Богословская конференция - 1997 г.

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1997 г.
Прошло совсем немного времени, но конференция превратилась в серьезный богословский форум, где докладываются итоги творческой работы многих и многих зрелых и молодых богословов, историков, церковных искусствоведов.
 
Столь знаменательный успех в развитии важнейшего для научной жизни начинания свидетельствует прежде всего о милостивой помощи Божией нашему делу, во-вторых, о том, что есть творческие силы в нашей Церкви, не угасает энергия нашего церковного возрождения, семена Слова Божия, Божественной любви падают на добрую почву и приносят обильные плоды. Хочется сказать с псалмопевцем “Жив Бог, и жива душа моя”.
 
Сегодня мы радуемся о Господе, радуемся о милости Божией к нам, и эта радость укрепляет наши души, освежает духовные силы.
 
В наши дни настоящая творческая, научно-богословская работа особенно важна для нашей Церкви.
 
Без нее мы не можем возродить и развить богословское образование, трудно будет утвердить авторитет православного знания, находить общий язык со светской культурой и наукой. Кроме того, именно здесь может быть успешно востребован интеллектуальный потенциал нашей православной интеллигенции, здесь открывается широкий церковный простор для приложения ее творческих сил и инициативы.
 
Все мы единодушны в одном стремлении послужить нашей родной Русской Православной Церкви, Христовой вере, нашему народу.
 
Да укрепит Господь Своей благодатью ваши силы, да сделает благополучными ваши труды, да пребудет благодать и милость в Троице славимого Бога, Отца и Сына и Святого Духа со всеми вами!
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1997 г.

 
Москва, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 1997 г., 242 с.
ISBN 5-7429-0060-0
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1997 г. – Содержание

 
Приветственное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия  
Приветственное слово Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Солнечногорского  
Приветственное слово Преосвященного Иеремии, Епископа Вроцлавского  
Приветственное слово Преосвященного Тихона, Епископа Бронницкого 6
БОГОСЛОВИЕ  
Священник Олег Давыденков Communicatio idiomatum как важнейшая часть православного учения о Лице Искупителя  
Дворкин А. Л. Историческое развитие христологической доктрины Армянской церкви  
Василик В. В. О древнейших Богородичных песнопениях  
Протоиерей Георгий Митрофанов Религиозно-философские воззрения К. Н. Леонтьева и их значение для русской религиозной культуры  
Титаренко Е. К. Литургическое понимание культуры в религиозно-философских воззрениях Η. Ф. Федорова  
Священник Валентин Уляхин Русская Православная Церковь и экуменическое движение Х1Х-ХХвв  
Диакон Василий Секачев Греко-католичество в экуменической перспективе  
Петрушко В. И. Украинская греко-католическая церковь: Современное состояние
Сомин Н. В. Профессор В. И. Экземплярский и его книга “Учение древней Церкви о собственности и милостыне”  
Аникеева E. Н. Границы языческого теизма (на примере традиционных индийских религий)  
Малков П. Ю. Две пещеры. Из истории античного философского символа: Платон и свт. Григория Нисский
Священник Артемий Владимиров О духовных соблазнах новообращенных христиан 60
Священник Артемий Владимиров О тайне пастырского служения (по 10-й главе Евангелия от Иоанна): Опыт богословского истолкования  
Катасонов В. Н. Задача христианизации образования и науки  
ФИЛОЛОГИЯ  
Камчатнов А. М. Страница из истории борьбы за церковнославянский язык  
Непомнящий В. С. Христианство Пушкина: легенды и действительность  
Кравецкий А. Г. Истории церковнославянского языка позднего периода: Проспект  
Десницкий А. С. Библейский параллелизм и эллинистическая риторика  
Щербакова М. И. С. В. Максимов как публикатор старопечатных книг  
Осьминина Е. А. “Лето Господне”: замысел и воплощение  
ИСТОРИЯ  
Бовкало А. А., Галкин А. К. Псковская духовная миссия и возрождение монастырей на Северо-Западе России  
Филиппов Б. А. Церковь в правовом государстве  
Ореханов Ю. Л. Ф. Д. Самарин и его архив  
Воронина Т. А. Пост и религиозно-нравственные аспекты его соблюдения (к проблеме этнографического изучения русской духовной культуры)  
Грюнберг П. Н. Император Александр I Благословенный — ревнитель Православия или “экуменист” своего времени?  
Священник Сергий Мельникас Правовое положение православного военного духовенства в России в XVIII-начале XX вв  
Маркина Т. В. Преосвященный Августин (Виноградский) и Отечественная война 1812 г
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX ВЕКЕ  
Протоиерей Владислав Цыпин Православная Церковь в Польше между первой и второй мировой войной  
Протоиерей Владимир Воробьев Особенности документов следственных дел 20-40-х годов
Емельянов H. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке  
Емельянов H. Е. Об одной ненаписанной странице русской истории XX века  
Священник Федор Кривонос Священномученник Валериан Новицкий  
Васильева О. Ю. Жребий митрополита Сергия (от “Декларации” до “Памятной записки”)
Шкаровский М. В. Германская церковная политика и “религиозное возрождение” на оккупированной территории Белоруссии, Прибалтики и Северо-Запада России  
Мешкова И. Г. О следственном деле епископа Серафима (Звездинского)  
Журавский А. В. Жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнов) с 1918 по 1922 г  
Корнев В. В. Преследования Русской Православной Церкви в 50-60-х годах XX века  
ПРИЛОЖЕНИЕ  
Воспоминания моей матери М. Е. Мирчинк (урожденной Залесской)  
ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА
Коляда Е. И. Жанровая система восточнохристианской и древнерусской гимнографии: генезис, основные этапы и закономерности формирования  
Диксон Г. Из английских впечатлений о Русской Церкви и ее музыке  
Коновалов И. В. Вопросы обучения церковному колокольному звону

 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 1997 г. – Священник Олег Давыденков Communicatio idiomatum как важнейшая часть православного учения о Лице Искупителя  

 
Свв. отцы Древней Церкви разделяли христианское вероучение на две части: богословие (θεολογία) в собственном смысле слова, под которым понималось учение о Пресвятой Троице, и область икономии (Божественного Домостроительства), к которой относились все остальные разделы вероучения, рассматривающие отношения Бога с миром и человеком. Христология является тем разделом православного догматического богословия, который лежит на пересечении собственно теологии, учения о Боге в Самом Себе, с учением о Божественном Домостроительстве, поэтому путь к обретению чистоты догматического сознания лежит именно через христологию.
 
В 1926 г. Георгий Флоровский (впоследствии протоиерей) писал о. Сергию Булгакову по поводу софианских заблуждений самого о. Сергия и Владимира Соловьева: “Думаю, что и Вам Соловьев долго мешал отыскать главное. А для отыскания надо идти через христологию, а не через тринитологию, ибо только во Христе Иисусе “троическое явися поклонение”.
 
Если фундаментом традиционных систем православного догматического богословия является учение о Боге, троичном в Лицах, то основным инструментом разрешения текущих богословских проблем, методом православного богословствования служит именно христологический догмат.
Учение о communicatio idiomatum (об общении свойств) особенно ценно тем, что позволяет понять богословское видение того или иного автора. Внешне факт единства Богочеловеческого Лика описывается формальными богословскими формулами: “единая природа Бога Слова воплощенная” (μία φόσις του Θεου λόγου σεσαρκωμένη), “из двух природ” (έκ οόο φόσεων), “единое Лицо” ('εν πρόσωπον) и т. д. История богословской мысли свидетельствует, что эти формулы могут быть наполнены весьма различным содержанием. Учение об общении свойств позволяет взглянуть на Богочеловеческое единство как бы изнутри, выяснить самый modus сосуществования и взаимного общения соединившихся во Христе природ и тем самым определить, в какой степени богословские формулы соответствуют богословскому видению автора.
 
К сожалению, практически во всех отечественных учебниках по догматическому богословию этот раздел христологического учения излагается очень кратко и не вполне удовлетворительно. Так, в “Православно-догматическом богословии” архиепископа Макария, основном пособии по догматическому богословию в Русской Православной Церкви как до 1917 года, так и сегодня, говорится, что “общение свойств состоит в том, что в Лице Иисуса Христа каждое Его естество Свои свойства передает другому”.
На следующей же странице утверждается, что “никак нельзя приписывать Божеству Спасителя свойств человеческой Его природы и человечеству свойств природы Божеской... Ни Божество не обратилось в человечество, не получило свойств его, а сохраняет свои свойства; ни человечество не обратилось в Божество, не получило свойств Его, а сохраняет свои свойства”.
 
Примерно также излагается этот раздел у архиепископа Антония (Амфитеатрова), архиепископа Филарета (Гумилевского), епископа Сильвестра (Малеванного) и протоиерея Николая Малиновского.
Каким же образом возможен обмен свойствами? Ведь, либо природы реально обмениваются свойствами и, следовательно, изменяются, утрачивая самотождественность, либо в действительности никакого общения свойств нет, и то, что мы называем communicatio idiomatum, следует отнести исключительно к области аллегорической диалектики. Возможно ли согласовать эти два, на первый взгляд противоречивых высказывания?
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя warden