Богословская конференция ПСТГУ - 22 - 1 - 2012

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
XXII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Святитель Тихон был избран небесным покровителем университета, когда тот еще только создавался, когда у учебного заведения не было своих помещений, когда все преподавание было в руках нескольких человек, а студентов было еще совсем немного. 
 
За последние годы институт превратился в университет, немногочисленная группа преподавателей разрослась в профессорско-преподавательскую корпорацию, студентов теперь не несколько десятков, а несколько тысяч. И все это говорит о том, что дело Божие, начатое в самых скромных условиях, принесло свои плоды. То зерно, которое упало в землю двадцать лет назад, сегодня произросло, принесло плод, и будет приносить плоды еще долгие и долгие годы. 
 
Мы видим эти плоды в храмах, которые были воссозданы силами преподавателей и студентов Свято- Тихоновского университета, в этом числе и этого святого храма, который прежде стоял в руинах, а ныне красуется своим благолепием. Мы видим эти плоды и в том, как преподаются различные науки и дисциплины в ПСТГУ. О нем по праву можно сказать, что он стоит в авангарде нашей богословской науки, образовательного процесса и реформы духовного образования, которая продолжается уже многие годы, и результаты которой мы надеемся вскоре узреть. Плоды трудов преподавателей и студентов института проявляются также и в том, как благоговейно и благолепно совершаются богослужения в университетских храмах, как поют хоры. Я сегодня возрадовался этому богослужению — торжественному и спокойному, величественному и благолепному. Оно свидетельствует о том, что в университете продолжается и развивается духовная жизнь, что ПСТГУ является не просто учебным заведением, где студенты изучают те или иные науки, — это духовная школа, где людей научают духовной жизни, любви к Церкви, любви к богослужению. 
 
Я желаю вам, дорогой отец Владимир, всем преподавателям, всем студентам Свято-Тихоновского православного университета, чтобы помощь Божия сопутствовала в ваших трудах. Вы выполняете очень важное и нужное дело для всей нашей Святой Русской Православной Церкви и не только для нее, но и для других Поместных Православных Церквей, ибо студенты из них также учатся в Свято-Тихоновском университете, и присутствие их сегодня за богослужением об этом ярко свидетельствует. Желаю вам, дорогие братья и сестры, чтобы каждый из вас нашел свой правильный и прямой путь к Богу, чтобы Церковь всегда была вашим духовным домом, чтобы каждый из вас был миссионером, способным привести к Церкви других людей. Желаю, чтобы Свято-Тихоновский университет всегда, как и ныне, был домом Божиим, чтобы он всегда был кузницей кадров для Русской Православной Церкви, которая сегодня так важна и так необходима. 
Всех вас, дорогие владыки, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и пусть молитва Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и исповедника, сопутствует нам на всех путях нашей жизни. 
Иларион, митрополит Волоколамский 
 

XXII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — Том 1

М.: Издательство ПСТГУ, 2012. — 444 с. 
ISBN 978-5-7429-0764-0 
 

XXII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — Том 1 - Содержание

  • Поздравление Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского, Митрополита Пицундского и Сухумо-Абхазского Илии II.... 
  • Слово митрополита Волоколамского Илариона в Актовый день Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Часть1. ОСЕННЯЯ СЕССИЯ (16-22 ноября 2011 г.) 
  • Картвелология: проблемы и перспективы Шио (Муджири), митр. Сенакский и Чхороцкусский. Краткое жизнеописание прп. Алексия Шушания 
  • (1852-1923) 
  • Абашидзе 3. Д. Католикос Максим II (Абашидзе) и его деятельность 
  • Рапава М. А. Св. Иоанн Афонский — основоположник Афонского грузинского монастыря 
  • Малков 77. ТО. Основания учения святителя Григория Паламы о Преображении Господнем в наследии преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина 
  • Крашенинникова Я Я «Маленький, но свободолюбивый чиновник»: Ф. Ф. Исмайлов, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы 
  • Багратион-Мухранели Я. Л. Грузия в период наместничества графа М. С. Воронцова 
  • Александр Щелкачев, свящ. Обсуждение на Предсоборном Присутствии вопроса об автокефалии Грузинской Церкви 
  • Таварткиладзе Д. Т Распределение и наследование церковных владений в Грузии в XVI— XVII вв 
  • Мельникова Я. Е. Некоторые сведения о начале духовного служения Католикоса-Патриарха Кириона (Садзаглишвили) 
  • Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XX веке. 
  • Поиски моделей церковно-государственных отношений в России в первые послереволюционные годы Гайда Ф. А. Церковная политика Временного правительства весной 1917 г. 
  • Милякова Л. Б. Взаимодействие СНК и Наркомюста в разработке политики по отделению Церкви от государства (октябрь 1917 — начало 1918 г.) 
  • Волков С. В. Документы ГАРФ и РГВА по истории взаимоотношений белых правительств Севера и Востока России с Русской Православной Церковью 
  • Мраморное А, К Особенности изучения епархиальной истории Русской Церкви 1917—1922 гг 
  • Ковырзин К. В. Определение Поместного Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви» (2.12.1917): историко-правовой анализ 
  • Шевченко Т Я К вопросу о становлении финляндской модели церковно-государственных отношений: 1917 г.
  • Кривошеева Я А. Реакция Поместного Собора 1917-1918 гг. на происходящие в стране события 
  • Фирсов С. Л. Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви в мнениях и оценках (К вопросу о восприятии документа в советскую эпоху) 
  • ВишиванюкА. В. Обсуждение Поместным Собором РПЦ вопроса о формах высшего церковного управления на Украине в новых политических условиях в 1917—1918 гг. 
  • Петрушко В. Я Основные черты религиозной политики режима гетмана Скоропадского 
  • Шкаровекий М. В. Изъятие мощей и церковных ценностей в Петроградской епархии в 1918-1922 гг. 
  • Бирюкова Ю. А. Епархиальное духовенство о церковно-государственных отношениях после революции: протоиерей П: В. Верховский об основахсосуществования Церкви и советской власти 
  • Кострюков А. А. Взгляд Русской Зарубежной Церкви на государственное устройство России в довоенный период 
  • Воронцова И. В. Русская интеллигенция в эмиграции о «церковной власти» в моделях церковно-государственных отношений в постреволюционной России  
  • Андрей Сапсай, свящ. Религиозно-просветительская деятельность Братства святого Стефана Пермского Пермской епархии (2 пол. XIX — нач. XX в.)
  • Ефремова О. Я Вера и безверие в 1905 году: по материалам дневника епископа Арсения (Стадницкого) 
  • Семенов К. А. Окончательный отчет о работе Священного Собора 1917—1918 гг. 
  • Сухоруков А. Я К вопросу о ставропигии Киево-Печерской Успенской лавры в 1-й пол. XX в 
  • Тягунова Я Ф. Протоиерей Владимир Богданов — московский старец начала XX века. 
  • Жизнеописание и духовное наследие 
  • Зимина Я Я. К вопросу о полуобновленчестве как явлении в Русской Православной Церкви в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (1922—1923 гг.) 
  • Косик О. В. Зосимовские старцы о церковных разделениях конца 20-х гг. XX в 
  • Головкова Л. Я. Соловецкий след в Москве на фоне событий 1937 г. 
  • Дионисий Зубан, свящ. Деятельность уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Псковской области К. П. Филиппова (1964—1976 гг.) 
  • Мельникова Я Е. Вклад журнала «Русское Возрождение» в диалог Русской Православной Церкви за границей с Московской Патриархией 
Часть 2. Этические проблемы в религиозной философии 
  • Лега В. Я. Философская и религиозная этика: пути взаимодействия
  • Гаджикурбанов А. Г Этика благодати у Августина 
  • Илия Семёнов, свящ. Современный цинизм: по ту сторону разума и безумия  
  • Павлюненков Я Я Вопросы этики в философии священника Павла Флоренского  
  • Георгий Завершинский, свящ. Богословие диалога. Бубер и Левинас 
  • Ловин R Философские проблемы «общественного разума» в религиозной этике 
  • Мессер Я Здоровье, болезнь и биоэтика с позиций богословия 
  • Сонг Р Религиозные устремления в современной биомедицине: богословский диалог с Бруно Латуром  
Часть 3. Риторика и философия в христианской литературе II—IVвв. 
  • Томмази К.О. «Тюбингенская теософия»: языческие оракулы на службе у христианского откровения 
  • Месяц С. В. Есть ли ипостась у первоначала? Некоторые замечания к истории понятия «ипостась» в платоновской философии и христианском богословии III—V вв 
  • Морескини К. Григорий Назианзин и философия 
  • Зуева Е. В. Риторические штампы в апологиях св. Иустина Философа 
  • Луховицкий Л, В. Никифор Константинопольский и Макарий Магнезийский: методы работы византийского автора с античным источником  
Часть 4. Христианство в контексте религиозной истории народов мира 
  • Косиор К Иисусова молитва и практика Нианфо (Нэмбуцу) Вевюрко Я С. Септуагинта и христианство (философско-исторический контекст) 
  • Хоффманн X. Многообразие современного польского католицизма ?  
  • Ильницка К. Современные попытки интронизации Христа как короля Польши 
  • Крупник И. Л. Христианская матрица в авестологии и исследованиях зороастризма 
  • Носачев П. Г История христианства в видении Рене Генона: традиционализм как метод религиоведческого исследования 
Часть 5. Терминологический аппарат христианского богословия 
  • Чурсанов С. А. Понятие индивида в восточном святоотеческом богословии IV—VIII вв. и в православной антропологии XX—XXI вв 
  • Петров В. В. ΑΎφίστημι и ύπάρχω в «О трудностях у свв. Дионисия и Григория» прп. Максима Исповедника 
  • Георгий Завершинский, свящ. Метод диалога и его терминология
  • Никитина С. В. Учение об обожении в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)
  • Бирюков Д. С. К пониманию категорий «причастность» и «природа» у прп. Иоанна Дамаскина 
Часть 6. Учение о Церкви в византийском и русском богословии 
  • Крутова М. С. Учение о Церкви в Троицком списке «Златой цепи» XIV в 
  • Николов А. Неизвестный памфлет против папства и Брестской унии из библиотеки афонского Хиландарского монастыря 
  • Симон К Русские католики и их понимание Церкви  
  • Сухова Н Ю. Вселенская Церковь и русское православие в трудах святителя Филарета (Дроздова) и В. С. Соловьева 
  • КарпукД. А. Учение о Церкви в системе догматического богословия профессора СПбДА Александра Львовича Катанского 
  • Павел Хондзинский, прот. К вопросу о генезисе экклесиологии А. С. Хомякова 
  • Ковальска-Стус X,. О. О. Вацлав Гриневич — польский католический исследователь православия. Вопросы экклесиологии 
  • Романовский Д. Экклесиологии прот. Александра Шмемана 
Часть 7. Церковная иерархия и церковные служения в раннехристианский период (I— VI вв.) 
  • Доминик Бертран, свящ. Установление иерархии у мужей апостольских 
  • Лёр В. Централизация христианского мира в позднеантичную эпоху 
  • Максимович К А. Христианский император и его церковное служение (к характеристике Константина Великого как «епископа внешних») 
  • Захаров Г Е. Божественная монархия и церковный порядок в богословии свт. Григория Назианзина 
  • Рицци Μ. Διδάσκαλος в христианских общинах II и III вв 
  • Перес Ж. Н. Лаическая иерархия? Эфиопская Церковь в первые века своей истории 
  • Андрей Постернак, свящ. К вопросу о статусе диаконисе в Восточных Церквах в IV—VI вв 
Часть 8. Проблема метода в патриотической экзегетике 
  • Бланшар И. М. Определяющие принципы патриотической герменевтики в свете последних изменений в библейской экзегезе 
  • Дмитрий Барицкий, свящ. Опыт систематизации герменевтических процедур христианских экзегетов 
  • Саврей В. Я. Александрийский и антиохийский методы интерпретации Библии:противостояние или синтез? 
  • Михайлов П. Б. В поисках метода каппадокийской экзегетики
  • Фокин А. Р. Экзегеза блаженного Иеронима Стридонского: между Александрией и Антиохией 
Часть 9. Различные подходы к интерпретации богословия апостола Павла: история и современность 
  • Александр Прокопнук, прот. Отношение апостола Павла к своим противникам 
  • Александр Прокопнук, прот. Тема разделений в послании ап. Павла к филиппийцам 
  • Небольсин А. С. Некоторые аспекты рецепции богословия ап. Павла в Откровении Иоанна Богослова в оценке современных исследователей 
  • Николай Чернокрак, прот. Иудео-христианские и эллинистические элементы евхаристической экклесиологии в посланиях апостола Павла 

XXII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — Этика благодати у Августина 

 
Августину принадлежит главная заслуга в появлении доктрины о первородном грехе (peccatum originale). Он полагал, что вследствие трансляции греха прародителей человечества — Адама и Евы — на всех их потомков все люди представляют собой единую «массу греха», или «массу погибели», и присоединяют к наследственному греху еще и свои собственные пороки, отягощая ими своих детей. Спасти человека из этого состояния может только божественная воля. 
 
Как полагает Августин, в Своем решении о спасении греховного человечества Бог мог быть только справедливым — в этом случае Он должен был бы осудить на погибель всех людей без исключения. По мнению Августина, люди заслужили эту участь, поскольку унаследованный ими грех прародителей стал их личным грехом. Как известно, именно эта крайняя идея Августина оказалась в значительной мере неприемлемой для последующего понимания природы первородного греха в католической традиции, православное же учение о спасении в принципе не принимает подобную версию первородного греха. Но, следуя рассуждению Августина, Бог мог бы также быть только милосердным — и тогда Он сумел бы своей властью спасти всех грешников без исключения (как в концепции «всеобщего воскрешения» у Григория Нисского). В первом случае Бог необходимо следовал бы закону равной правосудности грешников, что лишило бы Его возможности проявить свою волю; во втором — наоборот, Он перечеркнул бы принцип равного воздаяния за проступки и однозначно утвердил бы собственную суверенную волю, поставив свое высшее своеволие над любой формой легитимности. 
 
Августин выбирает некую среднюю позицию. По его мнению, Бог избирательно проявляет свою милость к человеку — Он спасает людей, но не всех, а только избранных. Божественное предвечное избрание некоторых спасенных представляет собой не выражение объективного закона и не следствие рационального соображения, а дар благодати. В нем нет и не может быть ни заслуг самого человека, ни выражения какой-либо законосообразности. Августин находит нужный оборот для обозначения такого рода выбора — gratia gratis data (данная даром благодать). Только такой — незаслуженный и законосообразно немотивированный — дар может называться благодатным. 
 
Чем же определяется выбор тех, а не других? Почему Господь одних спас, а других оставил? Может ли человек упрекнуть Бога в «несправедливости» — ведь спасенные, с точки зрения отца Церкви, никакими своими усилиями этот дар не заслужили? Августин отводит эти упреки: мы не можем знать мотивов избирающей божественной воли, но в существовании их не имеем права сомневаться; если Бог спасает незаслуженно, то этим только проявляет свое милосердие и любовь (заслуженной милости и любви не бывает). Далее, если из толпы осужденных законом Бог по своей воле помилует нескольких, даже выбранных наугад, его произвольное решение нельзя будет считать несправедливым — ведь своим грехом (первородным!) человек нанес Богу оскорбление, и нет никакой несправедливости в том, будет ли этот долг взыскан Богом или прощен Им (De diversis quaestionibus ad Simplicianum I. 2. 16). Августин в своем учении о предопределении (благодати) выводит Бога за пределы всякой легитимности, определяемой человеческими мерами, ведь божественная воля не подчиняется никакому закону, а сама устанавливает законы (в этом случае суверенная божественная воля служит прообразом для свободного человеческого выбора). 
 
Для святых отцов всякая природа благодатна — еще Тертуллиан говорил о душе как по «естеству» своему христианке, и в этом смысле христианская моралистика не менее натуралистична, чем античная. В чем же по существу нравственный, а не только спасительный смысл благодати? Благодать для Августина есть исполнение закона, но она конституирует особый род морально-законосообразной жизни, когда мы не только внешним образом (на уровне разумного осознания) признаем закон, но и добиваемся его внутреннего воспризнания, интериоризации его в нашей душе. Греховная, разорванная воля сама по себе не может породить желание принять закон, сделать его предметом не только познания, но и любви. С точки зрения Августина, добро должно нравиться человеку и быть объектом его желания — только в этом случае человеческая душа достигнет цельности нравственной жизни, единства интеллекта и воли, знания и желания, теоретической и практической установки, рациональной и эмоциональной составляющей человека. Благодать не только приуготовляет добрую волю к принятию морального закона, но и «заставляет нежелающего» принять с любовью заповеди добра (Enchiridion 32). Господь своей волей делает то, на что человеческая воля неспособна — Он «может обращать порочные воли людей в благие, обращать какие Он захочет, когда захочет, где захочет» (ibid.). 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Aleksey