Бердяев - Смысл истории - Новое средневековье

Бердяев Николай - Смысл истории. Новое средневековье
Исторические катастрофы и переломы, которые достигают особенной остроты в известные моменты всемирной истории, всегда располагали к размышлениям в области философии истории, к попыткам осмыслить исторический процесс, построить ту или иную философию истории. Так бывало всегда в прошлом.
 
Первая замечательная философия истории, которая была построена в христианский период всемирной истории, философия истории Блаженного Августина, в значительной степени предрешившая дальнейшие построения философии истории, совпала с одним из самых катастрофических моментов всемирной истории — с крушением античного мира и падением Рима. Та своеобразная философия истории, которая была в дохристианскую эру, эта первая философия истории, которую знает человечество,— книга пророка Даниила, также связана с исключительно катастрофическими событиями в судьбе еврейского народа.
 
После великой французской революции, после наполеоновских войн мысль человеческая тоже обратилась к построениям в области философии истории, к попыткам так или иначе постигнуть и осмыслить исторический процесс.
 

Бердяев Николай - Смысл истории. Новое средневековье

Составление и комментарии В. В. Сапова. М.: Канон+, 2002. 448 с.
(История философии в памятниках). 
ISBN 5-88373-139-2
 

Бердяев Николай - Смысл истории. Новое средневековье - Содержание

СМЫСЛ ИСТОРИИ 
  • Предисловие
  • О сущности исторического. Значение предания 
  • О сущности исторического. Метафизическое и историческое
  • О небесной истории. Бог и человек
  • О небесной истории. Время и вечность
  • Судьба еврейства
  • Христианство и история
  • Ренессанс и гуманизм
  • Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Вхождение машины
  • Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа
  • Учение о прогрессе и конец истории
  • Приложение. Воля к жизни и воля к культуре
НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  • Предисловие
  • Новое средневековье
  • Размышления о русской революции
  • Демократия, социализм и теократия
ПРИЛОЖЕНИЕ - ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР И ЗАКАТ ЕВРОПЫ 
  • Ф. Степуи. Освальд Шпенглер и «Закат Европы»
  • С. Франк. Кризис западной культуры
  • И. Бердяев. Предсмертные мысли Фауста
  • Я. Букшпан. Непреодоленный рационализм
КОММЕНТАРИИ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
 

Бердяев Николай - Смысл истории. Новое средневековье - Предисловие

 
Русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами философии истории. На построениях философии истории формировалось наше национальное сознание. Не случайно в центре наших духовных интересов стояли споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и Западе. Еще Чаадаевым и славянофилами была задана русской мысли тема по философии истории, ибо загадка России и ее исторической судьбы была загадкой философии истории. Построение религиозной философии истории есть, по-видимому, призвание русской философской мысли. Самобытная русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалиптически. В этом — отличие ее от мысли Запада.
 
Но это и придает ей прежде всего характер религиозной философии истории. Я всегда особенно интересовался проблемами философии истории. Мировая война и революция обострили этот интерес и направили мои занятия преимущественно в эту сторону. У меня созрел план книги по. основным проблемам религиозной философии истории, который был положен в основание лекций, прочитанных в Москве в Вольной Академии Духовной Культуры1* в течение зимы 1919-1920 гг. Записи этих лекций положены были в основание этой книги. Прилагаю к книге написанную в 1922 г. статью «Воля к жизни и воля к культуре», которая очень существенна для моей концепции философии истории.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя Андрон