Бер-Сижель - Служение женщины в церкви

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Бер-Сижель - Служение женщины в церкви
Настоящая книга — плод многолетних размышлений о месте  женщины в Православной церкви. Ее автор получила богословское образование на протестантском богословском факультете в Страсбурге еще в конце 20-х гг. XX в. и затем, когда Реформатская церковь Эльзаса-Лотарингии, испытывавшая после Первой мировой войны кризис призваний к  пастырскому служению, стала привлекать к нему женщин, несколько лет исполняла должность сельского пастора.
 
Позже, выйдя замуж за русского  эмигранта, она связала свою судьбу с Православной церковью. При этом на ее формирование уже как православного богослова сильное влияние оказали такие выдающиеся личности, как протоиерей Сергий Булгаков,  архимандрит Лев Жилле и Павел Евдокимов.
 
Следует сказать, что во второй  декаде XX в. в Православной церкви также произошли заметные подвижки в отношении роли женщин в церковной жизни, немыслимые еще  десятилетиями ранее. Женщин допустили не только петь в церковных хорах и исполнять служение псаломщика, но и избираться в приходские советы, в том числе и на должность церковных старост. Но каково должно быть служение женщины в Церкви, если непредвзято посмотреть на эту  проблему с точки зрения православной богословской традиции? Попытка дать ответ на него и составляет содержание этой книги.
 

Элизабет Бер-Сижель - Служение женщины в церкви

Перевод: Андрей Бакулов
Предисловие митрополита Сурожского Антония
Издательство ББИ, 2002 - 215 с.
ISBN 5-89647-055-Х
 

Элизабет Бер-Сижель - Служение женщины в церкви - Содержание

  • Предисловие
  • Введение
Глава 1 Несходство мужчины и женщины в контексте христианской культуры
  • Несходство мужчины и женщины в обществах традиционного типа
  • Глубокие культурные перемены
  • Наука и сексуальная дифференциация
  • Несходство мужчин и женщин в христианском дискурсе
  • Рассказы о сотворении человека (Быт 1:26—31 и Быт 2:5—25)
  • Рассказ о грехопадении (Быт 3)
  • Символы несходства мужского и женского в Новом Союзе Иисуса и Марии
  • Иисус и взаимоотношения мужчин и женщин
  • Учение апостола Павла
  • Заключение
Глава 2  «И женщина сотворена по образу Божьему»
  • Антропология отцов Церкви
  • Было ли второе сотворение?
  • Василий Кесарийский (Великий)
  • Общее призвание к обожению 
Глава 3 «К новой общине»
  • Традиция 
  • Две иконы
  • Духовное зрение 
Глава 4 Женщина в Православной церкви. Духовное зрение и история
  • Нарушить молчание 
  • Женское движение — знамение нашего времени
  • Вехи тео-антропологии мужского и женского
  • Женщины в Новом Завете
  • Образы женщины. Искаженные представления о женщине на протяжении истории 
  • Женщина в современной православной мысли
  • Вопросы сегодняшнего дня
  • Женщина в современном церковном сообществе0
  • Произойдет ли восстановление православного женского диаконата?
Глава 5 Место женщины в Церкви
  • Патриархальность и единение
  • Напряженность и прерывность
  • Положение женщин в Церкви в XX веке
  • Экуменическое движение
  • Отношение к женщинам Иисуса Христа
  • Отцы Церкви
  • Диаконат
  • Пресвитерское служение
  • Плюрализм дисциплины?
Глава 6 Мария, Матерь Божья
  • Отношение Православной церкви к тайне Марии
  • Применимость именования Богородица к Матери Иисуса.  Значение Эфесского вселенского собора для христологии
  • Литургическое прославление Марии
  • Мария, образ и олицетворение Церкви
  • Мария, лик нового человечества (Женское начало в Марии)
  • Заключение: новые вопросы
Приложение
  • Вопросы о мужчине и женщине среди Божьего народа
  • Принятые сокращения
  • Основная библиография
 

Элизабет Бер-Сижель - Служение женщины в церкви - Введение

 
Исследования, собранные в этой небольшой книге, отмечают вехами ход размышления, которое, в силу обстоятельств не слишком систематически, продолжалось в течение нескольких лет. Оно еще не завершено. Отправной точкой была Международная консультация православных женщин, организованная совместно со Всемирным советом церквей и православными церквами, членами совета в сентябре 1976 г. в Агапийском монастыре в Румынии[1].
Это было время, когда под влиянием североамериканского феминистского движения, получившего поддержку и в Европе, и даже в Африке, спорный вопрос о положении женщин внезапно вторгся в поле зрения экуменических кругов. Проблема рукоположения женщин часто возникала как один из основных камней преткновения, в который упирается диалог между церквами.
 
Комиссия «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей, собиравшаяся в Аккре в 1974 г., приняла к сведению это новое положение дел. Отвечая на обращенные к церквам упреки в том, что они ведут себя так, словно состоят из одних только мужчин, она выдвинула проект изучения общины мужчин и женщин в Церкви. В следующем году этот проект был окончательно принят Генеральной ассамблеей ВСЦ в Найроби. В то же время было поставлено на голосование предложение, призывающее церкви «дать женщинам место в тех инстанциях, где принимаются решения»[2]. В оптимистическом климате, отмеченном этими первыми успехами дела женского равноправия, зародилась смелая мысль организовать под эгидой ВСЦ международное консультационное совещание православных женщин. Поместные православные церкви дали свое согласие, и Румынский патриархат предложил для этого коллоквиума свое гостеприимство. Подготовленный под сенью пальм в Найроби проект смог, таким образом, реализоваться почти год спустя в Молдове за крепостными стенами исторического монастыря Агапия, столь дорогого для румынского писателя Вирджила Георгиу.
 
Фактически православные церкви были застигнуты врасплох всеми этими волнениями и напряженностью вопроса о положении женщин в Церкви. Совершенно справедливо они защищались против упрека в женоненавистничестве. Разве в Православной церкви женщина, Богоматерь, не почитается как создание наиболее близкое к Богу, эсхатологический символ спасенного и преображенного божественной благодатью человечества. Но воинствующая идеология феминизма, как специфически западный культурный феномен, была для них чужой. По многочисленным причинам одновременно социокультурного и духовного характера она совершенно не затронула общества в Восточной Европе и страны Средиземноморского бассейна, где находятся исторические корни этих церквей. Они встречаются с феминизмом лишь в лице представителей своих диаспор в Западной Европе и в Северной Америке, иначе говоря, в лице представителей таких групп, которые, стремясь сохранить свою идентичность, склонны сосредоточиваться на самих себе. В них в эти годы волнений было принято относиться к феминизму как к внушающему опасения чужеродному вирусу. Среди православных богословов и моралистов Павел Евдокимов, православный мыслитель и моралист, писавший по-французски, оставался долгое время единственным (вместе со своим другом и вдохновителем — Монахом Восточной церкви)[3], кто наблюдал за женским движением с интересом и симпатией. Духовный наследник пророческой русской религиозной философии, синтез которой со святоотеческим богословием он стремился осуществить, угадал в восстании женщин, помимо «шума и неистовства», законное этическое требование, одно из «знамений времени», к внимательному отношению к которым Христос призывает своих учеников. В своей значительной и побуждающей к размышлениям книге «Женщина и спасение мира»[4], хотя некоторые тезисы в ней остаются спорными, Павел Евдокимов глубоко размышляет о духовном призвании женщины. Подобно Симоне де Бовуар, книгу которой «Второй пол» он прочел, Павел Евдокимов разоблачает отчуждение, жертвами которого женщины были на протяжении долгих веков так называемой «христианской» цивилизации. Современным ответом на этот гнет является агрессивная и часто атеистическая реакция феминизма. Однако не поведет ли к новому отчуждению этот феминизм, смешивающий равенство и тождество полов и отрицающий различия и их богатство? Сливаясь с мужским миром, женщина рискует «утратить свою природу». Ключ к загадке женщины находится, согласно Евдокимову, в ипостаси Святого Духа, чье ипостасное материнство, продолжаясь в девственном материнстве Theotokos*, предвосхищает в вечности призвание всякой женщины к духовному материнству.
 
Каковы бы ни были эти рассуждения и выводы, к которым они приводят[5], Евдокимов несомненно внес оживление в обсуждение вопроса о месте женщины в Церкви. Под его влиянием, которое продолжится благодаря его сочинениям и после его смерти, несколько православных богословов (в особенности в кругах, близких к Всемирному совету церквей, к среде, частью которой он сам являлся при жизни) поняли необходимость творческого размышления о роли и служении женщины и женщин в Церкви. Это друзья и ученики Павла Евдокимова, сотрудники ВСЦ, которые в 1975 и 1976 гг. стремились осуществить революционный проект международной и межюрисдикционной консультации православных женщин. Великий православный франко-русский богослов присутствовал в Агапийском монастыре силой своего духа и пророческого вдохновения.
 
Я познакомилась с Павлом Евдокимовым и его первой женой Наташей в 1929 г. Я только начинала изучать богословие. А он заканчивал свое обучение в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Он был учеником отца Сергия Булгакова, чья софиология произвела на нас большое впечатление. Несмотря на разногласия, в частности относительно женщин, ибо идеализированное его к ним отношение иногда казалось мне близким к мистификации, мы оставались друзьями с Павлом Евдокимовым на протяжении четырех десятилетий. Эта дружба, известная некоторым из организаторов консультации в Агапийском монастыре, без сомнения послужила причиной того, что я имела честь быть туда приглашенной, а также что, к моему полному изумлению, мне было предложено выступить со вступительным докладом.
 
Это приглашение, полученное мной весной 1976 г., удивило, обрадовало и одновременно наполнило меня опасениями. Меня обрадовала весть о том, что древняя Православная церковь, наследница традиции вселенской Церкви, обнаружила готовность рассмотреть один из великих вопросов современности, что она включила женщин в число членов Церкви, ответственных за поиск творческого на него ответа и в целом за судьбу христианского народа. Но на склоне лет найдутся ли у меня силы вступить в эту новую борьбу? Неверующая, подобно старой Саре при известии о рождении Исаака, я готова была рассмеяться. Однако, когда прошло первое удивление, я согласилась — вместе с новизной это приглашение значило для меня возвращение к истокам, встречу с моим собственным прошлым.



[1] О консультации в Агапии см.: Orthodox Women. Their Role and Participation in the Orthodox Church: — Geneve, Editions du Conceil cecumenique des Eglises, C.O.E., 1977; Behr-Sigel Ё. Femmes et Hommes dans VEglise. / / S.O. P., supplement n° 64.
[2] Parvey C. F., ed. Ordination of Women in Ecumenical Perspective. — Geneve, С. O. E.f 1980. — P. 25.
[3] О Павле Евдокимове см.: Paul Evdokimov, temoin de la beaute de Dieu. / / Contacts, n° special, ler—2e trim., 1971; Clement O. Orient — Occident. Deux Passeurs: Vladimir Lossky, Paul Evdokimov. — Geneve, Labor et Fides, 1985. Автор различных произведений на темы духовности Монах Восточной церкви (le Moine de l'Eglise d'Orient) (архимандрит Лев Жилле — Lev Gillet, 1893— 1980) оказал в середине XX века не слишком заметное, но глубокое влияние на значительное число православных интеллектуалов во Франции, Англии, Греции и на Ближнем Востоке. См.: Un Moine de l'Eglise d'Orient. / / Contacts, 1981/4.
* Богородица (греч.). — Прим. ред.
[4] Evdokimov P. La Femme et le Salut du Monde. Reedite. — Paris, Desclee de Brouwer, 1978.
[5] Из особого характера, который П. Евдокимов усматривает в отношениях между женщиной и Святым Духом, он делает вывод, что мужская принадлежность Христа не есть непременное свойство установленного Им священства. См.: op. cit. — Р. 214—222; его же. La Nouveaute de Г Esprit. — Ed. de l'abbaye de Bellefontaine, 1977. — P. 265.
 
13/09/2012
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9 (8 votes)
Аватар пользователя esxatos