Богословская конференция - 1992-1996 г.

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1992-1996 г.
Настоящий сборник содержит доклады ежегодных Богословских конференций Православного Свято-Тихоновского Богословского Института с 1992 по 1996 г.
 
Знаменательным событием, исполненным особого духовного смысла, стало участие в Чтениях крупнейшего русского богослова зарубежья протопресвитера Иоанна Мейендорфа.
 
Доклад о положении Православной Церкви в современном мире и две лекции о. Иоанна перед студентами Института стали его последним публичным выступлением, т. к. через два месяца, 22 июля 1992 г., о. Иоанн скончался в Канаде.
 
Слова о. Иоанна, сказанные с обычным для него трезвением и трогательной любовью, явились духовным завещанием и благословением и для Богословского Института, и для зарождающейся традиции Богословских конференций — одного из крупных научных мероприятий Православной Церкви в России. Доклад о. Иоанна на Чтениях публикуется в настоящем сборнике.
 
Богословская конференция объединила творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству.
 
Главной целью и главным результатом конференции является достижение богословского и научного единства в осмыслении истин веры.
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1992-1996 г.

 
Москва, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 1996 г., 420 с.
ISBN 5-7429-0038-4
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1992-1996 г. – Содержание

 
ПРЕДИСЛОВИЕ  
Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия  
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЧТЕНИЙ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ВСЕВОЛОДА ШПИЛЛЕРА, 1992-1993 гг.  
Протопресвитер Иоанн Мейендорф Православная Церковь в современном мире  
Протоиерей Глеб Каледа О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30-60-е годы 29
Протоиерей Валентин Асмус Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве
Протоиерей Валентин Асмус О некоторых церковных канонических идеях патриарха Никона  
Фортунатто М.М. Обожение и иконография
Вербицкий С.В. К иконографии Пресвятой Богородицы. Об одном малоизвестном типе изображения  
Жолондзь А.Г. Святыни и современная музейная практика  
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1994 г  
БОГОСЛОВИЕ И ИСТОРИЯ  
Протоиерей Александр Салтыков Библейские основы иконопочитания  
Протоиерей Валентин Асмус Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви  
Иерей Артемий Владимиров Благодать священства и природа пастырского слова  
Иерей Максим Козлов Учение A.C. Хомякова о Церкви  
Иерей Петр Коломейцев Богословские аспекты душепопечительства инвалидов  
Диакон Андрей Кураев Рерихианство глазами православного
Аникеева Е.Н. Хр. Яннарас и современный эллинизм  
Деопик Д.В. Некоторые проблемы курса библейской археологии Ветхого Завета и истории Святой Земли  
Киреева М.В. Восточная святоотеческая литература в средневековой Западной Европе
Муравьев А.В. Епископ против кесаря (к вопросу о формировании одного византийского идеологического мотива)  
Сидоров А.И. “Мысли” (гл. 1-3) Евагрия Понтийского: тип богословского мышления  
Филиппов Б.А. Кесарево — кесарю  
ФИЛОЛОГИЯ  
Журавлев В.К. Церковнославянский язык в системе православного воспитания и образования. Проблема подготовки наставников  
Камчатнов А.М. Об усовершенствовании церковнославянского перевода Св. Писания  
Миронова T.JI. Древнерусские Евангелия XI в. и их роль в формировании русского извода церковнославянского языка  
ЦЕРКОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВА  
Клокова. Г.С. Зачем мы готовим реставраторов?  
Малков Ю.Г. Тема иконопочитания в древнерусской литературе XI—XIII веков
Подобедова О.И. Некоторые соображения о сущности русской иконы  
Филатов В.В. Фрески Успенского собора в Звенигороде и исихазм  
Щенникова JI.A. Благовещение “Устюжское”: Его происхождение и иконография
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ  
Денисов Н.Г. Традиции пения по “налевке” у старообрядцев (вопросы репертуара)  
Крашенинникова O.A. Древнейший славянский список Студийского устава (син. 330): к проблеме датировки византийского протографа  
Кротова Ю.Н. Музыкальное наследие Оптиной пустыни  
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1995 г  
БОГОСЛОВИЕ И ИСТОРИЯ  
Иерей Олег Давыденков Христология Севира Антиохийского  
Протоиерей Валентин Асмус О монофизитстве  
Вдовиченко A.B. Иудейская диаспора как необходимое условие христианской проповеди: Возникновение римской общины христиан  
Лега В.П. Проблема чуда и современное научное мировоззрение
Иерей Артемий Владимиров О молитве Иисусовой  
Камчатнов А.М. О продолжении работ по научно-критическому изданию Библии  
Ефимов А.Б., Нестеров С.В. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) и переводы Священного Писания на русский язык  
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ЕЖЕГОДНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1996 г
БОГОСЛОВИЕ И ИСТОРИЯ  
Протоиерей Николай Озолин К семидесятилетию Русского Православного Богословского института преподобного Сергия Радонежского в Париже
Рещикова В. А. Воспоминания о Владимире Николаевиче Лосском  
Протоиерей Валентин Асмус Богословие В.Н. Лосского  
Протоиерей Николай Соколов “Да будут все едино” (сообщение об окружном послании папы Иоанна Павла II)  
Сомин Н. В. Отношение к частной собственности в трудах Иоанна Златоуста и в католическом социальном учении  
Протоиерей Михаил Олекса Принципы православного миссионерства из опыта Церкви на Аляске  
Василик В.В. Севир Антиохийский  
Дворкин А.Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма  
Аникеева Е.Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания в их опоставлении с христианским богословием  
Вдовиченко А.В. AIKAIOIYNH Филона Александрийского и Апостола Павла  
Камчатнов А.М. Кем был Иаков у Лавана? (Лингвистический комментарий на Быт. 29:15-31:41)  
Лега В. П. Проблема личности: святоотеческий и философский подходы  
Филиппов Б. А. Православная Церковь и демократия  
Протоиерей Валентин Асмус Церковные полномочия императоров в поздней Византии  
Черепица В. Н. Духовенство и армия (из биографии архиепископа Екатеринославльского Онисифора) (1769-1828)
Воронина Т. А. Пост как показатель благочестия русских крестьян XIX века  
ЦЕРКОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВА
Колпакова Г.С. Фрески церкви Святителя Николая на Липне в Новгороде и некоторые общие проблемы искусства XIII века  
Жолондзь А.Г. Музей и ризница  
Зеленецкий И.Л. Роль церковного образования для работы в области -церковного искусства  
Квливидзе Н.В. Тема Святой Троицы в русской культуре второй половины XVT века и росписи Троицкой церкви в Вяземах  
Саенкова Е.М. “Сказание” как источник по истории иконы “Богоматерь Свенская”  
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX В  
Ореханов Ю.Л. Реформа Высшего Церковного Управления в работах предсоборного присутствия 1906 года  
Фирсов С.Л. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и проблема реформы Высшего Церковного Управления в годы Первой российской революции  
Бовкало А. А. Постановление 1919 года об увеличении числа епископов
Протоиерей Мохов В.В., Зимина Н.П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917 — 1987 гг.)  
Головкова Л. А. Следственное дело отца Владимира Нарского  
Журавский A.B. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь Митрополита Казанского Кирилла
Подобедова О.И. Воспоминания о Патриархе Тихоне   
Кривова Н. А. Сопротивление против изъятия церковных ценностей в 1922 году
Шкаровский М.В. История иосифлянского движения 1927-1940-х гг. в свете новых архивных документов  
Осипова И.И. История “Истинно-Православной Церкви” по материалам следственного дела  
Протоиерей Владислав Цыпин Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)  
Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине и проблема их преодоления: канонический аспект  
Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (1921-1939)  
Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и проблема реституций  
Тищенко В. А. Сообщение о работе кафедры Информатики (ПСТБИ)  
ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ О положении канонической Украинской Православной Церкви на Западной Украине
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1992-1996 г. - Протопресвитер Иоанн Мейендорф Православная Церковь в современном мир

 
Тема у меня общая, и поэтому я не буду претендовать на описательные подробности. Я думаю, что мне эта тема была предложена потому, что у меня, волею Божией и ввиду судеб современной истории была возможность познакомиться с жизнью Православия в различных странах. Это, во-первых, связано с тем, что я принадлежу, вернее, мои родители принадлежали к первой русской эмиграции, и жила моя семья главным образом в Париже. И до второй мировой войны, и после у нас было много возможностей познакомиться с жизнью Православия в мире. Кроме того, судьбы первой русской эмиграции, самой русской эмиграции, всегда были как-то связаны с вопросом, который вставал перед людьми, особенно людьми церковными. Это был вопрос о смысле этой эмиграции, первой послереволюционной. Многие, может быть, даже большинство инстинктивно думали еще в первое время, особенно в первые десятилетия после революции, что положение это временное. Как у нас говорили, “сидели на чемоданах” и думали, что скоро вернутся в Россию. И знаете, эта эмиграция представляла собой почти всю элиту старой дореволюционной России. Она включала в себя и интеллигенцию, и аристократию, и дворянство, и много простых людей. Присутствие интеллигенции даже особенно усилилось, когда в 1922 г. около 100 человек или больше такой элиты, немарксистской интеллигенции были высланы из России. Тем самым они усилили интеллектуальный состав эмиграции.
 
Но вставал вопрос: для чего эта эмиграция, так сказать, в мысли Божией? Для того ли только, чтобы сохранить русскую культуру и русскую традицию? Несомненно, для всех нас, т. е. даже для поколения более старшего, чем мое, был очевиден этот смысл. И я думаю, что, действительно, в очень многих отношениях первая русская эмиграция сохранила то, что невозможно было сохранить здесь, и это было ее важным назначением (мне только всегда жалко, что все эти перемены и падение коммунизма не произошло на десять лет раньше, тогда бы связи были налажены еще более легко, в то время как сейчас все-таки из “интеллектуальных творцов” этой эмиграции никого не осталось. Осталось только несколько таких, вроде меня, “детей”, из поколения более позднего).
Но появилось в этой русской эмиграции сознание и другого ее назначения, а именно свидетельства о Православии в западном мире, которое совершенно не противоречило, отнюдь не противоречило необходимости сохранить русскую культуру и духовное предание Русской Церкви. Возможности в этом отношении представились с самого начала.
 
На первом этапе это знакомство ограничилось богословием и церковной культурой. Представители Русской Церкви были приглашаемы на разные экуменические съезды. Вы вчера слышали, что и о. Всеволод интересовался этим, и сам участвовал уже в более позднее время в этом свидетельстве Православия на Западе. Главные “киты”, главные творцы русской культуры и русского богословия, многие из которых сосредоточились в Парижском Богословском институте, участвовали в этом свидетельстве.
Но и более конкретно — проходили поколения, и постольку, поскольку новые эмигрантские поколения, новые эмигранты уже говорили на местных языках, то стало необходимо, и в Западной Европе и, тем более, в Америке (об Америке я буду говорить особо), вводить богослужение на местных языках.
 
Следующий этап — появление довольно значительного контингента западных людей, которые приходили к Православию, и переходили, и переходят в Православие. Так что постепенно, наряду и отнюдь не в противоречии с необходимостью сохранения русской культуры, предстала другая ответственность — ответственность распространения и утверждения Православия. И тем из нас, особенно представителям уже более молодого поколения, которые получили образование на Западе, факт нашей миссии становился все более и более очевидным. В стране, которая была не православной, вставал вопрос: “Почему я православный? Потому ли только, что мои родители случайно родились православными, потому ли, что я как-то корнями связан с русской культурой?” Конечно, исторически это так. Но если Православная Церковь есть действительно Церковь Вселенская и кафолическая, как мы верим, и поскольку она несет ответственность за саму Христову Истину, а не только за предание человеческое (хотя могут быть очень уважаемые предания), то мы не имеем права эту Истину оставлять под спудом и не свидетельствовать о ней как об Истине Вселенской, а не только ограниченной.
 
В этом контексте перед многими из нас встал конкретным образом вопрос: — “Кому мы служим? Как мы понимаем нашу Церковь? Является ли она Вселенской Истиной или же только местным преданием?”
И поскольку многие из нас признали, что Церковь именно только и может быть Вселенской Истиной, появился интерес к Православию Вселенскому. И я думаю, что возрождение Русской Церкви в настоящее время должно проходить в сознании того, что мы являемся именно членами, свидетелями и служителями этого Вселенского Православия. Это, я повторяю, не есть отход от русского, а наоборот, только утверждение того, что есть и в божественной природе Церкви. Я ограничу мой доклад, он будет, так сказать, осведомительным о положении Православия в мире, хотя, конечно, будут вставать и конкретные вопросы принципиального характера, которые непосредственно касаются и церковной жизни в России.
 
Как вы знаете, Православная Церковь в современном мире является как бы союзом или содружеством местных автокефальных Церквей. Эти Церкви очень неоднозначны и по своему составу, и по своей истории. Существуют, например, древние Патриархаты на Ближнем Востоке: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Они представляют собой остатки древних центров христианства в эпоху Византийской империи, их историческое возвышение связано именно с историей средневековой Византии. В Православной Церкви не существовало представления, как на Западе, о том, что власть или авторитет Церквей вообще, или авторитет данной поместной Церкви связан исключительно с ее апостольским основанием (например, основан на примате апостола Петра, в том понимании, что епископ Рима является преемником апостола Петра). Восточные Патриархаты никогда таких претензий не имели, а если имели, то на них не настаивали (теперь они начали больше настаивать, чем раньше, поскольку их церковная реальность очень унижена и сокращена). Но, во всяком случае, они сохраняют для Православия некий авторитет старины.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя warden