Блохин - История Поместных Православных Церквей

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Блохин Bладимир - История Поместных Православных Церквей
Русский богослов архиеп. Василий (Кривошеин, 1900 - 1985), размышляя о соотношении вселенского и поместного начал в единой Христовой Церкви, использовал понятие «кафоличность»: «Поместная Церковь не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением. Всецелым неуменьшенным выявлением в определенном месте.
 
Мы можем сказать таким образом, что как Божественные Лица — Отец, Сын и Дух Святой — не являются частями Пресвятой Троицы, но в каждом из Них все Божество полностью выявлено, так что каждое Божественное Лицо есть Пресвятая Троица, или тождественно Ей. Подобным образом полнота Кафолической Церкви выявлена в каждой Поместной Церкви, которые не являются «частями» Вселенской», но не могут, однако, быть просто отождествлены с ней».
 
Что такое «кафоличность»? В переводе с греческого на славянский язык это понятие означает «соборность» и возникло оно почти одновременно с возникновением самой Церкви — одним из первых его употребил Антиохийский епископ Игнатий Богоносец (68-107). Кафоличность, по его мнению, характеризует полноту Церкви. И здесь мы вновь выходим на главный признак церковного единства — единства в таинствах, прежде всего в Евхаристии
 

Блохин Bладимир - История Поместных Православных Церквей

Учебное пособие
Екатеринбург: Информ.-изд. отдел ЕДС, 2014. 608 с.
ISBN 978-5-8295-0246-1
 

Блохин Bладимир - История Поместных Православных Церквей - Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Методологические основы курса
    • 1.1. Актуальность, цель, задачи, ключевые понятия курса и его место в системе церковно-исторических и гуманитарных дисциплин
    • 1.2. Историография курса 
  • Глава 2. Феномен Поместных Церквей в Православии. Этапы развития Поместных Церквей
    • 2.1. Церковное единство и деление на Поместные Церкви: противоречие или обоснованная традиция Православия?
    • 2.2. Этапы развития Поместных Церквей: от апостольского века до начала эпохи Вселенских Соборов 
    • 2.3. Формирование экзархатов и патриархатов в эпоху Вселенских Соборов 
    • 2.4. Становление автокефальных Поместных Церквей после эпохи Вселенских Соборов 
    • 2.5. Предоставление автокефалии 
РАЗДЕЛ I. ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ: ОТ ОСНОВАНИЯ ДО НАЧАЛА VII ВЕКА
  • Глава 3. Апостольские кафедры Востока
    • 3.1. Иерусалимская община — родина христианской Церкви
    • 3.2. Возникновение Антиохийской Церкви
    • 3.3. Начало христианства в Египте: история Александрийской Церкви до арабского завоевания 
    • 3.4. Евангельская проповедь на Кипре 
  • Глава 4. Две «Вселенские» Церкви: от Босфора до Закавказья
    • 4.1. Константинопольская Церковь
    • 4.2. Христианство в Закавказье: Армения, Грузия, Абхазия 
РАЗДЕЛ ІІ. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ B VІІ-XV BEKAX
  • Глава 5. Восточные Патриархаты и Кипрская Церковь в условиях арабского владычества и крестовых походов
    • 5.1. Влияние арабо-исламской цивилизации на православный мир
    • 5.2. Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты
    • 5.3. Александрийский Патриархат
    • 5.4. Кипрская Церковь
    • 5.5. Грузинский Католикосат в VII-XVвв.
  • Глава 6. Православная миссия Византии и образование автокефальных Церквей на юго-востоке Европы
    • 6.1. Константинопольский Патриархат в VII-XV вв. 
    • 6.2. Болгария — первое православное государство на Балканах
    • 6.3. Сербская Церковь до османского завоевания 
    • 6.4. Возникновение Православной Церкви в Валахии и Молдавии 
РАЗДЕЛ III. ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В XV — НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПРАВОСЛАВНЫЕ ОСТРОВА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
  • Глава 7. Православные Церкви Ближнего Востока в условиях османского завоевания
    • 7.1. Образование Османской империи и определение статуса православных христиан
    • 7.2. Константинопольский Патриархат 
    • 7.3. Александрийский Патриархат
    • 7.4. Антиохийский Патриархат 
    • 7.5. Иерусалимский Патриархат
    • 7.6. Кипрская Церковь 
    • 7.7. Православный Восток и Россия 
  • Глава 8. Православие на юго-востоке Европы под исламским полумесяцем
    • 8.1. Османское и греко-фанариотское владычество в Поместных Церквах Балканского полуострова 
    • 8.2. Пробуждение Эллады и ее Церкви
    • 8.3. Феномен национально-церковного освободительного движения в Болгарии и Сербии
    • 8.4. От нижнедунайских митрополий к единой Румынской Церкви 
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ НА ГРАНИЦАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 
  • Глава 9. Православие в среде западных славян
    • 9.1. Христианство в Чешских и Словацких землях 
    • 9.2. Между Православием и католичеством: Польская Церковь 
  • Глава 10. Имперский охват русского Православия: Закавказье и Северная Америка
    • 10.1. Грузинская Церковь в XVI — начале XX в. 
    • 10.2. «Апостол Аляски» Иннокентий (Вениаминов) и устройство Православной Церкви в Северной Америке 
РАЗДЕЛ V. ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР В XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
  • Глава 11. Поместные Церкви Ближнего Востока
    • 11.1. Константинопольский Патриархат 
    • 11.2. Александрийский Патриархат
    • 11.3. Антиохийский Патриархат 
    • 11.4. Иерусалимский Патриархат 
    • 11.5. Грузинский Патриархат (Католикосат)
    • 11.6. Кипрская Православная Церковь 
  • Глава 12. Православные Церкви Юго-Восточной Европы
    • 12.1. Сербский Патриархат 
    • 12.2. Румынский Патриархат 
    • 12.3. Болгарский Патриархат 
    • 12.4. Элладская Православная Церковь 
    • 12.5. Албанская Православная Церковь 
  • Глава 13. Автокефальные Православные Церкви Восточной Европы и Америки
    • 13.1. Польская Православная Церковь 
    • 13.2. Православная Церковь Чешских земель и Словакии
    • 13.3. Православная Церковь в Америке 
  • Глава 14. Святая Гора Афон и автономные Православные Церкви
    • 14.1. Афон 
    • 14.2. Синайская автономная Православная Церковь 
    • 14.3. Критская и Финляндская автономные Православные Церкви 
    • 14.4. Православный мир в XX — начале XXI в. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
БИБЛИОГРАФИЯ 
  • Источники 
  • Исследования 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
  • Приложение 1. Словарь терминов 
  • Приложение 2. Органы управления в зарубежных Поместных Православных Церквах
  • Приложение 3. Статистические данные по зарубежным Поместным Православным Церквам 
  • Приложение 4. Список использованных сокращений

Блохин Bладимир - История Поместных Православных Церквей - Предисловие

 
Каждый человек, перешагивающий порог православного храма, оказывается в особой атмосфере и испытывает сопричастность иной реальности. Слова молитв, звуки хора, исполняющего богослужебные песнопения, лики икон — все уводит человека от сиюминутных забот и погружает в другую систему жизненного измерения. А если вы войдете в старинную церковь или собор, где устремленные ввысь стены и колонны венчаются удивительным куполом и искусной росписью, душа будет готова оторваться от земли и лететь в небесные пространства, горний Божественный мир. В храме человек оказывается на перекрестке беспредельновечного Царствия Божия и человеческой истории, имеющей временные и пространственные границы.
 
Ушедшие от нас эпохи можно рассматривать при помощи разных научных методологий. Одни ученые описывали историю как возникновение, развитие и упадок цивилизаций (Н.Я.Данилевский, А. Тойнби) или культур (О. Шпенглер), другие воспринимали ее как процесс классовой борьбы и смену общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), третьи понимали ход истории как продвижение от традиционного к постиндустриальному обществу (Д. Белл, Э. Тоффлер). Во второй половине ХХв. появились трактовки истории как процесса, реально охватывающего все человечество, образующего общее социальное пространство.
 
Если за основу логики человеческой истории мы возьмем не материальные, а метафизические характеристики — прежде всего духовное развитие личности как процесс богоискания и спасения, — в этом случае нам необходимо обращаться не только к судьбе государств и цивилизаций с их социокультурными, политическими, правовыми, социально-экономическими особенностями, но выходить на изучение религиозной жизни людей. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера, 1929-2008), «задача Церкви на земле — вести свою паству к спасению, к Царству Божию, к духовному и нравственному совершенству в условиях любых государственно-политических форм». Исследование духовной сферы человеческого бытия тесным образом связано с церковной историей.
 
Православно-христианское вероучение рассматривает понятие «Церковь» в нескольких аспектах. С одной стороны, Церковь понимается как мистическое духовное Тело Христово (Еф 1.22-23). С другой, Церковь представляет общину верующих людей, соборно, единодушно скрепленных любовью Христовой и благодатью Святого Духа; Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем — она включает всех православных христиан, в какой бы точке Земли они ни проживали. Наконец, Церковь — земное воплощение небесной организации, особый институт, несущий Евангельский идеал и спасительную миссию людям. На протяжении двух тысяч лет люди собирали и систематизировали сведения, связанные с историей Церкви. Для христианина — будь то эпоха раннего Средневековья или современное общество высоких технологий, — накопленный церковный опыт всегда актуален, т. к. Церковь постоянно проповедует о совершенствовании души и духа человека, служении Богу и ближнему. На протяжении столетий Вселенская Православная Церковь, состоящая из региональных (Поместных) Церквей, выступает хранительницей Откровения Божия.
 
Современная география Поместных Православных Церквей несравнима с географией эпохи Иисуса Христа и апостолов. Двадцать веков назад общины, члены которых по примеру Спасителя выражали готовность без малейших раздумий быть распятыми за проповедь Его слов, появились вначале в Иерусалиме, затем в крупных городах Сирии, Малой Азии, Балканского и Апеннинского полуостровов, на узенькой полоске африканского континента — в Александрии и Карфагене. С тех пор православно-христианский мир, выйдя за пределы «круга земель» (так древние называли очаг античной цивилизации — Средиземное, или Внутреннее, море с его берегами, островами и полуостровами), к рубежу XX-XXI столетий приобрел всеконтинентальный характер: «от А до Я» — от Америки до Японии. Христос, предвидя судьбу Евангелия на Земле, перед Вознесением сказал Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28.19). Апостолы с неутомимым рвением и огромным духовным подъемом проповедовали Слово Божие всем известным и доступным им народам. Крайне актуально звучат слова пророка Давида, жившего за десять веков до Христа, используемые сегодня в качестве прокимна (стиха) на церковной службе, посвященной памяти апостолов: «По всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их» (в церк.-слав. переводе: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их») (Пс 18.5).
 
В предлагаемом учебном пособии рассказывается о возникновении и развитии существующих в настоящее время Поместных Православных Церквах, за исключением истории Русской Православной Церкви, изучение которой, как правило, составляет отдельную учебную дисциплину. Приведенный список источников и исследований охватывает библиографию, на которую опирался автор при написании пособия. Чтение указанной литературы, безусловно, носит выборочный характер, т. к. зависит от желания, возможностей, времени читателя и наличия того или иного издания в библиотеке.
 
Содержание пособия рассчитано на студентов высших учебных заведений высшего профессионального (в т. ч. религиозного) образования, обучающихся по направлениям подготовки «История». Материал пособия рекомендуется при изучении дисциплин «История Церкви», «История религий», «Религиоведение», «История мировой культуры», «История южных и западных славян», спецкурсов церковно-исторической, конфессиональной и культурологической проблематики, изучаемых студентами высших учебных заведений в рамках направлений подготовки «Религиоведение», «Теология», «Культурология». Автор надеется, что содержание пособия привлечет внимание преподавателей высшей школы, педагогов общеобразовательных и церковно-приходских (воскресных) школ и всех, кому интересна история зарубежного Православия.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон