Библия и христианская древность - № 3 (3) – 2019

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Библия и христианская древность - № 3 (3) – 2019
Молитва является одним из важнейших элементов религиозной жизни. В христианстве эта важность выражена в словах апостола Павла: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17). Стремление к реализации этой заповеди особенно ярко представлено в мистической практике, развившейся в византийском монашестве и известной как «молитва Иисусова». История этой практики изучается с начала XX в. в России и на Западе. Наше исследование также посвящено этой теме. В данной и последующих статьях будут представлены результаты, которые были нами достигнуты в рамках написания диссертации под руководством профессора Бернара Флюзена в Университете Париж IV Сорбонна.
 
В современной научной литературе3 сложилось общее мнение, что молитва является сложным предметом для исторических исследований. Одна из основных трудностей связана с разницей в понимании молитвы, которая наблюдается у древних и у современных авторов, каждый из которых имеет свою точку зрения на этот предмет. В результате, если приступить к анализу истории христианских молитвенных практик в слишком широком контексте, то предмет теряет ясность и конкретность. Мы столкнулись с этой трудностью во время работы над историей молитвы Иисусовой и пришли к выводу, что не можем провести всестороннее исследование истории этой практики на достаточном научном уровне за период написания диссертации. Вот почему, не упуская из виду вопрос о происхождении этой практики, мы решили ограничить исследование некоторыми важными текстами, связанными с ней. По рекомендации научного руководителя мы выбрали в качестве основного источника корпус «Apophthegmata Patrum».
 

Библия и христианская древность - № 3 (3) – 2019

Московская духовная академия
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2019 г. —— 336 с.
ISSN 2658-7815
 

Библия и христианская древность: научный журнал - № 3 (3) – 2019 - Содержание

Список сокращений

ПЕРЕВОДЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Издания и переводы
  • Иосиф Хаззайа. Книга глав о ведении. Новооткрытые фрагменты / критическое издание сирийского текста, перевод с сирийского, предисловие и примечания Максима Глебовича Калинина (продолжение)
  • Святой Беда Досточтимый. Толкование на Апокалипсис, гл. 1–3 / вступительная статья, перевод с латинского и примечания Марии Равильевны Ненароковой
  • Богословский диалог православных и антихалкидонитов (прошлое — настоящее — будущее): вклад Святой Горы Афон. Часть 2: Введение, гл. 1, п. 4–9; гл. 2 / перевод с новогреческого, и комментарий Михаила Андреевича Вишняка
Поздневизантийское богословие и полемика
  • Дмитрий Игоревич Макаров. От мариологии до тритеизма: о возможных поздневизантийских параллелях к идеям Леонтия Византийского и Иоанна Филопона (Феофан Никейский, Иоанн XI Векк, Георгий Мосхамбар). Часть первая
Аскетика и агиография
  • Священник Вячеслав Патрин. Термин «молитва» в «Apophthegmata Patrum». Общий обзор
  • Максим Глебович Калинин. Сирийская версия «Жития Иакова Палестинского»
Библия и герменевтика
  • Священник Алексей Андреев. Возможность применения новых эпистемологических теорий для интерпретации библейского текста
Филология и лингвистика
  • Диакон Николай Шаблевский. Лингвистический профиль Пятикнижия: к вопросу о филологической специфике Священнического кодекса

РЕЦЕНЗИИ

  • Антал Гергей Небольсин. Рецензия на: Berger K. Die Apokalypse des Johannes. Kommentar. Freiburg: Herder, 2017. XXIV+1531 S. ISBN 978-3-451-34779-5
  • Алексей Сергеевич Кашкин. Рецензия на: Иванов А. Е. Книга Исход: Эксодос и Шемот. М.: Классис, 2017. (Испытайте Писания). 464 с. ISBN 978-5-9909702-1-2
  • Илья Сергеевич Вевюрко. Рецензия на: Небесные посредники: иудейские истоки ранней христологии / ред. Т. Гарсии-Уидобро и А. А. Орлова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2016. (Христианская мысль. Тексты и исследования. Библиотека журнала «Символ»; т. 4) 278 с. ISBN 978-5-9907661-2-9
  • Илья Сергеевич Вевюрко. Рецензия на: Небесный Храм в раннем иудаизме и христианстве / ред. Т. Гарсии-Уидобро и А. А. Орлова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2018. (Христианская мысль. Тексты и исследования. Библиотека журнала «Символ»; т. 7) 304 с. ISBN 978-5-9907661-1-2
  • Священник Андрей Выдрин. Рецензия на: Нот М. История Древнего Израиля / пер. с нем. Ю. П. Вартанова. 2-е изд., стереотип. СПб.: Дмитрий Буланин, 2019. (Biblia continua; вып. 2). 497 c. ISBN 978-5-86007-751-5
  • Александр Юрьевич Братухин. Рецензия на: Храмов А. В. Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом? М.: Никея, 2019. 216 с. ISBN: 978-5-91761-902-6
  • Владимир Михайлович Тюленев. Рецензия на: Ведешкин М. А. Языческая оппозиция христианизации Римской империи IV–VI вв. СПб.: Алетейя, 2018. 358 c. ISBN 978-5-906980-80-9 Библия и христианская древность: научный журнал - № 3 (3) – 2019

Библия и христианская древность: научный журнал - № 3 (3) – 2019 - Владимир Михайлович Тюленев. Рецензия на: Ведешкин М. А. Языческая оппозиция христианизации Римской империи IV–VI вв

 
В 2018 г. в издательстве «Алетейя» вышло в свет исследование сравнительно молодого, но уже зарекомендовавшего себя в научном мире историка М. А. Ведешкина, посвящённое изучению феномена языческой оппозиции в период позднего Рима и ранней Византии (IV–VI вв.).
 
Вопрос, вокруг которого строится исследование, следует признать принципиальным для понимания той серьёзной трансформации общественной жизни, которая происходила в эпоху поздней Античности и сопровождалась борьбой различных групп внутри римской элиты.
 
Традиционно высокое внимание исследователей к собственно церковной истории IV–VI вв., как правило, отодвигало на периферию интерес к сохранявшемуся языческому культу и к определению места религиозного вопроса в политической борьбе. В результате, в отечественной науке до настоящего времени просто не было целостного труда, в котором анализировалось бы сопротивление языческой элиты процессу христианизации римского общества. Монография М. А. Ведешкина заполняет эту существующую в историографии лакуну. Её автор делает акцент на том, как по мере обращения подданных Римской империи в христианскую веру, менялась политическая система самого римского общества, в частности, усиливалась центральная императорская власть на фоне ослабления региональных элит империи.
 
Сразу же следует отметить избранный автором методологический подход, который сопровождает весь ход исследования. Называя себя приверженцем неомарксизма, М. А. Ведешкин стремится увидеть исторический процесс прежде всего как отражение «общественных противоречий, возникающих в ходе распределения продуктов материального производства», не умаляя при этом влияния идеологии и конкретных фигур (с. 9).
 
Монография состоит из двух частей, в которых последовательно анализируются действия языческой оппозиции на западе, а затем на востоке Римской (Византийской) империи. Также в книгу входят пять приложений, которые хотя и занимают не вполне привычное место (автор помещает их внутри глав, а не после основного текста), однако позволяют исследователю сделать образ языческой оппозиции в Римской империи более объёмным. Выделение в монографии двух частей и самостоятельное рассмотрение феномена оппозиции на западе и востоке империи дают автору возможность показать существенные различия, которые в эпоху поздней Античности всё больше проявлялись в судьбе западных и восточных провинций.
 
В первой части работы — «Языческая оппозиция в римском сенате» — основное внимание сосредоточено на исследовании сенаторской аристократии на латинском Западе и ее взаимоотношений с императорской властью. Следуя продекларированному в «Предисловии» методологическому подходу, М. А. Ведешкин уже в первом параграфе делает акцент на том, что сенаторская аристократия в IV в., будучи неразрывно связанной с официальными языческими культами и поддерживая эти культы, стремилась сохранить один из важнейших источников своего экономического могущества, не утратить важного и устойчивого места в римской государственности и в римском социуме (с. 84 и далее). Вся же межконфессиональная борьба становится для исследователя внешним проявлением обострившегося на рубеже III‑IV столетий конфликта между императорской властью, политика которой была направлена на централизацию и унификацию институтов государственного управления, и сенаторским сословием, стремившимся сохранить своё традиционное положение в римском государстве (с. 106).
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Warden