Богословская конференция ПСТГУ - 24 - 2014

Богословская конференция ПСТГУ - 24 - 2014
В январе 2014 г. в рамках XXIV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ проводилась конференция «Христианские социальные науки в России: время становления», где было предложено дать это общее название «Христианские социальные науки» для комплекса граничащих друг с другом, с одной стороны богословских, с другой стороны специализированных социальных дисциплин, связанных с изучением разных сторон деятельности христианства и Православной Церкви. Хотелось бы тезисно обозначить некоторые проблемы и перспективы, обрисовавшиеся в дискуссии на конференции, так как оказалось, что тема очень актуальна и имеются очевидные вызовы в обществе как в отношении обсуждаемой области исследования, так и в отношении образования в данной сфере — как богословского, так и обществоведческого.
 
Понятие «социального богословие». Речь идет о некоторых богословских дисциплинах, или их разделов, в которых разрабатываются понятия православного церковного учения, связанные с общественной проблематикой, с актуальными проблемами именно современного общества. Основой для развития этого богословского направления в России должны были бы послужить принятие в 2000 г. на Архиерейском соборе «Социальной концепции Русской Православной Церкви», развитие практики социального служения Церкви, выразившееся как в институциональных изменениях в системе церковного управления, в виде создания отдельного синодального отдела, а также внимания к данной проблематике в других церковных структурах управления, относительно активном волонтерском движении, участии мирян в делах милосердия.
 

XXIV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы - 2014

М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. — 412 с.
ISBN 978-5-7429-0929-3
 

Богословская конференция ПСТГУ - 24: Материалы – Содержание

ОСЕННЯЯ СЕССИЯ
Картвелология: проблемы и перспективы
  • Митр. Горийский и Атенский Андрей (Гвазава). Некоторые сведения из истории Ваханского монастыря (Ваханис квабеби)
  • Николай (Пачуашвили), митр. Ахалкалакский и Кумурдойский. Личность Пророка Ионы по Учению Древних Отцов Церкви
  • Шио (Муджири), Митр. Сенакский и Чхороцкусский. Из истории церковных гонений в Грузии в 20—30-х гг. XX в. на примере притеснений Сенакских обителей — Теклатского женского монастыря и мужской обители на «Острове архангелов»
  • Анания (Джапаридзе), митр. Манглисский и Цалкский, проф. Заза Абашидзе. Юрисдикция и епархии Грузинской Православной Церкви
  • Бурега В. В. Студенты из Грузии в стенах Киевской Духовной академии: перспективы изучения богословского наследия
  • Тихонов И. С. Служба Багратионов в России: настоятель Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря Порфирий (1743—1789 гг.)
  • Малков П. Ю. Примеры мистических толкований на книгу Иова в «Моралиях» свт. Григория Великого
  • Багратион-Мухранели И. Л. Кавказ как утопия русской классической литературы
  • Башалеишвили Л. О. Аскетическое делание как непременная категория подвига для героя агиографического произведения :
  • Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузии накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви, в частности служение в Грузии сщмч. Гермогена Долганова в период с 1893 до 1900 г.
Трудные места Библии
  • Вевюрко И. С. Современные проблемы интерпретации Септуагинты
  • Небольсин А. С. Библейская герменевтика в Африке южнее Сахары: поиск новых парадигм толкования Священного Писания в специфических условиях
  • Петров А. Е. Методология истолкования ион 1.1—3 в экзегезе древней церкви и современной библеистике
Философия культуры
  • Доброхотов А. Л. Культ и культура в творчестве Вячеслава Иванова
  • Пименов С. С. Пауль Тиллих в российском контексте
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ
Актуальные вопросы истории Русской Православной Церкви в XX веке
  • Бирюкова Ю. А. Политика советского государства по организации и поддержке церковных расколов на Дону в 1920-е гг.
  • Ефремова О. Н. О назначении Владимирского преосвященного Никона (Софийского) экзархом Грузии: по материалам Дневника епископа Арсения (Стадницкого)
  • Замечания по поводу статьи О. Н. Ефремовой «О назначении Владимирского Преосвященного Никона (Софийского) экзархом Грузии: по материалам Дневника епископа Арсения (Стадницкого)»
  • Ковырзин К. В. Создание института викарных епископов «с особыми в епархиях полномочиями» в 1916 г.
  • Кривошеева Н. А. Патриарх Тихон и Троице-Сергиева Лавра
  • Леонов С. В. Русская Православная Церковь сквозь призму решений большевистских органов в первые месяцы после Октябрьской революции
  • Лобанов В. В. Покаянные письма уклонившихся в обновленчество священнослужителей и мирян к Патриарху Тихону летом 1923 г. (по материалам РГИА)
  • Маслова И. И. Духовное и светское образование в России: состояние и взаимодействие (вторая половина XX — начало XXI в.)
  • Мельникова И. Е. К жизнеописанию Католикоса-Патриарха всея Грузии Кириона (Садзаглишвили)
  • Петрова Т. В. Следственные дела братии Данилова монастыря
  • Смолякова И. Г. Александро-Мариинский дом призрения накануне и после революции 1917 г. и его начальница Анна Хвостова
  • Илья Соловьев, свящ. К истории репрессий в отношении «обновленческого» духовенства г. Москвы в 1937—1938 гг.
  • Тягунова Η. Ф. Жизнеописание архимандрита московского Данилова монастыря Даниила (Серафима) (Климкова). Страдания за веру Христову и духовничество
Благотворительность и социальная политика государства в России XIX — начала XX в.
  • Кочуков С. А. «Земство должно отдать все себя на служение армии» (к вопросу о благотворительной деятельности российского земства в Русско-турецкую войну 1877—1878 гг.)
  • Оськин М. В. Продовольственная помощь русским военнопленным в период Первой мировой войны (1914-1917)
  • Ключарева А. В. Попечение о детях в годы Первой мировой войны со стороны духовенства (по материалам Тульской епархии)
  • Кравченко Е. В. Общества помощи больным детям: опыт благотворительной деятельности
  • Рядченко Е. А. «Требующие специальной помощи»: складывание системы специального образования в Самарском Поволжье в XIX — начале XX в
  • Грабко Μ. Е. Основные аспекты социального служения католической церкви в отношении рабочих в начале XX в
  • Комарова Т. В. Благотворители прихода Свято-Никольского храма в Кочаках Тульской епархии
  • Федосеева С. Е. Некоторые аспекты социального портрета храмоздателя в пореформенной России (по материалам Московского уезда Московской губернии)
  • Копылова Е. А. Благотворительная деятельность Общества любителей духовного просвещения
  • Козловцева Е. Н. Неосновная деятельность общин сестер милосердия на примере Москвы рубежа XIX—XX вв
История миссий
  • Николай (Пачуашвили), митр. Ахалкалакский и Кумордойский. Исповедание и миссионерская деятельность Авраама по древнееврейским источникам
  • Смулов А. М. Некоторые традиции и особенности миссионерского служения монастырей РПЦ
  • Ткалич А. И. Камчатское православное братство как особое культурное явление на Крайнем Северо-Востоке в начале XX в
  • Семянников С. Н. Различия духовно-нравственного состояния подростков при разных условиях воспитания. Миссионерские выводы из пилотажного исследования
  • Григорьева Ж. П. Новые документы о деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в московский период, вошедшие в юбилейное собрание сочинений
  • Стриганова М. И. Петроградский Богословский институт как церковно-просветительский центр Петрограда в 1919—1923 гг.
  • Иванова Л. Н. Роль духовно-просветительских факторов в становлении русской государственности
  • Логунова Е. А. Деятельность епархиального братства св. Михаила, кн. Черниговского, по организации благотворительной помощи в связи с Великой войной 1914 г.
  • Калачева А. К вопросу о продаже части земель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
Религиоведение
  • Лисица Ю. Т. И. А. Ильин о религиозном опыте (по его исследованию «Аксиомы религиозного опыта»)
  • Бершицкая Т. В. Покаянная практика в раннем исламе
  • Вевюрко И. С. Понятия «милость» и «истина» как предметы духовного опыта в Септуагинте
  • Носачев П. Г. Мистоцентризм как подход в изучении религии
  • Константин Гипп, прот. Критерии духовного опыта в православной аскетике
  • Илья Кокин, диакон. Онтологический принцип классификации религий
  • Громова А. Е. Понимание идеи соборности в контексте пространственных концептов П. А. Флоренского
  • Павлюченков Η. Н. Проблема религиозного опыта в трудах свящ. П. Флоренского
  • Ермишина К. Б. Религиозный опыт по учению архим. Софрония (Сахарова)
  • Половинкин С. М. Личный духовный опыт как средство постижения догматов у прот. Сергия Булгакова
  • Амвросий Макар, архим. Опыт прот. Василия Зеньковского в христианском воспитании детей и молодежи
Сектоведение
  • Воат А. А. Центр «Благодарение» как активная площадка пропаганды оккультизма и религии «Нью-Эйдж»
  • Сергий Стаценко, прот. Феномен безответственности как форма психической патологии в сектантских сообществах
  • Соколова Н. А. Школы для беременных: вопросы духовной и физической безопасности
Диаконическое образование
  • Зальцман Т. В. Традиции и инновации диаконического образования
  • Соловьева И. В. Помощь священника педагогам при подготовке социального работника в вузе
  • Салаконе Алессандро. Воспитание культуры милосердия в современном обществе
  • Черный А. И. Диаконическое образование пастырских референтов в Католической Церкви в Германии 
  • Астэр И. В. Курс «Церковное социальное служение» в дистанционном образовании: опыт учебно-методического обеспечения
  • Родионович А. М. Медицинский компонент в подготовке социального работника за рубежом
  • Лавров В. В. Преподавание курса «Правовые основы социального служения» для будущих священнослужителей
  • Шилина И. Б. Подготовка специалистов по социальной работе к работе в инклюзивной среде
  • Гниденко К. А. Обучение подростков-сирот навыкам общения: опыт ПСТГУ
  • Воат А. А. Особенности подготовки добровольцев для работы с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате
  • Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания: методология, теория, преподавание
  • Маршева Л. И. Из истории славянских сочинительных союзов: опыт научно-популярной заметки
  • Мокшенинова О. М. Церковнославянский язык в современной языковой картине мира
  • Алексеев А. В. Реализация символических значений в церковнославянском языке
  • Феодор Людоговский, свящ. Анафора и эпифора в акафистных хайретизмах
  • Ярмушевская А. В. Прецедентные ситуации в житии Феодосия Печерского
  • Саломатова О. В. Схоластическая проповедь Юго-Западной Руси в XVI—XVII вв. (на примере произведений Иоанникия Голятовского)
  • Алёхина М. И. Современная речь: речевые ошибки или новые значения слов?
  • Коренева Ю. В. Система лингвоконцептов в житиях Оптинских старцев
  • Кильдяшов М. А. Интертекстосфера в парадигме «сферического» мышления
  • Родина М. А. Бытование слова обапол: устаревшее и областное
  • Щербакова М. И. Нек(а) в рамках оптатива и императива в сербохорватском языке
Романская филология
  • Кабанова А. С. Предикативные функции причастия в румынском языке
  • Ненарокова Μ. Р. Об особенностях прозаических секвенций XIII в
  • Усачева Л.В. Румынский роман нулевых: темы и развитие жанра
Германская филология
  • Бакулина А. С. Некоторые предложения Иоганна Кристофа Тоттшеда по кодификации синтаксиса немецкого литературного языка XVIII в
  • Кошкина Е. Г. Семантическая трансформация: причины и типология
  • Юж С. И. Роль искусства в романе Э. М. Форстера «Ховардз-Энд»
  • Германская А. Б. Повествовательные стратегии в новелле «Улыбка» Д. Г. Лоренса
  • Аксенов А. В. Христианство в романе Т. Уайлдера «Мост короля Людовика Святого»
  • Шипилова Н. В. Мифологическое измерение городского пейзажа в британской и ирландской литературе 1940-х гг.
Церковное пение
  • Корнышева И. Р. Эстетическое выражение «музыкальной теургии» в современном православном искусстве
  • Коврова И. В. К вопросу изучения партесной литургии (на материале рукописи ГИМ Син. Певч. № 342)
  • Христианские социальные науки в России: время становления
  • Рязанцев И. П. Социальное богословие и социальные науки
  • Чурсанов С. А. Ключевые составляющие методологии христианских социальных наук
  • Шамшурин В. И. Религиозно-философское основание политики и социальных отношений
  • Шаронова С.А. Концепция духовного капитала
  • Трофимов С. В. Социология христианства: католическая традиция
  • Лункин Р. Н. Православная община и окружающее общество: путь к христианскому милосердию
  • Елишев С. О. Ценностные ориентации современной российской молодежи и молодежная политика в РФ
  • Рыбакова В. В., Лебедев С. Д. Отношение к религии и моральные регулятивы современных белгородских студентов
  • Михненко П. А. Проблематика исследования церковного управления в контексте социальной концепции Русской Православной Церкви
  • Смулов А. М. Внешние системные кризисы и управление экономическими аспектами деятельности Русской Православной Церкви
  • Ерохов С. В. Перспективы закрепления института Православной Церкви в Конституции Российской Федерации
  • Харкевич М. В. Современное глобальное управление: вызовы для христианства
  • Сапронова М. А. Ближневосточные христиане в контексте событий «арабской весны» и меняющейся региональной ситуации
Педагогика
  • Абрамов С. И. Игорь Петрович Иванов: «Я думаю о будущем» (К 90-летию со дня рождения)
  • Варсонофий (Чугунов), игумен. Создание православной молодежной общины «Преображение»: первый опыт
  • Десятов К А. Проектная технология и особенности ее использования при реализации межпредметных связей в обучении младших школьников
  • Макарова Е. В. Коммуникативные и стилевые особенности речи православного педагога
  • Мумрикова Л. И. Концепция и практическая реализация курса «Добрый мир» (православная культура для дошкольников) в Московской области на примере Мытищинского района в 2012-2013 гг.
  • Назарова Т. Л. Методика преподавания Закона Божия в трудах законоучителя Е. Ф. Сосунцова
  • Низовская И. Г. Становление личности воспитанников в воскресной школе
  • Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития и воспитания человека XXI в
  • Разоренова Е. Л. Развитие идеи свободы в истории педагогического знания
  • Розина О. В. Специфика общепедагогических, общепредметных и общекультурных компетенций педагога «православной культуры»
  • Становская Т. А. Православная культура в системе начального образования России второй половины XIX в
  • Урбанович Л. Н. образовательно-воспитательный потенциал религиозно-культурологических дисциплин в школе
Математика и компьютерные науки
  • Богачев В. И. Научно-педагогическая деятельность Григория Михайловича Фихтенгольца: к 125-летию со дня рождения
  • Соловьев А. В. Возможные решения проблем доступности информации электронных документов при долговременном хранении
  • Тищенко В. А. Средства исторической геоинформатики в преподавании пространственно распределенного фактографического материала
  • Дистанционное образование в области теологии: практика, проблемы и перспективы
  • Дмитрий Лин, прот., Кузнецов А. А. Проблемы адаптации к особенностям учебного процесса в системе дистанционного обучения
  • Зальцман Т. В., Астер И. В. Опыт применения дистанционных технологий в системе социального образования
  • Буянов С. В. Опыт использования системы MOODLE для организации дистанционного катехизаторского курса
  • Хэлворсен Дж. Сергий. «Перевернутый класс»: преподавание православных христианских дисциплин не ограничивается подачей материала
  • Дмитрий Лин, прот., Кузнецов А. А. Проблемы адаптации к особенностям учебного процесса

XXIV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы - 2014 - Половинкин С. М. Личный духовный опыт как средство постижения догматов у прот. Сергия Булгакова

 
Сейчас модно говорить о «духовных практиках», «практиках себя» и т. п. Как же соотносятся «духовная практика» и «духовный опыт»? Мне представляется, что многочисленные «духовные практики», наличествующие во многих религиях в виде регламентированных упражнений, оставляют человека в пределах этого мира, они имманентны. Так называемые «духовные практики» есть некоторые алгоритмы действий, способствующих достижению определенных «душевных» состояний, т. е. состояний, имманентных этому миру. «Духовный опыт» имманентно-трансцевдентен, синэргетичен, религиозен; он есть связь человека и Бога, достигаемая Откровением Божиим и усилием человека. Этот опыт неалгоритмизируем. Здесь нет необходимой связи усилий человека и Откровения. Именно такой «духовный опыт» имел в виду о. Сергий.
 
Во всех своих делах о. Сергий доходил до крайностей, в том числе и в религиозной деятельности. О. Сергием владели «религиозно-революционные» настроения: «Отрицая всеми силами души революционность как мировоззрение и программу, я остаюсь и, вероятно, навсегда останусь “революционером” в смысле мироощущения (да разве такими «революционерами» не были первохристиане, ожидавшие скорого мирового пожара)». Лев Зандер отметил максимализм Булгакова — «чисто русское стремление доходить во всём до конца».
В предисловии «От автора» к книге «Свет невечерний» (1917) о. Сергий высказал устремления своей религиозной философии: «В этом “собранье пестрых глав” мне хотелось выявить в философствовании или воплотить в умозрении религиозные созерцания, связанные с жизнью в Православии». О. Сергий хотел соединить «трансцендентизм» с «имманентизмом»: «Соединить же правду того и другого, найти не “синтез”, но жизненное единство, в живом опыте познать Бога в мире, а мир в Боге — это предельная задача религиозного сознания, поставленная его историей». Он был убежден, что «в основе религии лежит пережитая в личном опыте встреча с Божеством». «Вся история человечества, что касается религиозного его самосознания, превращается в какую-то совершенно неразрешимую загадку или просто нелепость, если не признать, что она опирается на живой религиозный опыт». Религия есть «непосредственное опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна при религиозной одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего Божество и Его воздействие». Соответственно, в основе религиозной жизни человека лежит определенный религиозный опыт, а «свое богословие о. Сергий неизменно проверял в предстоянии алтарю, о чем и свидетельствовал как о главном и основном требовании, предъявляемом им к своему творчеству».
 
В основе различного понимания природы церкви у католиков и православных лежит «разный религиозный опыт, разное чувство церкви, которое для католика переживается преимущественно как крепкая организация, централизованная иерархия с папой во главе, для православия же есть внутреннее единство жизни во Христе, в любви и свободе». «Жизнь во Христе» и есть личный религиозный опыт.
Возвращение в Православие сопровождалось у Булгакова чувством «духовной свободы и ее долгом (если так можно сказать) как основным условием и самой стихией моей церковности». Булгаков говорил: «Православие дышит свободой». Свободу он ощущал как «высший дар Божий», тождественный служению Господу. Грехи против свободы Булгаков понимал как грехи против Бога и Церкви: «...грехи против свободы суть грехи против православия и церкви, и наоборот, духовное самопорабощение, во имя чего бы оно ни принималось, есть хула на Духа Св., которая не простится ни в сем веке, ни в будущем».
 
Однако «духовная свобода» в понимании о. Сергия отлична от «до-бытийственной», «вне-логосной» свободы «гражданина царства свободы» Бердяева. По о. Сергию, духовная жизнь человека связана с фактом Пятидесятницы: «Через сошествие Святого Духа в членах Церкви возникает так называемая духовная жизнь». Духовная жизнь человека есть путь смирения, терпения, несения креста: «Усилия духовной жизни, которые имеют общей целью “стяжание Духа Святого” (согласно боговдохновенному слову преп. Серафима), имеют преимущественно отрицательный характер — борьбы с собой — аскетики. Не мощь, но немощь испытуется человеком на духовном пути» Смирение относится и к осознанию своей греховности, и к ведению своего «метафизического ничтожества как первоосновы». Цель смирения — отказ от своей жизни: «В смирении человеческий дух стремится стать tabula rasa для Духа Божия, не иметь своей собственной жизни, которая есть грех и ничтожество. Природно умереть, чтобы духовно ожить».
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat magistr