Беннетт - Окончание Ветхого Завета

Ричард Беннетт - Исторический фон Нового Завета

В начале нашего исследования важно возвратиться ко времени иудейского изгнания. Что произошло с иудеями, израильтянами в 587-586 гг. до P. X.? Они были силой уведены из Иерусалима и близлежащих территорий в плен, в город Вавилон и его окрестности (территория современного Ирака). Пленение было внезапным и оказало опустошительное воздействие на живших в то время израильтян, их традиции, личную жизнь, идентичность и религиозные перспективы.
 
После избавления Иерусалима от ассирийской армии во время правления Езекии начал развиваться «культ Иерусалима». Его сторонники верили, что Бог не только избавил жителей Иерусалима от руки ассирийцев, но сделал это потому, что в Иерусалиме находился Храм, а также дом Давида. Таким образом, это был священный город Божьего народа, и Бог на примере победы над ассирийцами продемонстрировал, что Он никогда не допустит бедственного положения Иерусалима независимо от поступков людей.
 
Культ получил развитие, и в дальнейшем уже подразумевалось, что Бог также никогда не допустит плохих событий, которые просто не могут произойти с людьми, живущими в Иерусалиме. И поэтому последние могут продолжать делать то, что им хочется. Для желающих проследить распространение подобной идеи среди жителей Иерусалима следует прочитать Книгу пророка Иеремии, изобилующую описаниями жизни в Иерусалиме именно перед разрушением города вавилонянами.
 

Ричард Беннетт - Исторический фон Нового Завета - Глава 1 - Окончание Ветхого Завета

 
Вплотную связанные с «культом Иерусалима» религиозные верования израильтян до вавилонского пленения и изгнания концентрировались вокруг Храма, земли Израиля, Иерусалима и жертвоприношений. И внезапно в 586 г. до P. X. все это было утрачено. Большинство жителей Иерусалима и его окрестностей, переживших вторжение вавилонской армии, за исключением самых бедных слоев населения, были переселены на постоянное место жительства в Вавилон. Храм лежал в руинах. Город Иерусалим был разрушен. Жертвы уже не приносились, ибо был разрушен, а священные сосуды из Храма перевезли в Вавилон и выставили на всеобщее обозрение. Все, что составляло центральную часть иудейской веры, было утеряно. Чувство национальной принадлежности к другим нациям и народам, таким как филистимляне, покоренные ассирийцами и вавилонянами, было уничтожено и утратило какие-либо отличительные особенности. Но для иудеев в изгнании это было время переосмысления и перенаправления веры и религиозной практики, что послужило подготовкой для фактического развития иудейской веры в новозаветный период.
 
Одним из аспектов такого переосмысления была роль субботы. Священники, книжники, пророки, жившие в Вавилоне, обращались к письменным пророчествам, которые они взяли с собой в этот город. Такие книги в Ветхом Завете часто называются «малыми пророками». Снова и снова в этих пророчествах подчеркивалось, что основной причиной осуждения Богом Израиля (больше, чем за что-либо другое) было несоблюдение субботы. Таким образом, с этого времени среди евреев, живших в Вавилоне, соблюдение субботы становится основным в их религиозной практике.
 
Эта практика в дальнейшем привела к пониманию важности соблюдения всего закона. Ибо если не соблюдается суббота, то и многие другие положения закона также нарушаются. Возможно, евреи правильно приносили жертвы. Но прощали ли они займы каждые семь лет? Как бы вы отнеслись к получению кредита на дом или ипотечного кредита, зная, что максимум через семь лет банк простит вам оставшийся долг независимо от того, сколько вы успели выплатить до этого момента? Такой подход, несомненно, изменил бы систему собственности в США и по всему миру. Фактически, если бы так было, займы предоставлялись бы только на семь лет, и именно такая практика возобладала в Израиле.
 
Каждый 50-й год в конце 49-летнего периода израильтяне должны были соблюдать юбилейный год. И не только его, но каждый седьмой год должен был быть субботним годом, во время которого нельзя обрабатывать поля и собирать урожай. Бог сказал, что земля произрастит достаточно, чтобы прокормить людей весь последующий год. Но большинство людей не доверяли Ему, поэтому каждый седьмой год они продолжали пахать, сеять и жать, несмотря на запрет. Люди игнорировали закон о субботнем и юбилейном годе. Повторим: каждый 50-й год (юбилейный), так же как и в субботний год, нельзя было обрабатывать землю, растить и собирать урожай. Но люди не доверяли Богу... Итак, 49-й год — субботний, 50-й год — юбилейный. Это означало, что в течение двух лет подряд нельзя было обрабатывать землю. Однако израильтяне продолжали работать год за годом, просто игнорируя этот закон о субботнем и юбилейном годе.
 
Однако во время вавилонского пленения соблюдение всего закона становится очень важной частью израильской идентичности. В условиях, когда уже не было земли израильской и Храма, очень серьезную угрозу для евреев в Вавилоне представляла «ассимиляция» с иными народами, происшедшая со многими другими нациями. Израильтяне как отдельный народ могли просто прекратить свое существование. И что же тогда произошло бы с обетованиями, которые дал им Бог? Поэтому для иудейских религиозных лидеров стало еще более важным подчеркивать отличие народа Божьего от вавилонян или арамеев, которые ранее были переселены в Вавилон. В результате суббота становится четкой отличительной особенностью, как и ритуалы, связанные с ее соблюдением. И в более общих чертах выполнение всего иудейского закона (подчинение всему иудейскому закону) принималось как основное отличие, делавшее их народом Божьим.
 
Слова «иудей» и «израильтянин» в этой главе используются как взаимозаменяемые. Причина кроется в эволюции слов «иудей»/«еврей». До 721 г. до P. X. было два израильских царства, возникших в результате разделения, происшедшего после смерти Соломона. Северное царство было известно как Израиль. Южное царство — Иуда, колено Израиля, доминирующее на юге, из которого происходили все лидеры Южного царства. Все вместе они назывались «израильтяне» и были потомками тех, кто вышли из Египта, блуждали в пустыне и завоевали землю обетованную. Однако в 721 г. до P. X. Израиль был покорен ассирийцами и прекратил свое существование как независимая нация. Около 90 % тех, кто жили в Израиле (Северном царстве), в то время были переселены из Израиля в другие страны. В свою очередь ассирийцы переселили из других стран население покоренных ими народов на территорию Северного царства, и таким образом все население перемешалось, в результате чего появились самаряне.
 
Жители Южного царства (иудеи) также были израильтянами. Но после захвата Северного царства (Израиля) люди из Южного царства стали называться иудеями. Так, термин «иудеи» относится, по сути, ко всем людям, жившим в Южном царстве (Иудее). Они тоже были израильтянами, но утратили свою принадлежность к Израилю так же, как это произошло в Северном царстве, и к периоду Нового Завета уже больше не назывались «израильтянами», но просто иудеями. В таком качестве они были уведены в вавилонское пленение, а позже мигрировали в другие места, такие как Антиохия и Рим.
 
Соблюдение субботы и выполнение всего закона стало более чем важно для иудеев, находившихся в изгнании. Но на этом очищение не закончилось. Не имея храма, было важно как можно более успешно сохранить веру. Соблюдение субботы в основном заключалась в том, чтобы в течение дня делать или не делать какие-либо дела. Но одним из ключевых элементов иудейской веры было принесение жертвоприношений. Храм и жертвенник были разрушены, и принесение жертвоприношений было невозможно. Как могли люди поступить в данной ситуации? Во время переоценки и пересмотра веры в период изгнания было пересмотрено само понятие жертвы. Таким образом, место жертвоприношения заняла молитва — форма личного приношения, которая могла осуществляться каждым отдельным человеком, особенно когда жертвоприношения в храме были невозможны.
 
Следовательно, молитва стала важным элементом в новом понимании иудейской веры. Однако молитва в то время понималась не так, как впоследствии в христианском мире. Молитва обычно не была спонтанной, не совершалась с закрытыми глазами, сложенными руками и преклоненными коленями. Она воспринималась как общение и единение с Богом. Молитвы были заранее продуманными и литургийными. Вместо того чтобы быть спонтанными, они составлялись учителями, мудрыми людьми в иудейском обществе. Вместе с пониманием важности закона и молитвы пришло понимание важности образования молодого поколения. О чем молиться? Вы не просто закрываете глаза, складываете руки и молитесь обо всем, что приходит вам на ум, но скорее фокусируете свое внимание на Боге и на том, Кем Он является.
 
Для иудейского народа Бог не был Небесным Отцом, как это понимается в христианстве. Для них Бог — это Тот, Кто был выше и превосходнее всех других богов, народов и сил как в видимых, так и в невидимых мирах. Его трон был установлен на херувимах. Он был Тот, Чей Дух присутствовал в Святое святых, куда первосвященник входил один раз в год. По краямего одежды были нашиты колокольчики. Если бы он вошел в Святое святых, но сделал что-либо неправильно или имел какие-либо греховные мысли, за что Бог мог покарать его смертью, то находящиеся снаружи по прекращению звона колокольчиков могли бы узнать об этом. Также к его ноге прикреплялась веревка, с помощью которой в случае его смерти его смогли бы вытащить из Святое святых без необходимости вхождения туда. Таким было их представление о Боге.
 
Для иудейского сознания невозможно приближаться к Богу просто сидя и сложа руки, говоря: «А сейчас я собираюсь ложиться спать...» Скорее для них молитва это очень осознанное, хорошо продуманное и серьезное действие. В результате она подразумевает обучение. Каким образом религиозные лидеры обучали обычных людей? В настоящее время обнаружены только некоторые археологические данные, дающие нам возможность узнать о том, что в иудейском мире до изгнания были учреждены своего рода школы. В Ветхом Завете есть несколько упоминаний о таких школах, называвшихся школами пророков во времена Илии и Елисея (850 г. до P. X.) и царя Иосии (ок. 621 г. до P. X.) (4Цар.22:3). Существование каких-либо обширных форм религиозного образования израильского народа до изгнания неизвестно. Однако обучение людей, особенно молодежи, иудейским религиозным традициям и закону стало одним из принципиальных видов деятельности, которое впоследствии совершалось в синагогах.
 
Слово «синагога» греческое, это был термин, применяющийся к образовательным центрам несколько столетий спустя после того, как они появились. Достоверно неизвестно, какое слово или слова могли употребляться по отношению к таким местам собрания во время вавилонского пленения и вскоре после возвращения в Иерусалим. Термин на иврите, употребляющийся по отношению к синагоге сегодня, — «knesset», место собрания. Такие обучающие школы появлялись в местах проживания иудеев. Среди этих школ встречались даже более продвинутые в их понимании иудейских традиций и законов. Нельзя с точностью сказать, что в те времена были раввины в классическом понимании этого слова. Фактически Книга пророка Иезекииля, а также Книги Ездры и Неемии говорят, что первыми «учителями» людей в синагогах могли быть священники, которые вместе с остальными были выведены в плен в Вавилон[1]. Кем бы ни были эти первые учителя — священниками, пророками или другими уважаемыми религиозными лидерами, — это люди, которые лучше понимали субботу, традиции, молитву, закон и прочие иудейские обычаи и потому могли учить других. Синагоги были местом, куда люди приходили изучать закон и вместе молиться по субботам. Так образовалась сохранившаяся форма традиционной иудейской идентичности. Конечно же, религиозная практика не соблюдалась, как это было до изгнания, но тем не менее традиционная иудейская идентичность была сохранена.
 
Синагоги также функционировали не только как образовательные центры, но и как место собрания общины. Когда возникали какие-либо спорные религиозные или какие-либо другие вопросы, иудеи могли решать их в синагогах. В те дни не было гостиниц. Поэтому если кто-либо путешествовал из одного места в другое, он мог остановиться в синагоге и найти ночлег, если это было необходимо, или же узнать, где жили евреи в той местности, и провести ночь в иудейской семье[2]. Среди иудеев существовала неписаная культурная традиция, или обычай: предоставление трехдневного питания и проживания было религиозным обязательством по отношению к иудейскому брату или сестре. Таким образом, синагоги также были своего рода справочными центрами или, в случае необходимости, гостиницами. Поэтому нельзя сказать, что синагоги были похожими на церкви, ибо они выполняли намного больше функций.
 
Они стали местом, где евреи могли собираться для субботней молитвы, субботнего обучения, а дети — получать знания о законе. Сюда приходили люди для решения различных общинных проблем. Синагоги стали центром иудейского сообщества. В них также начали появляться люди, особенно тщательно исполнявшие иудейские законы и традиции. Их стали называть хасидами, являющимися своего рода религиозными фундаменталистами среди евреев. Постепенно по прошествии некоторого времени появились две разновидности экспертов-законников: первые фокусировались на законеи его истолковании, а вторые больше внимания уделяли соблюдению и повседневному применению закона. Намного позже хасиды сыграли важную роль в развитии религиозных сообществ, которые мы видим в Новом Завете, таких как фарисеи.
 
В 536 г. до P. X., через 50 лет после того как последний изгнанник был уведен в плен, персы захватили город Вавилон. В 5-й главе Книги пророка Даниила описывается история о появлении кисти руки, пишущей на стене, и захвате города Вавилона персами в 539 г. до P. X. В ту ночь также было захвачено и все Вавилонское царство. Вавилонский правитель собрал всех политических лидеров и знать, предположительно, чтобы обсудить персидскую угрозу, и в этот момент персы окружили город. Ввиду внушительных оборонных сооружений города вавилоняне самонадеянно считали себя в безопасности и, вероятно, просто решили переждать персидскую осаду. Царь же устроил большой пир, во время которого были принесены священные сосуды из иудейского храма, которыми стали пользоваться во время застолья. Ночью в разгар пиршества оппозиционно настроенные жители открыли изнутри городские ворота и персы быстро заняли город.
 
До утра все политические лидеры Вавилона были взяты в плен. Поэтому, проснувшись на следующее утро, люди узнали, что живут уже не в Вавилоне, а в Персии. В 1990-х годах на скале была обнаружена массивная надпись на древнеперсидском языке. В ней тоже повествуется об этом событии, но более детально, чем описывается в 5-й главе Книги пророка Даниила, отсутствует лишь упоминание о кисти руки, пишущей на стене. С покорением Вавилона, Персидское царство распространилось по всей территории до Средиземного моря и границы с Египтом. На протяжении последующих четырех десятилетий военные действия велись в обоих направлениях. Египет с трудом был захвачен и поглощен Персидской империей. Греция никогда фактически не подпала под персидский контроль, но классическая греческая культура и практика были в конце концов настолько подорваны персидским и внутренним давлением, что греческая культура потерпела крах[3].
 
В 536 г. до P. X. Персия издала «указ о возвращении». Возможно, он появился и ранее, но именно в 536 г. до P. X. иудеи начали пользоваться его преимуществами. Установленный персами закон позволял всем народам, переселенным ассирийцами и вавилонянами по всему ближневосточному миру, возвратиться к себе на родину в собственные дома и города. Переселение не было обязательным для всех, но кто хотел, мог возвратиться и восстановить свою культуру и народность при условии лояльного отношения к персидским правителям[4]. Вернувшиеся должны были отстроить свои дома, восстановить города, снова засадить поля и виноградники и отстроить храмы. После восстановления храмов им следовало приносить жертвоприношения любому богу и богам, которым они поклонялись от имени персидских правителей, чтобы Персидское царство оставалось сильным и процветающим, а персидские цари были бы под защитой и могли царствовать всю свою жизнь. Все, кто возвращались домой, должны были поддерживать и молиться за персидских правителей. Вряд ли можно было сделать что-либо лучшее для создания популярного политического имиджа, чтобы заручиться поддержкой всех переселенных народов[5].
 
В некоторых случаях персы были готовы даже платить переселенным людям, чтобы те возвращались к себе на родину, в свой прежний мир. В 536 г. до P. X. первая партия иудеев возвратилась в город Иерусалим и нашла его полностью разрушенным, в том же состоянии, каким он был 50 лет назад после вавилонского штурма. Некоторые из вернувшихся были уведены в плен в 586 г. до P. X. и жили здесь, когда стоял Храм Соломона. Теперь же все было в руинах, беспорядке, заросшим густым бурьяном, а слава Иудейского царства, существовавшая в 586, 590, 600 гг. до P. X., слава царств Давида и Соломона — закончилась. Люди отстроили свои дома, восстановили жертвенник Богу. И это было все, что они смогли сделать. Храм восстановлен не был, но возродилась система жертвоприношений: снова стоял жертвенник Яхве, и можно было приносить жертвы. Переселенцы остановились на этом, и восстановление дальше не продвинулось.
 
Однако после восстановления жертвоприношения было замечено нечто интересное. Возвратившиеся из Вавилона обнаружили, что существуют два направления иудейской веры и иудейской идентичности. Центром направления, получившего развитие в Вавилоне, были синагога, суббота, молитва, образование, закон — словом, все, что отличало иудея. Но теперь прежняя практика, сосредоточенная вокруг жертвоприношений, опять возобновилась; священники снова возвращались к своей роли, а не просто занимались образованием людей. Иерусалим снова был заселен, восстанавливалась иудейская идентичность, связанная с этим городом. Иерусалимские стены не были отстроены, но иудеи опять жили в этом городе. Итак, старое и новое сосуществовало уникальным образом в Иерусалиме и его окрестностях. Возрождение системы жертвоприношений не затронуло тех, кто не возвратился, и они продолжали фокусировать свое внимание на синагоге и сохранении иудейской культуры в изгнании. Однако в то время как иудейские традиции, старые и новые, существовали параллельно в Иерусалиме, они не вполне согласовывались друг с другом. Во время изгнания в иудейском сознании молитва стала считаться заменителем жертвоприношений и играла такую же важную роль в религиозной жизни. Для чего нужны жертвоприношения, если молитва выполняет ту же роль? Зачем ходить периодически в Храм, если синагога также предоставляет возможность чтить имя Яхве?
 
Два направления в иудейской традиции и опыте (между которыми временами возникали конфликты), появившиеся в Иерусалиме позже, распространились на всю территорию, которую традиционно занимал Израиль. Такая ситуация сохранялась даже во времена Нового Завета (вплоть до разрушения римлянами Храма во второй раз в 70 г. от P. X.). Первоначально сложности и противоречия двух параллельных традиций не были сильно выраженными, тем не менее они существовали. К чему это в результате привело? Появились религиозные партии саддукеев и фарисеев. Сначала существовали различные комбинации, впоследствии саддукеи и фарисеи стали представлять два разных направления в иудаизме. Саддукеи основное внимание фокусировали на Храме и всем, что связано с богослужениями. Фарисеи же основной акцент делали на городах и их окрестностях, подчеркивая важность повседневного практического соблюдения религии, т. к. были преемниками этих направлений в иудейском опыте, начавшихся развиваться параллельно друг другу. Таким образом, поскольку фарисейская система продолжала свое существование после того, как Храм был повторно разрушен, основа современного иудаизма начала свое формирование уже с ранних дней возвращения.
 
Возвратившись на родину, переселенцы встретились с еще одной проблемой — существованием группы людей, известных как самаряне. На карте (см. Приложение: карта 1) можно увидеть Галилейское море, реку Иордан, Мертвое море, город Иерусалим и на севере город Самарию. Самаряне в то время были недавно появившейся национальностью людей, которая возникла в результате смешения переселенных ассирийцами покоренных народов. В 721 г. до P. X., после того как Северное царство Израиль было захвачено Сирией, ассирийцы переселили большинство уцелевших израильтян в другие места; народы из других покоренных территорий были переселены в район Самарии, город Самария стал центральным. Самаряне считали, что их религия зиждется на том же основании, что иудейская, но не фокусируется на Иерусалиме и менее строгая. Они не верили, что можно ограничивать положение Храма только Иерусалимом, поэтому построили храм Богу на горе Геризим возле древнего Сихема. Вплоть до наших дней сохранились у них копии Торы, одной из центральных частей Ветхого Завета, которые они используют в своих богослужениях. Стиль жизни самарян (сохранились только небольшие группы) намного ближе к традиционному стилю, который существовал в древние времена, чем стиль жизни современных иудеев.
 
Однако иудеи абсолютно отрицали какую бы то ни было принадлежность самарян к иудеям. Такое расхождение во взглядах привело к соперничеству между иудеями и самарянами. Серьезные разногласия вызывал вопрос, кто имеет право контролировать Иерусалим. Борьба была такой сильной, что между 536-м и 450 г. до P. X. с обеих сторон даже была пролита кровь. Таким образом, между двумя народами существовала сильная ненависть, накопившаяся за несколько столетий из-за религиозных и политических разногласий. Ненависть между иудеями и самарянами в дни Иисуса, возможно, была не меньшей, чем вражда между иудеями и палестинцами в Израиле сегодня. Например, когда Иисус путешествовал по Самарии, мы читаем о беспокойстве, связанном с этим путешествием. В 4-й главе Евангелия от Иоанна женщина у колодца спрашивает: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с самарянами не сообщаются». Не принимая во внимание то, что она была женщиной (а это была еще одна проблема), только обращение иудея к самарянину уже было немыслимым; этого никто не делал.
 
Таким образом, окружение, в котором оказался Иисус, возвратившись в небольшую область возле Иерусалима, было враждебным. Во времена, когда иудеи находились в изгнании в Вавилоне, самаряне все еще жили на этой территории и в 536 г. до P. X. были очень многочисленны. Они не были уведены в плен вавилонянами, и когда территория Иудеи была снова заселяема, то продвинулись на юг и установили контроль над северной частью Иудейской нагорной страны, возможно включая Иерусалим. Поэтому когда иудеи вернулись, они пришли на территорию, в основном контролируемую самарянами, полагавшими, что эта территория больше не принадлежит евреям.
 
Также, когда практически все жители Иерусалима были уведены в плен, люди с Едома (юго-восток Мертвого моря) пришли и поселились в южной части Иудейской нагорной страны. Город Хеврон стал одним из основных городов, в которых едомитяне проживали в то время. Они также поселились в целом ряде других городов этой местности. В период Нового Завета их называли идумеями, и Ирод Великий был самым известным из них. Представляется, что во время возвращения из изгнания южная часть Иерусалима была границей с идумеями. Присутствие этих едомитян и самарян в политическом плане очень усложняло возвращение иудеев. Нежелание возвратившихся евреев признать самарян иудеями (это также подразумевало, что возвратившиеся должны были жить подсамарянским руководством) и их настойчивость в восстановлении и отделении своей территории привели к потенциальному конфликту с идумея-ми и самарянами.
 
Условия жизни возвращающихся иудеев были очень суровыми и походили на жизнь американских колонистов. Им постоянно приходилось бороться с самарянами, контролирующими эту местность, их роль не изменилась только потому, что евреям разрешили вернуться. Ветхозаветные пророки Аггей и Захария, возвратившиеся со второй группой переселенцев, были движимы Духом Божьим, когда вторая группа прибыла в Иерусалим приблизительно в 520 г. до P. X. Они начали призывать Зоровавеля, иудейского лидера и представителя иудеев в Иерусалиме, а также весь народ восстановить Храм Господень. Около 516 г. до P. X. Храм был отстроен и освящен. С этого момента все традиционные храмовые ритуалы, ассоциируемые со служением в Храме, могли быть восстановлены, что также проявилось в полном возврате и восстановлении древней традиционной израильской формы богослужения. Но второе направление — синагоги — также присутствовало.
 
Конфликт с самарянами, две различные религиозные традиции среди иудеев, недостаток благосостояния подготовили почву для перемен в среде жителей Иерусалима. Все это было необходимо для возникновения благоприятного момента, который, как кажется, наступил около 455 г. до P. X. Незадолго до этого, возможно около 458 г. до P. X., священник Ездра прибыл из Вавилона. Он возвратился, чтобы учить народ закону. Затем, около трех лет спустя, в Иерусалим прибыл виночерпий[6] Неемия. Прибытие Не-емии было прямым вызовом продолжающемуся самарянскому контролю в этой местности, т. к. он был приближенным персидского царя и имел соответствующий авторитет. После короткого периода пребывания в Иерусалиме и оценивания ситуации он ночью совершил тайный объезд вокруг города, вскоре приблизившись к развалинам, которые невозможно было преодолеть верхом. Ему пришлось спешиться и продолжить осмотр пешком. Он полностью обошел город и понял всю грандиозность задачи,которую требовалась разрешить, чтобы восстановить город: расчистка территории для подготовки к строительству, а также поиски соответствующих строительных материалов.
 
Самаряне уже были недовольны прибытием высокопоставленного чиновника из Персии, который поставил под сомнение их право контролировать землю. Фактически, чтобы сохранить свое политическое превосходство, они даже предложили свою помощь в восстановлении Иерусалима. Категорический отказ Неемии объяснялся тем, что если бы самаряне помогли отстроить город, это дало бы им возможность претендовать на управление политической жизнью города. Поэтому план Неемии заключался в том, чтобы все люди, жившие рядом с городом, каждая семья, желавшая разделить будущее с Иерусалимом, несли ответственность за восстановление определенной секции городской стены. Естественно, что самарянам не понравился этот план и они активно противодействовали ему. В конечном счете семейные рабочие команды были разделены на две части: одна половина строила, а другая стояла на страже с оружием, готовая отразить нападение. Таким образом, весь город был окружен как строителями, восстанавливающими городскую стену, так и военизированным отрядом, защищающим строителей, готовым к любым неожиданностям со стороны самарян. За очень короткий период времени (приблизительно 40 дней) стены Иерусалима были восстановлены. Город стал независимым территориальным регионом для евреев, живущих в Иерусалиме и окружающей местности[7]. В итоге территория Иерусалима была обозначена персами как провинция Йехуд (Yehud). Йехуд — это персидское произношение слова «Иудея». Итак, с восстановлением Иерусалима, учреждением провинции Йехуд иудеи полностью возвратились в свою землю, к восстановленному Храму и отстроенному Иерусалиму, но с совершенно отличным пониманием своей иудейской идентичности.
 
Последующие 120 лет были очень трудными для людей, живших в окрестностях Иерусалима. Они вели преимущественно сельскохозяйственный образ жизни в маленькой удаленной иудейской провинции с центром в Иерусалиме, с самарянами на севере. Тем не менее жизнь под персидским владычеством была не такой уж и плохой. Нужно было лояльно относиться к Персии, при этом быть независимым и делать, в общем-то, что хочешь без ограничения со стороны персидских чиновников. Расширение Персидского царства (от Египта до Ирана и территории современной Турции) подразумевало, что иудейские предприниматели могли вести успешный бизнес. Персидские правители в этот период времени постепенно становились все слабее и слабее. Тем временем далеко на западе в группе островных территорий, позже известных как Греция, произошел ряд событий в отношениях между греками и персами. Незадолго до восстановления Иерусалима греки разбили персов в результате греко-персидских войн, которые закончились около 478 г. до P. X. Это поражение было очень оскорбительным для славы и могущества Персии. После того как персы уже не представляли серьезной опасности, греки, которые были ранее объединены в борьбе против Персии, начали воевать друг с другом.
 
Около 459 г. до P. X. был заключен мирный договор, который принес мир всей территории Греции, когда город-государство Афины распространило свое влияние и контроль над всеми греческими городами-государствами. В Древнем мире не существовало нации или страны Греции в современном понимании этого слова. Это были просто люди с похожей культурой, языком и отдельными городами-государствами, каждый из которых правил на своей небольшой территории. Греция только на короткий период стала политически единой — во время греко-персидской войны под предводительством Афин. После того как персы уже не могли атаковать греков, последние начали нападать на персов в Малой Азии, но тоже не могли победить их, что привело к установлению своеобразного мира. Но афиняне, вдохновляемые амбициями и успехом единства во время войны, хотели создать нацию «объединенных городов-государств» Греции. Однако стиль жизни афинян слишком отличался от образа жизни других греков, особенно в Спарте и некоторых других городах.
К 432-430 гг. до P. X. разразилась Пелопонесская война, в конце концов разрушившая всю Грецию. В 404 г. до P. X. война наконец закончилась. Спартанцы заставили афинян стоять вокруг родного города, пока он весь не был разрушен камень за камнем, что было ужасным оскорблением для всего греческого народа, подобно тому, если бы вырвали сердце афинян,поскольку их личная идентичность была очень связана с этим городом[8]. После разрушения Афин город Спарта, в котором жили победители, не смог установить полную власть над греческими территориями. Фивы, попытавшиеся править после Спарты, также не смогли установить стабильное правление, и вся территория пришла в упадок из-за отсутствия руководства и единства. Затем около 350 г. до P. X. на территорию Греции начали вторгаться народы из Македонии[9].
 
Македония несла в себе разновидность греческой культуры, но македоняне не были настолько утонченными в применении на практике всех нюансов греческой культуры. Их греческий язык не был таким изящным. Они не понимали всех тонкостей греческой философии, искусства и культуры. Македоняне были объединены под предводительством сильного царя Филиппа Македонского. Между 350-м и 338 г. до P. X. Филиппу удалось захватить всю территорию Греции и ввести в состав Македонии под собственным правлением. Затем он был убит, оставив царство своему еще более известному сыну, унаследовавшему его трон. Сына звали Александром, его часто называют Александром Великим или Александром Македонским. Александр имеет прямое отношение ко всем многочисленные изменениям, которые произошли на земле Израильской и среди иудеев. Эти изменения привели к возникновению новых обстоятельств, наблюдаемых нами в Новом Завете.



[1] История заселения Самарии ассирийцами также подтверждает, что священники были первыми учителями народа. Когда люди начали страдать от нападения диких животных, они попросили ассирийцев освободить священников из плена, чтобы те могли научить их угождать богам этой земли. Священники, взятые в плен в Северном царстве, возвратились и учили людей, что способствовало развитию самарянской религии.
[2] В то время в этом регионе не много людей путешествовало во время холодных и дождливых месяцев, когда все дороги покрывались грязью и передвижение становилось затруднительным. На Ближнем Востоке во время сезона, подходящего для путешествий, приблизительно с середины апреля до середины октября, люди обычно спали (арабы и до сих пор спят) на открытом воздухе, а не внутри домов, которые за день нагреваются на солнце. Таким образом, если путешественники искали убежище в эти месяцы, речь шла о провизии и безопасности, а не об уединении или защите от непогоды.
[3] Период, известный как «классическая Греция», настал после начала развала греческой культуры и был попыткой греческих мыслителей и лидеров сохранить то, что было вершиной греческой цивилизации. Война с Персией только началась. Внутренние разделения в греческом мире стали причиной гражданской войны. Поскольку военные действия привели к уменьшению уровня благосостояния, философы начали развивать идею о том, что людям следует делать и как они могут содействовать тому, чтобы общество стало лучше.
[4] Вероятно, персы делали это по двум причинам. Первая — для них так было удобно. У персов не было желания избавиться от нежелательных народов, ибо они только вступили во владение Вавилонской империей, где находилось множество переселенных народов, которые были очень недовольны и могли представлять разрушительный элемент в персидском мире. Но если бы персы позволили тем же народам вернуться к себе на родину и таким образом завоевали их расположение, то вряд ли нужно было отправлять войска для подавления восстаний где-либо. Народы считались частью Персидской империи после завоевания Вавилоном, но, как и прежде, они обычно сохраняли свою этническую идентичность независимо от того, куда их переселили. Хотя они постепенно заключали смешанные браки и теряли этническую принадлежность к какому-либо региону, тем не менее они не считались персами, если не были их прямыми потомками. Таким образом, для поддержания своего правления персы смогли сконцентрировать все внимание на Вавилоне. И они могли быть уверенны в поддержке всех народов, живших в удаленных регионах. Во-вторых, их религия — зороастризм — призывала к тому, чтобы делать только то, что морально, этично и хорошо. С морально-этической точки зрения для них было лучше позволить покоренным народам возвратиться к себе на родину и отстроить собственные дома и города. Поэтому, по сравнению с другими древними царствами на Ближнем Востоке, у Персии, как представляется, было намного меньше проблем в вопросе поддержания контроля над такой огромной территорией. Зато существовали проблемы с Египтом и в западной части Турции, но большая часть остальной территории была относительно спокойной по сравнению с вавилонским, ассирийским и аккадским царствами. Таким образом, все способствовало созданию достаточно сильного объединенного царства.
[5] Невозможно не заметить сходство ситуации во взаимоотношениях израильтян и палестинцев в наше время и разницы в отношении палестинцев, евреев и других народов, репатриированных персами. Палестинцы хотят диктовать условия и устанавливать рамки
любого возвращения и не проявляют никакой лояльности по отношению к тем, кто позволил им возвратиться. Древние народы понимали свое положение и были благодарны правителям за такую возможность.
[6] В древние времена виночерпий был одним из наиболее доверенных лиц. Его роль заключалась в том, чтобы пробовать КАЖДУЮ чашу вина, перед тем как царь осушал ее, чтобы убедиться, что вино не отравлено. Таким образом, жизнь виночерпия была всегда «на виду». И поскольку вино постоянно употреблялось для питья, виночерпий был одним из немногих, кто имел доступ в царскую спальню, что делало его наиболее близким человеком среди царских придворных, даже если он считался рабом или слугой.
[7] Имел ли город обозначенную примыкающую к нему территорию? В библейский период у каждого города была территория, на которой он географически располагался. Эта земля находилась в зависимости от основного города. Иногда пророки упоминают о иерусалимском регионе как «Иерусалиме и его дщерях (дочерях)», подразумевая Иерусалим и окрестные города, в основном фермерские поселения, которые зависели от города. По географическим и культурным особенностям того времени не было реальной необходимости обозначать точное расстояние от центра города.
[8] В древнегреческом мире на поставленный вопрос «кто ты?» отвечали не произнесением собственного имени, профессии или ремесла, а скорее называли город, в котором жили. И даже если отвечающий не был гражданином этого города, ответ был таким же ввиду отождествления человека с тем городом, где он жил.
[9] Этническая идентичность Македонии, как кажется, была такой же, как и живущих южнее народов, в отношении которых обычно употребляется термин «Греция». Однако это была монархия, и люди жили под влиянием производной формы греческой культуры, уровень которой был худшего качества, чем у их южных соседей. Также их экономика была сельскохозяйственной, в то время как экономика Греции в большей мере основывалась на торговле.
 

Категории статьи: 

Оцените статью: от 1 балла до 10 баллов: 

Ваша оценка: Нет Average: 9 (2 votes)
Аватар пользователя esxatos