Библейские и литургические темы и образы

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада
Исследование литургического искусства и, шире, искусства христианской культуры – важнейшая часть обновления искусствоведения. С одной стороны, для исследования христианского искусства необходимо обращение к целому ряду контекстов, второстепенных для обычного искусствоведа, но определяющих для динамики церковного творчества: догматика как аксиоматика интеллектуальных и творческих решений в искусстве, литургическое действо как трансформация эстетического опыта, иконографические программы как сложный ассоциативный нарратив, требующий особой эмпатии.
 
Изучать христианское искусство не менее, а даже более трудно, чем изучать, например, судьбы романного жанра в литературоведении или сопоставлять неродственные языки в лингвистике. Во всех этих случаях мы работаем с разнородными контекстами, которые при этом подчинены одной смысловой вертикали: сами эти смыслы не выводятся из этих контекстов, но без них невозможна ни интерпретация источников христианской культуры, ни правильный анализ памятников. Один и тот же элемент может выступать и как декоративный, и как глубоко семантический; одновременно быть частью сюжета и частью догматической программы. Семиотическое изучение средневековой культуры вместе с обращением к когнитивному аппарату самой христианской культуры, например к учению об историческом, моральном, аллегорическом и анагогическом смысле писания, дает необходимые, но иногда недостаточные ключи для интерпретации масштабных проектов в христианской культуре. На современном этапе развития науки исследователь не должен бояться мысленного эксперимента, умозаключая не только от вещей к вещам, но и от понимания к пониманию, от слов и образов далекой эпохи к словам и образам как достоянию всей нашей культуры.
 

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность

ISBN 978-5-7281-1891-6
Марков А.В., предисловие, 2017
Российский государственный гуманитарный университет, 2017

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность - Содержание

  • Предисловие. А.В. Марков 
  • Литургия и иконография О.В. Силина
  • Циклы нижней пространственной зоны соборной стенописи Дионисия 1502 г. и их связь с литургической практикой  
  • Е.А. Хрипкова Ораторий аббата Теодульфа в Жерминьи-де-Пре: вопросы сохранности и интерпретации иконографической программы
  • Е.В. Зотова Посвятительная миниатюра в богослужебной книге на примере изображений епископов в немецких рукописях X–XII вв
  • Е.В. Поторочина Образы Причастия в изобразительном искусстве христиан в Центральной Азии в Средневековье 
  • Архитектура и иконография, Восток и Запад: диалог культур Е. Устинович Cовременноe искусствo христианскoго пограничья Востока и Запада в Польше. Пpактическое богословие в диалогe культур
  • Н.Г. Дружинкина К вопросу о типологии православных приходских храмов в Санкт-Петербурге второй половины XIX – начала XX в.
  • М.Э. Венгерова «Животворящий столп» в геометрических анализах пропорций древнерусских храмов
  • И.И. Орлов Сакральная морфология церкви монастыря «якобинцев» в Тулузе (Le couvent des jacobins de toulouse) через герменевтику текстов Священного Писания 
  • Н.М. Сим Картезианский монастырь в Гранаде. К вопросу о проблеме стиля в архитектуре андалузского барокко 
  • «Изображенное слово» – проповедь через века
  • А.М. Копировский «Сретение»: иконографические варианты и их особенности 
  • А.Г. Волкова Новозаветные образы и сюжеты в эмблематике: интерпретация Библии в европейской культуре XVII в.
  • И.Е. Кулименева Цикл ветхозаветных иллюстраций для Елизаветинской Библии. История создания и гравированные прототипы 
  • Е.Ю. Ендольцева Об одном необычном изображении «Сна Иосифа»
  • Д.В. Полещук Некоторые аспекты семиотики надписи и изображения икон иконографии «Воскресение – Сошествие во ад» второй половины XVI в.
  • М.А. Рогов Иконографический мотив попрания одежды на ярославской иконе XVI в.
  • П.В. Майер Соотношение библейского, гимнографического и богословского текстов на примере иконографии «Уголь Исайева просвещения». Типологизация текста в свете проблемы иконографического канона
  • Г.А. Назарова К вопросу о времени создания росписи в Варваринском приделе церкви Николы Мокрого в Ярославле 
  • С.А. Кирьянова Икона «Распятие Христово, с Семью Таинствами и сценами Страстного цикла» из частного собрания: особенности иконографии 
  • Э.Ф. Гюль Христианская символика в искусстве мусульманской Центральной Азии 
  • Н.В. Сафонова Александрийский «Физиолог» в контексте библейской экзегетической традиции II–III вв
  • Я.В. Шемякова Особенности репрезентации библейских текстов в контексте идейно-смысловой концепции пророческого ряда: на примере двух памятников соборных иконостасов Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей
  • Е.А. Догонина Католическое распятие из собрания музея-заповедника «Усадьба “Мураново”» 
  • Русское религиозное искусство XIX–XX вв. в России и за рубежом С.О. Зотов, В.А. Косякова Три руки Иисуса Христа: модели интерпретации иконографического казуса 
  • А.Н. Иньшаков Библейская и евангельская темы в живописи Сергея Романовича 
  • Г.Ю. Серова Религиозные композиции Натальи Гончаровой и их иконографические источники 
  • Я.А. Стрижевская Два периода в жизни прихода храма Христа Спасителя в Аньере 

Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность - Предисловие

 
Представители высшего духовенства играли ведущую роль в духовной, культурной и политической жизни Германии X–XII вв. Имперские епископы возводили соборы и церкви, учреждали монастыри, а также являлись заказчиками богослужебных книг. Кодексы предназначались для кафедральных соборов, вкладывались в церкви основанных епископами монастырей. Принося книгу в дар собору или монастырю, заказчик символически осуществлял акт дарения Господу или святому покровителю (в данном случае посреднику между дарителем и Христом), это также относится к строительству церквей и т. д. Сцена символического принесения в дар представлена на посвятительной миниатюре. Часто изображения сопровождаются надписями, в которых даритель рассказывает о своем даре и просит отпущения грехов, молит о заступничестве.
 
Прообразы иконографических схем посвятительной миниатюры следует искать в памятниках позднеантичного и раннехристианского искусства. Примером подобных изображений в монументальной живописи является донаторская сцена на фреске первой половины VI в. в катакомбах Комодиллы, где представлена римлянка Туртура перед восседающей на троне Богоматерью с младенцем Иисусом и святыми мучениками Феликсом и Адавтом. Принцип построения центральной трехфигурной композиции, разница в масштабах фигур святых и донатора, а также изображение покровенных рук у донатора – все это будет также задействовано в средневековой посвятительной миниатюре. Самой ранней из дошедших до нашего времени книжных миниатюр, представляющих посвятительную сцену, является миниатюра из византийской рукописи начала VI в. – т. н. «Венского Диоскорида». Кодекс предназначался в качестве дара знатной даме из императорского рода Аникии Юлиане в благодарность за строительство храма в Гонорате, о чем свидетельствует посвятительная надпись. На листе 6 рукописи изображено символическое подношение книги – Аникия Юлиана восседает на троне, ее фланкируют персонификации Мудрости и Великодушия, еще одна фигура, которая, вероятно, может олицетворять благодарность жителей Гонораты, а Амур преподносит раскрытый кодекс с сочинением Диоскорида. Иконографическая схема этой светской символической сцены сходна со схемами донаторских изображений, наполненными уже иным, религиозным, содержанием.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя art_pr