви. От Климента Римского до святого Августина

 
Пер. с ит. (Серия «Современное богословие»).
М.: Издательство ББИ, 2012, -vi+ 184 с. 
 

Бенедикт XVI - Отцы Церкви. От Климента Римского до святого Августина - Содержание

 
Введение
 
  • ГЛАВА 1: Святой Климент Римский
  • ГЛАВА 2: Святой Игнатий Антиохийский
  • ГЛАВА 3: Святой Иустин, философ и мученик
  • ГЛАВА 4: Святой Ириней Лионский
  • ГЛАВА 5: Святой Климент Александрийский
  • ГЛАВА 6: Ориген Александрийский. I. Жизнь и писания
  • ГЛАВА 7: Ориген Александрийский. ІІ. Учение
  • ГЛАВА 8: Тертуллиан
  • ГЛАВА 9: Святой Киприан
  • ГЛАВА 10: Евсевий Кесарийский
  • ГЛАВА 11: Святой Афанасий Александрийский
  • ГЛАВА 12: Святой Кирилл Иерусалимский
  • ГЛАВА 13: Святой Василий. I. Жизнь и писания
  • ГЛАВА 14: Святой Василий. II. Учение
  • ГЛАВА 15: Святой Григорий Назианзин. I. Жизнь и писания
  • ГЛАВА 16: Святой Григорий Назианзин. ІІ. Учение
  • ГЛАВА 17: Святой Григорий Нисский. I. Жизнь и писания
  • ГЛАВА 18: Святой Григорий Нисский. II. Учение
  • ГЛАВА 19: Святой Иоанн Златоуст. I. Антиохийские годы
  • ГЛАВА 20: Святой Иоанн Златоуст. II. Константинопольские годы
  • ГЛАВА 21: Святой Кирилл Александрийский
  • ГЛАВА 22: Святой Иларий Пиктавийский
  • ГЛАВА 23: Святой Евсевий Верцелльский
  • ГЛАВА 24: Святой Амвросий
  • ГЛАВА 25: Святой Максим Туринский
  • ГЛАВА 26: Святой Иероним. I. Жизнь и писания
  • ГЛАВА 27: Святой Иероним. II. Учение
  • ГЛАВА 28: Афраат, или Персидский Мудрец
  • ГЛАВА 29: Святой Ефрем Сирин
  • ГЛАВА 30: Святой Хроматий Аквилейский
  • ГЛАВА 31: Святой Павлин Ноланский
  • ГЛАВА 32: Святой Августин. I. Жизнь
  • ГЛАВА 33: Святой Августин. II. Последние годы жизни
  • ГЛАВА 34: Святой Августин. III. Учение, вера и разум
  • ГЛАВА 35: Святой Августин. IV. Творения
  • ГЛАВА 36: Святой Августин. V. Три обращения 

Бенедикт XVI - Отцы Церкви. От Климента Римского до святого Августина - Введение

 
Этот небольшой том вместил в себя катехизические  беседы, которые, в продолжение предыдущей серии  Апостолы и первые ученики Христа: к истокам Церкви (Libreria Editrice Vaticana, Citta del Vaticano 2007), святейший отец  Бенедикт XVI решил посвятить наиболее важным церковным писателям первых четырех веков христианства, от  Климента Римского (ум. ок. 100 г.) до святого Августина (ум. в 430 г.).
 
Этих авторов обычно называют отцами Церкви. Но кто же они такие, эти отцы Церкви? Этого звания удостоились те церковные писатели первых веков, которые отличались святостью жизни,  безукоризненной ортодоксией учения и которым этот почетный и  значимый титул присвоила сама Церковь. Поэтому те, кто скомпрометировал себя ересью, не  удостоились титула отцов, а получили более общее  определение церковных писателей. Этот катехизический цикл включает также имена трех достойных и выдающихся авторов, которые не могут  называться отцами, поскольку не получили в этом смысле формального признания со стороны Церкви.
 
Речь идет об Оригене, Тертуллиане и Евсевии Кесарийском. В данном томе папа Бенедикт простым и живым  языком представляет нам захватывающую галерею из  двадцати шести портретов, каждый из которых посвящен одному из раннехристианских авторов. Материал подается в хронологической  последовательности — от апостольских отцов и апологетов до великих отцов, живших в эпоху между третьим веком и первыми десятилетиями четвертого, представителей как Западной, так и Восточных церквей, включая древнюю и досточтимую Сирийскую церковь. 
 
В каждом из портретов можно проследить одну  повторяющуюся схему (в некоторых случаях из практических  соображений беседы были разделены на две или три части: так в случае с Оригеном, тремя Каппадокийскими  отцами, Иоанном Златоустом и Иеронимом потребовались две катехизические беседы, а Августину — любимому автору Бенедикта XVI и объективно наиболее значимому  писателю первых четырех веков христианства — было посвящено целых пять).
 
Прежде всего речь идет о человеке, о  конкретных обстоятельствах его жизни; затем — о нем как  писателе: здесь особое внимание уделяется его литературной деятельности; и, наконец, о нем как наставнике, и тут  особое значение имеет его богословское учение. Во всех этих случаях папа стремится к ненавязчивой актуализации  святоотеческого свидетельства, а зачастую явным образом  подчеркивает, что «эти отцы многому еще могут научить наших современников и сегодняшних христиан». Настаивая на актуальности учения отцов, Бенедикт XVI имеет в виду прежде всего два аспекта. Во-первых, проблематику взаимоотношений между верой и разумом. 
 
Несмотря на некоторый радикализм, проявивший себя главным образом на периферии Церкви, отцы — от Иустина философа и мученика до святого Августина — со всей решимостью придерживались принципа согласия между  философским разумом и евангельской верой, стремясь к критическому и конструктивному диалогу с культурой и философией своей эпохи. 
 
В этом процессе греческий логос был в некотором смысле «расширен» для того, чтобы выразить Логос христианской  проповеди, вторую Ипостась Святой Троицы, Сына Божьего,  воплотившегося в лоне Марии и единственного Спасителя мира. По мысли Бенедикта XVI, концепция разума и сегодня нуждается в «расширении», чтобы мы могли исследовать и постигать те аспекты действительности, которые выходят за рамки чистой эмпирии. Именно это «расширение» призвано дать возможность более плодотворному и  взаимодополняющему сближению между верой и разумом.
 
Второй из приоритетных аспектов актуализации,  некоторым образом связанный с предыдущим, — это тема  молитвы в традиции Церкви и необходимости личного контакта ученика с Учителем. 
 
В своих катехизических беседах папа многократно  обращает внимание на тот факт, что для отцов умозрение  никогда не было самоценным, оно всегда вело к сокровенным и сущностным взаимоотношениям с Истиной — той,  которая для нас, христиан, является не абстрактным концептом, а наиболее реальной Личностью, тем Логосом, Сыном  Отчим, который сказал о себе «Я есмь Истина...» (Ин 14:6). Эта личная близость с Ним становится основой миссии каждого христианина в Церкви и в служении братьям. Так, молитва и литургия оказываются неразрывно связанными с любовью к ближнему и являют собой плодотворный синтез. Отсюда проистекает необходимость серьезного  испытания совести для каждого, кто хочет попасть в «золотую цепь» свидетелей наряду с нашими отцами. И сегодня перед лицом новых вызовов, бросаемых  нигилистской и атеистической культурой, можно победить, лишь обладая чем-то «большим» — молитвой, близостью с Богом и его Словом. 
 
Нам, христианам третьего тысячелетия, отцы  передают Евангелие о спасении, которое формировало их сердца и вело их по жизни, чтобы вера, надежда и любовь  
преодолели сопротивление мира. 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон