Библия и христианская древность - № 1 (5) - 2020

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Библия и христианская древность: научный журнал - № 1 (5)
Постмодернистская критика упрекает герменевтические стратегии модерна в том, что чтение текста всегда представляло собой «чтение сквозь текст». Модерн достиг высот в искусстве препарирования литературного материала во имя поиска того, что стоит за имеющимся текстом (поиск автора и его замысла, исследование источников, анализ социально-культурного фона). Если философия модерна не принимает всерьёз тот текст, которым мы фактически обладаем, то деконструкцию и связанные с ней философские течения (семиотика, постструктурализм и прочее) нередко обвиняют в чрезмерной зацикленности на «тексте» («текстуальный изоляционизм» философии постструктурализма). Деконструкция заявляет, что внетекстовой реальности не существует.
 
В своей работе «О грамматологии» Ж. Деррида пишет одно из самых известных высказываний: «Вне текста не существует ничего». «Утверждать, что “внетекстовой реальности вообще не существует” — отнюдь не значит постулировать некую идеальную имманентность… — разъясняет Деррида свою позицию в статье “Outwork”. — Если я говорю, что вне текста ничего не существует, то речь идёт лишь о том, что текст отсылает исключительно к тексту, что текст не может отсылать к чему бы то ни было иному, кроме как к тексту, к любому другому тексту, к тому или к этому тексту, к тексту вообще». «Более того, — уточняет философ, — сам текст, отсылая к множеству других текстов, никогда не остаётся тем же самым текстом. Он всегда открыт, потенциально открыт в бесконечность, никогда не замыкается в себе или в своих границах… текст никогда не является тем, что называют вещью-в-себе».
 

Библия и христианская древность: научный журнал - № 1 (5) - 2020

Московская духовная академия, «Центр изучения патристики и христианской древности»
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2020. № 1 (5). 280 с.
 

Библия и христианская древность: научный журнал - № 1 (5) - 2020 - Содержание

Список сокращений
ПЕРЕВОДЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
  • Издания и переводы
    • Максим Глебович Калинин, Александр Михайлович Преображенский «Главы о ведении» Раббана Афнимарана. Сирийская и арабская рукописные традиции. Часть I / критическое издание сирийского текста, перевод и комментарии
    • Андрей Юрьевич Виноградов Апокрифические «Деяния Иоанна». Часть I / проблемы текстологии, перевод с греческого и комментарии
    • Алексей Владимирович Муравьёв Мемра Мар Афрема «Об отшельниках» и основатели «мессалианства» в Эдессе IV века. Часть I: контекст и текст (1–100)
  • Патрология
    • Дмитрий Сергеевич Бирюков Использование темы проникновения огня в железо для описания соединения с Богом в восточно-христианском богословии: путь от Оригена до свт. Григория Паламы. Часть I
  • Псевдоэпиграфы и литература Второго храма
    • Илья Сергеевич Вевюрко Религиозная мотивация создания ветхозаветных псевдоэпиграфов
  • Библия и философия
    • Священник Алексий Волчков В начале был текст. Дерридианская концепция текстуальности и её роль в библейских исследованиях
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
  • Максим Глебович Калинин Иосиф Хаззайа: Очерк библиографии
РЕЦЕНЗИИ
  • Дмитрий Игоревич Макаров Рецензия на: Τούλης Π. Ν. Ο λόγος του Θεοφάνη Νικαίας «Εις την πανάχραντον και παναγίαν, Δέσποιναν ημών Θεοτόκον». Πατερική και δογματική θεώρηση Θεσσαλονίκη: Ostracon Publishing, 2016.(Acta varia academica; vol. 17). 128 σ. ISSN 2241-8318; ISBN 978-618-5146-35-1
  • Анна Анатольевна Луппова, Михаил Георгиевич Селезнёв Рецензия на: Anderson J. S. Monotheism and Yahweh’s Appropriation of Baal. London: T&T Clark, 2015. X + 147 p. (The Library of Hebrew Bible / Old Testament Studies; vol. 617) ISBN-13: 978-0567663948; ISBN-10: 0567663949
  • Екатерина Валентиновна Гусарова Рецензия на: Кривец Е. А. Самобытность христианской (коптской) общины Египта и современность М.: ИВ РАН, 2018. 244 с. ISBN 978-5-89282-791-1
  • Алексей Сергеевич Кашкин Рецензия на: Бессонов И. А. Пророчества книги Даниила: происхождение, история экзегетики, толкование. Царство святых Всевышнего и мировая история СПб.: Алетейя, 2019. 552 с. ISBN 978-5-907189-66-9
  • Илья Сергеевич Вевюрко Рецензия на: Ковельман А. Б., Гершович У. Сокрытое и явленное в Талмуде: Очерк нефилософского мышления на исходе античности М.: Индрик, 2016. 448 с. ISBN 978-5-91674-397-5
ХРОНИКА
  • Ульяна Анатольевна Исаченко, Глеб Романович Крупнов, Надежда Ивановна Лешкова, Ольга Ивановна Мальнова, Алексей Александрович Шириков (под редакцией Максима Глебовича Калинина) Хроника международной научной конференции «Евангелие от Марка: история и теология» (Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 23–27 сентября 2019 г.)

Библия и христианская древность: научный журнал - № 1 (5) - 2020 - Стоическое учение о смешении и пример проникновения огня в железо в христианской литературе

 
Пример с железом и огнём, как иллюстрирующий взаимопроницаемость тел, восходит к стоической доктрине. Стоики этот и ряд других примеров приводили в доказательство своего учения о всецелом смешении тел (в его отличии от слияния и составления). Согласно стоикам, смешение (μῖξις, κρᾶσις) тел происходит, когда одно тело принимает определённые качества другого, тем не менее оставаясь самим собой, либо оба смешиваемых тела приобретают качества друг друга, сохраняя свою природу. В то время как в случае слияния (σύγχυσις) тела утрачивают свою идентичность, образуя новое соединение, а в случае составления (παράθεσις) они лишь соприкасаются внешне. Смешение при сохранении природы смешиваемых тел понималось стоиками как всецелое (κρᾶσις δι᾽ ὅλων), то есть такое, при котором одно тело пронизывает другое целиком и полностью. Согласно традиции, о которой свидетельствует Стобей, в плане смешения стоики различали κρᾶσις для жидкостей и μῖξις для других тел (смешение — μῖξις как раз и иллюстрировалось стоиками посредством примера железа и огня).
 
Принцип всецелого смешения у стоиков находил своё проявление в примерах смешения вина с водой, проникновения души в тело, пронизания воздуха светом, а также посредством примера раскалённого огнём железа. В последнем случае железный предмет приобретает свойства огня (свойство жечь), сохраняя свою природу железа. Стоическое учение о смешении, при котором смешивающиеся тела сохраняют свою идентичность, было воспринято и активно использовалось христианскими авторами. Вообще говоря, приводимые стоиками примеры всецелого смешения физических тел естественным образом несут в себе иллюстративный потенциал для двух возможных ситуаций: это — можно их назвать так — ситуации симметричного и ассиметричного наделения свойств. Иллюстративным потенциалом для ситуации симметричного наделения свойств обладает пример смешения вина с водой: в этом случае каждое из сущих приобретает свойства другого (как и вино приобретает свойства воды, а вода — вина). Такие же примеры, как пример проникновения огня в железо и пронизания воздуха светом содержат в себе потенциал для иллюстрирования ситуации ассиметричного наделения свойствами — случая, когда одно сущее принимает свойства другого, тогда как последнее не принимает свойств первого (как и железо приобретает свойства огня, а воздух — света, но не наоборот).
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron