Богословская конференция - 2000 г.

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 2000 г.
В XX веке Русская Православная Церковь засвидетельствовала свою верность Христу кровью миллионов мучеников. На крови мучеников утверждается Церковь, и нынешние возрождение церковной жизни стало возможным лишь благодаря подвигу наших новомучеников и исповедников.
 
Мы должны знать подвиги стояния в вере наших отцов, которые свидетельствовали свою веру до крови и смерти. Работа, которая ведется сотрудниками Свято-Тихоновского Богословского Института и многими исследователями в разных областях России, необычайно важна для нашей Церкви, для прославления мучеников и исповедников Российских в лике святых.
 
Богословская Конференция объединила специалистов во многих областях богословских наук, ученых как церковных, так и светских учреждений.
 
Ежегодные встречи, совместная работа помогает выработать общие подходы к решению различных богословско-исторических проблем, обменяться открытиями, результатами исследований.
 
Очень радостно, что возрождается наша богословская, историческая, литургическая наука, изучаются церковные искусства, церковная музыка. Это значит, что жив наш церковный народ, утверждается наша святая Русская Православная Церковь, плодоносит церковная наука.
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 2000 г.

 
Москва, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт 2000 г., 548 с.
ISBN 5-7429-0145-3
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 2000 г. - Содержание

 
Приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
БОГОСЛОВИЕ
  • Священник Олег Давыденков. Православны ли «православные» эфиопы? (Христологическая концепция tewahedo)
  • Иеромонах Симеон (Гаврильчик). О домостроительстве нашего спасения: учения о человеческой природе Христа в творениях отцов Православной Церкви
  • Лега В. П. О доказательствах бытия Бога
  • Малков П. Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия
  • Уколов К. И. К вопросу о возможности построения типологии культур
  • Ястребов А. О. Образ Платона в «Евангельском приготовлении» Евсевия Кесарийского
  • Киреева М. В. Вспомогательные экзегетические приемы в комментариях Оригена и свт. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна
  • Дворкин А. Л. О некоторых подходах к методологии православного сектоведения
  • Аникеева Ε. Н. Основные черты индийских космогонии и их антикреационистский характер 
  • Третьяков А. В. Женское священство в Англиканской церкви
  • Сомин Н. В. О мнимых противоречиях в социально-этических воззрениях свт. Иоанна Златоуста
ЛИТУРГИКА
  • Протоиерей Валентин Асмус. Господи, спаси Царя (Пс 19:10): молитва о Царе в православном богослужении
  • Рубан Ю. И. Об одной литургийной интерполяции
  • Желтов М. С. Русский архиерейский формуляр Литургии и его соотношение с иерейским
  • Асмус М. В. «О всех и за вся» в анафоре; уточнение смысла
  • Василик В. В. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца
ИСТОРИЯ
  • Протоиерей Владислав Цыпин. Правовой статус Церкви и духовенства при Екатерине Второй
  • Федоров В. А. Церковь и государство в ХУШ-начале XX вв.: историографический и источниковедческий аспекты изучения проблемы
  • Андреев А. Ю. Московский университет и русская духовная культура
  • Грюнберг П. Н. Пушкин и познание истории
  • Бежанидзе Г. В. П. А. Валуев и его проект реформы Государственного Совета
  • Фирсов С. Л. Император Николай Π как православный государь (К вопросу о религиозных взглядах и религиозном восприятии самодержца)
  • Священник Валерий Лавринов. Единоверие на Урале (к 200-летию учреждения)
  • Постернак А. В. Положение общин сестер милосердия в России в начале XX в.
  • Виноградова А. А. Статистические данные по истории развития женских монастырей в 1880-1900 гг. как источник по истории Церкви и социальной истории России в конце XIX в.
  • Косик В. И. Организация Александра Казем Бека
  • Филиппов Б. А. Католическая церковь на переломе тысячелетий глазами кардинала Йозефа Ратцингера  
  • Воробьев С. Μ. Роль религии в официальной идеологии государств Древнего Переднег Востока 
  • Иванова Е. А. Христианизация Британских островов в I-VII вв.
  • Лотменцев А. М. Албанский элемент в Косово: история проблемы.
  • Кожемякин М. В. Война в Югославии: боевые действия вооруженных сил СРЮ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX в.
  • Протоиерей Владимир Воробьев. Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова
  • Священник Феодор Кривонос. Священномученики Минской епархии XX в.
  • Протоиерей Николай Доненко. Обстоятельства смерти митрополита Константина (Дьякова) и протоиерея Александра Глаголева
  • Гаврилин А. В. Положение Латвийской Православной Церкви в 20-30 гг. XX в.
  • Арефьева И. С. Михновская община
  • Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и германская политика на Балканах в 1941-1945 гг.
  • Роккуччи А. Некоторые размышления о христианах в концлагерях: опыт коммунизма и нацизма
  • Дёпманн X. Д. Духовные импульсы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 г.
  • Шульц Г. Основные проблемы изучения Поместного Собора 1917-1918 гг.
  • Плетнева А. А. Социологический аспект церковной дискуссии первой четверти XX в.
  • Кравецкий А. Г. Когда же началась обновленческая смута
  • Емельянов Η. Е. Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  • Священник Георгий Ореханов. Дневник митрополита Арсения (Стадницкого) — новый источник по русской церковной истории (1905-1916 гг.)
  • Кривошеева Н. А. Деятельность священномученика Илариона (Троицкого) на Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.
  • Петрушко В. И. Деятельность униатского митрополита Андрея Шептицкого по распространению католицизма восточного обряда в России в период между революцией 1905 г. и Первой мировой войной
  • Головкова Л. А. Картина репрессий в послереволюционной Москве: Ивановский монастырь
  • Косик О. В. Судьба иеромонаха Серафима (Якубовича)
  • Нечаева М. Ю. Дела о самозванцах XX в. как источник по истории Православной Церкви
  • Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ
  • Энеева Н. Т. Спор о софиологии в русском Зарубежье
  • Степанов Н. Ю. Православные основы системы образования в русском Зарубежье в 1920-1930־е гг.
  • Либеровский А. П. Православная Церковь в Америке: святые и соборы
  • Курков Н. В. Всеамериканский православный церковный Собор 1946 г.
  • Нестеров С. В. Архимандрит Макарий (Глухарёв) и создание в России Миссионерского общества
ФИЛОЛОГИЯ
  • Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве» (К интерпретации авторской идеи произведения)
  • Кожевников В. А. «Игореви князю Богь путь кажетъ» (К проблеме главной идеи «Слова о полку Игореве»)
  • Ужанков А. Н. Эсхатология русских летописей (Русское летописание и Страшный Суд)
  • Юрьева И. Ю. Итоги 200-летия А. С. Пушкина в контексте темы «Пушкин и христианство»
  • Багратион -Мухранели И Л. «Подражание Корану» А. С. Пушкина
  • Давыдов Г. А. Первая книжка «Московского наблюдателя» 1835 г.
  • Вдовиченко А. В. Древнееврейский нарративный синтаксис Мк 1:1-14 как ключ к пониманию текста
  • Людоговский Ф. Б. Графическая оболочка современного церковнославянского языка
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
  • Иеромонах Лазарь (Гнатив). Крюковое письмо и старо- или палеовизантийская нотация: К проблеме Писания и Предания
  • Заболотная Н. В. О соотношении певческих книг эпохи Студийского устава: Триоди, Постные Стихирари и богослужебные певческие сборники
  • Боровова Ж. А. Традиции литургического чтения в общинах поморского беспоповского согласия (на материале прибалтийского региона)
  • Червякова Е. Г• Архаическая система раздельноречного пения в традициях Поморского старообрядчества
  • Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику
  • Загребин А. В. Валаам: Островок русского церковного пения
 

Ежегодная богословская конференция - Православного Свято-Тихоновского богословского института - материалы 2000 г. - ПРАВОСЛАВНЫ ЛИ «ПРАВОСЛАВНЫЕ» ЭФИОПЫ?

 
Работа Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными церквами, итогом которой стало принятие на заседании 23-28.09.1990 г. в Шамбези «Второго общего заявления и предложений Церквам», и по сей день остается предметом острой полемики, не обошедшей стороной и Русскую Православную Церковь. В определениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. говорится, «что Второе общее заявление и предложения Церквам» не может рассматриваться как окончательный документ и необходимо продолжение работы...». Участники Собора также отметили: «Памятуя необходимость в деле достижения единства участия народа Божия, который, по словам Послания Восточных Патриархов, является «хранителем древнего благочестия», Собор считает благовременным иметь общецерковное обсуждение данного вопроса».
 
Архиерейский Собор 1997 г. подтвердил решения Собора 1994 г. и высказал надежду, что в процессе дальнейшей работы «христологические формулировки будут... уточняться...». Настоящая работа представляет собой попытку рассмотреть особенности христологического учения одной из Древних Восточных церквей — Эфиопской.
 
1. История христологических споров в Эфиопии
1.1. Богословские партии в истории христологических споров в Эфиопии
Начало христологических споров в Эфиопской церкви относится к первой половине XVII в. Причиной их стала активная деятельность в Эфиопии португальских миссионеров. Знакомство с христологическим учением Римо-католической церкви, которое, естественно, было дифизитским, стимулировало христологические дискуссии и среди собственно эфиопских богословов.
 
Согласно официальной позиции современной Эфиопской церкви, споры велись между тремя основными богословскими партиями:
1. Ye-Tsegga Lij («сын благодати») или Sost ledet («три рождения»);
2. Qibat («помазание») или Hulet ledet («два рождения»);
3. Tewahedo («единство»).
Из них первые две были еретическими, а третья — tewahedo — строго православной. После 300 лет непрекращавшейся ожесточенной борьбы именно это христологическое учение стало официальной доктриной Эфиопской церкви. Это мнение в настоящее время широко распространилось, в том числе и в отечественной богословской литературе.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя maestro