Богословская конференция ПСТГУ- 26 - 2016

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы — 2016
Первая часть работы о. Льва содержит краткую, весьма объективную и информативную историю «Поиска исторического Иисуса». Для того чтобы адекватно оценить исследование о. Льва, необходимо хотя бы вкратце остановиться на истории «Поиска...». Вслед за Альбертом Швейцером большинство ученых считают временем начала «Поиска исторического Иисуса» 1774 год, когда Лессингом были опубликованы сочинения Реймаруса. Для настоящего доклада следует отметить поворотные пункты «Поиска...».
 
Первым камнем преткновения для начального периода истории «Поиска...» стали повествования о сверхъестественных событиях, описанных в Евангелиях. В первой трети XIX в. существовали лишь три взгляда: традиционное принятие истинности чудесных событий (церковные авторы); полное их отвержение как сознательного обмана авторов евангельских текстов (представители эпохи Просвещения, в том числе Реймарус); их рационалистическая интерпретация (Гесс, Гердер, Паулюс и др.). После выхода «Жизни Иисуса» Штрауса (1835—1836) популярность приобрела идея «произвольного мифотворчества» раннехристианской общины, приписавшей историческому Иисусу факт совершения чудес, который должен был свидетельствовать о Его мессианском статусе. И хотя Штраус, так же как и просветители, отрицал историчность чудесных событий, он не считал их намеренной выдумкой и обманом евангелистов, а объяснял их появление эволюцией вероучения, проходившей для раннехристианской общины бессознательно. В целом идея Штрауса, с определенными оговорками, сохраняет свою актуальность и для современных участников «Поиска...», хотя сам по себе вопрос об интерпретации чудес так и не получил должного осмысления.
 

XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы - 2016

М.: Изд-во ПСТГУ, 2016 г. — 356 с.
ISBN 978-5-7429-1075-6
 

Ежегодная богословская конференция ПСТГУ - 26 - 2016: Материалы - Содержание

Богословское наследие русского зарубежья

Андреев А., свящ. «Иисус Назарянин по данным истории» о. Льва (Жилле) в контексте современной европейской библеистики  
Вдовиченко А. В. Спонтанная модель вербального процесса в концепции имени (слова) о. Сергия Булгакова. О богословских и филологических рисках платонизма
ПрокопчукА., прот. Богословие Евангелия Иоанна Богослова в изложении протоиерея Сергия Булгакова

Картвелология: проблемы и перспективы

Николай (Пачуашвили), митр. Материалы для канонизации прот. Петра Хмеладзе
Стефан (Калаиджишвили), митр. Человек — образ Божий
Шио (Муджири), митр. Наставления прп. Алексия Сенакского (Шушания) об Иисусовой молитве
Васадзе Л. Ш. Защита древних национальных грузинских семейных традиций в XXI в
Абашидзе З. Д., Джанелидзе Г. Вопрос об исторических территориях Грузии во внешней политике СССР в канун Потсдамской конференции
Малков П. «Не упуская собственный логос...» (преподобный Максим Исповедник о «логосах ипостасной особенности»)
Тихонов И. С. Князь Михаил Дмитриевич Цицианов — первый директор Комиссии для строения: материалы к биографии
Багратион-Мухранели И. Л. Христофор Джиоев — священник и проповедник
Суламберидзе Ю. С. Общество грузин в Москве
Артюшенко М. В. Вклады грузинских родов в Донской монастырь
Мельникова И. Е. Служение игуменьи Ювеналии (Марджановой), впоследствии подвижницы благочестия (схиигумении Фамари) в Грузии

Актуальные вопросы истории Русской Православной Церкви в XX в.

Гайда Ф. А. В преддверии первосвятительского подвига: будущий Патриарх и политические судьбы добольшевистской России
Воронцова И. В. Обсуждение в Предсоборном присутствии (1906) права духовенства заниматься общественной деятельностью
Ковырзин К. В. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917—1918 гг. и «проект декрета» об отделении Церкви от государства М. В. Галкина 
Смолякова И. Последний келейник Святейшего Патриарха Тихона Константин Пашкевич
Кострюков А. А. Распоряжения Патриарха Тихона относительно Русской Зарубежной Церкви.
Зимина Η. П. «Полуобновленчество» и иные деструктивные явления в Патриаршей Церкви в 1923-1925 гг.
Лобанов В. В. К истории «обновленческого» раскола в Московской епархии в 1926 г.: деятельность Комиссии по объединению обновленческих общин г. Москвы 
Шевченко Т. И. Дело «нелегального монастыря» валаамских монахов в Москве. 1930 г.
Цыков И. В. Социальный портрет православного священника накануне «Большого террора» (по материалам уголовно-следственных дел НКВД)
Петрова Т. В. Следственные дела архиепископа Феодора (Поздеевского) 1920—1930-х годов
Баконина С. Н. Роль митрополита Сергия (Страгородского) в судьбе епископа Неофита (Коробова)
Анашкин Д. П. Братство русской правды (по материалам фонда Ларина из архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле)
Мелехова Г. Н Судьба одного каргопольского монаха
Обозный К. П. «Горькая правда» церковной истории: к вопросу о возможной канонизации сотрудников Псковской православной миссии
Силуан (Никитин), иером. Патриаршие приходы в Финляндии, их место во взаимоотношениях Московской Патриархии и Финляндской Православной Церкви в период 1957—1988 гг.

Религиоведение

Лисица Ю. Т. Об объективном обстоянии в теории познания
Павлюченков Η. Н. Проблема объективности религиозной истины в ранней переписке П. А. Флоренского
Епихина Е. А. Тенденции развития шаманизма в республике Бурятия (по материалам полевых религиоведческих исследований)
Редкозубое А. Д. Противоречия в Коране и пути их разрешения
Бершицкая Т. В. К вопросу об отличии священного предания суннитов и шиитов на примере некоторых эсхатологических представлений
Кудрявцева Н. А. Дуализм как форма культуры: морфологический анализ культуры современного Китая (по материалам журнала «Китай»)
Почепко А. П. Каббала — богооткровенная истина или средневековое эзотерическое учение?
Седов К, прот. Мессианский иудаизм
Зыкунова А. Н. Выявление суждений ислама о природе человека и о спасении на примере сравнения текстов Библии и Корана о грехопадении
Гипп К, прот. Распространение православия в местах традиционного расселения ненцев: история и современное состояние
Батуев А. В. Как богословие и пристрастность влияют на перевод Библии
Половинкин С. Н. А. Бердяев и экзистенциализм

Благотворительность и социальная политика государства в России XIX — начала XX века

Солодянкина О. Ю. Формы попечения о старых / бедных гувернантках в Российской империи: государственная политика и благотворительная деятельность
Кочуков С. А. Благотворительная деятельность в период Сербо-турецкой 1876 г. и Русско-турецкой 1877—1878 гг. войн (по материалам государственного архива Саратовской области)
Жукова Л. В. Военные церкви на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX в
Шевцова Г. И. Итоги деятельности русских санитарных отрядов в Сербии (1914—1915)
Рябая С. А. Опыт благотворительной деятельности в Вятской губернии в начале Первой мировой войны
Комарова Т. В. Марианна Владимировна Горяйнова — сестра милосердия Иверской общины
Петрова Е. В. Первая сельская община сестер милосердия в Российской империи
Ганф Т. И., Никифоров В. С. Сестра милосердия Вера Егоровна Врангель и Евгений Сергеевич Боткин
Каликинская Е. И. Великие русские хирурги Е. О. Мухин, Н. И. Пирогов, Н. В. Склифосовский, В. Ф. Войно-Ясенецкий и С. С. Юдин во время военных конфликтов XVIII — начала XX в
Белоногова Ю. И. Материальное обеспечение заштатного духовенства Московской епархии в конце XIX — начале XX в
Алексеева Н. В. Традиция подаяния в севернорусской деревне в конце XIX в
Барабанова К. С. Благотворительность эпохи Николая I: две эпидемии холеры в Санкт-Петербурге
Борисюк А. А. Социальная политика государства при Николае II
Гувакова Е. В. О социальной и благотворительной деятельности в Москве накануне революции

Романская филология

Авдонин В. П. Образ Рима в «Древностях Рима» и «Сожалениях» Жоашена дю Белле
Голикова А. А. Пример стилизации речи в «Романе о Лисе»
Игнатьева М. Ю. Лирика и аскетика в поэзии Иоанна Креста
Клюева Е. В. Что мелет «мельница мысли»? (анализ одного ронделя Карла Орлеанского)
Селунская Н. А. Римский христианский юбилей, который видел Данте

Германская филология

Комова Т. А. Индивидуально-авторские особенности создания образа «А Christmas tree by which we climbed to real life» в рассказе Ч. Диккенса «А Christmas Tree» и Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Бакулина А. С. К вопросу о нормализации немецкого языка в эпоху раннего Просвещения
Кошкина Е. Г. Об одном методе описания изменения семантики языковых единиц
Маньков А. Е. Лексический состав диалекта села Старошведское
Чукарькова О. В. Особенности анафонии в англоязычном рекламном тексте
Писарев Л. В. «Человек, который был четвергом» Г. К. Честертона и цикл «Бог» М. И. Цветаевой: мотив погони и проблема интертекстуальности
Шипилова Н. В. Цвет как символ и парадокс в «Балладе о белом коне» Г. К. Честертона

Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания

Борзенко Е. О. Формы однословного компаратива и служебные слова в современном русском языке
Горская Е. В. «Цветник священноинока Дорофея» по списку XVII в
Коренева Ю. В. Концептуальная структура слов и поучений преподобных старцев
Коробейникова Г. Н. Активные процессы в ударном вокализме одного севернорусского говора
Людоговский Ф., свящ. Хайретизмы в церковнославянских акафистах Богородице: повторяемость, лексика, влияние позиции
Маршева Л. И. Степени сравнения церковнославянских имен прилагательных: опыт научно-популярной заметки
Мокшенинова О. М. Феномен диглоссии применительно к древнерусскому и церковнославянскому языкам
Мун К. А. Методы описания семантических полей (на примере центральных единиц семантического поля «христианство»)
Андроник (Пантак), иеродиак. Существительное η μορφή в Богородичном зачале церковнославянского богослужебного Апостола (краткий переводческий анализ)
Савинов Д. М., Скачедубова Е. С. Лексикографические интернет-источники в практике школьного преподавания
Саломатова О. В. Предмет, задачи и методы исторической стилистики
Самоделкин А. А. Микроструктуры и макроструктуры текста
Скачедубова М. В. Перфект в Ипатьевской летописи
Скачедубова Е. С. Из опыта работы над школьным орфоэпическим словарем

Педагогика

Баранов А. Е. Профессиональное воспитание педагога: к проблеме определения содержания
БежевецД. А. Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков
Крылов К. А. Анализ учебных пособий, предназначенных для начального изучения основ православия
Кузнецова Г. Д. Формирование этической культуры в контексте историко-культурных традиций и современной подготовки студента в вузе
Наумова Д. В., Егоров И. В. Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, методологические аспекты формирования
Светлова Η. Е. Развитие идей о православных традициях образования в педагогических воззрениях К. П. Победоносцева
Туфрина В. Ю. Образовательная составляющая портала pravolimp.ru
Джованащи Т Ехро-2015: Окружающая среда и питание в контексте педагогической культуры

Диаконическое образование

Астэр И. В. Интерактивный социальный театр как метод обучения и социальной практики
Вышинский О. Л., диак. Особенности проведения мероприятий по социальному служению для священников
Гниденко К. А. Дискуссия как событие: подготовка, проведение, результат
Горлова Н. И. Service-learning: обучение действием в образовательном процессе российских вузов
Зальцман Т. В. Специфика организации event-мероприятий в церковной социальной деятельности
Козловская С. Н. Подготовка студентов ВУЗа к разработке и реализации event-проекта
Родионович А. М. Медицинско-просветительские мероприятия или медицинский консалтинг в социальной работе: проблемы организации и проведения
Кононова Т. Б. Возможности благотворительных акций в решении проблем нуждающихся
Соловьева И. В. Как организовать диалог светских и церковных специалистов на мероприятии в области социальной работы
Тяпкина Т. Ю. Основные ошибки и новые механизмы организации патриотических мероприятий
Телегина Т. В. Копилка техник и технологий: «Рукав василисы, или Как сделать мероприятие праздником»

Центр религиоведческих исследований во илы священномученика Иринея Лионского

Воат А. А. Интернет-рекрутмент террористической секты «Аум синрикё» в России
Дворкин А. Л. Сайентология и ЦРУ: мифы или реальность?

Христианские социальные науки: ценностно-ориентированное управление

Сессия I. Философско-богословские проблемы ценностно-ориентированного управления
Шамшурин В. И. Православие и социально-политические науки (о соотношении религии, науки
и политики)
Васильев А., иерей. Предпосылки осмысления ценностно-ориентированного управления в современной греческой богословской мысли
Чурсанов С. А. Богословский принцип соотнесенности в ценностно-ориентированном управлении
Сессия II. Феномен ценностно-ориентированного управления и его социальные практики
Коновалов О. Н. Организационная анатомия: новое слово в управлении процессами   
Свердликова Е. А. Ценности российской деловой культуры: опыт социологического исследования
Шабаркина И. В. Значение организационной культуры в ценностно-ориентированном управлении
Сессия III. Ценностно-ориентированное управление в макросоциологическом и макроэкономическом контексте
Шаронова С. А. Интерпретация религиозной символики — базовая составляющая формирования ценностных ориентаций в обществе
Казбеков К А. Деньги как инструмент управления: возможно ли создание более справедливого общества через изменение денежной системы?
Котляров И. Д. Церковь и торговля: этико-экономические проблемы
Гуня А. Н. Местное управление в России: между государством и локальными особенностями жизни (на примере регулирования конфликтов и развития северокавказских республик)
Сессия IV. Церковное управление в ценностно-ориентированных управленческих практиках
Сафонова Е. Н., Коновалов О. Н. Перспективы и способы увеличения социального капитала в деятельности Русской Православной Церкви
Табиев В. И. Базовые христианские ценности в управлении монастырем,
согласно Софронию (Сахарову) 335
Воробьёва Н. Ю. Православный арт-проект: аксиология управления и особенности продюсирования

Церковное пение

Туляницкая Н. С. «Внелитургические» жанры современной духовной музыки: панорамный обзор
Ковалев А. Б. Вопросы жанровой классификации русской духовной музыки на рубеже XX—XXI вв
Рыбакова Н. Э. Учебно-методические труды Василия Федоровича Комарова
 

Ежегодная богословская конференция ПСТГУ - 26 - 2016 - Лисица Ю. Т. Об объективном обстоянии в теории познания

 
Термин «обстояние» возник у И. А. Ильина в 1912 г., сразу после возвращения из заграничной научной командировки и общения там с основателем феноменологии Эдмундом Гуссерлем. В своих собственных лекциях для студентов Московского университета Ильин подробно излагал теорию познания так, как он стал ее понимать в то время и как продолжал ее понимать в дальнейшем, используя этот опыт в своих исследованиях по теории права, правосознания, государственности, политической философии, этике, истории философии и философских идей, эстетики, русской культуры и, наконец, пневматической актологии.
 
Такая теория познания отличалась от существующих тогда теорий с «психологическим и эмпирическим кренами». Но объективация теории познания не является нигиляцией внутреннего «Я», индивида, субъективного в человеке — его переживаний, чувств, волений, мыслей, — но приведение этих сопряженных вещей (внутреннего и внешнего) в правильное соответствие. Поэтому Ильин различает философствование и философию, практику и теорию.
Сознание есть всегда сознание чего-нибудь, познание — всегда познание чего-нибудь, наименование (когда мы даем имя или называем) — это когда имя является чьим-то именем, и оно обозначает то, чьим именем оно является; интенция есть всегда направленность на что-то, а это что-то есть всегда носитель мыслимого содержания, или, короче, смысла.
 
Этим объективным «чего-нибудь», «чьим-то», «что-то» или «кто-то» и подобным давались разные названия: «объект», «предмет», «денотат», «лицо» и др., которые неразрывны с субъективными «сознанием», «познанием», «субъектом», «Я», «индивидом», «личностью». Между этими «регионами» имеется определенное отношение: «Между сознанием и реальностью зияет пропасть смысла» (2, 151], уже писал Гуссерль. Ильин уточняет: «Между вещью и переживанием, с одной стороны, и смыслом-понятием — с другой, есть, следовательно, непроходимая пропасть; но не онтологического характера (это не два бытия) и не метафизического, а методологического (категориального)» [3, 199-200].
 
По Ильину, есть четыре основные сферы, где может рассматриваться объективное обстояние: познание, нравственное деяние, художественное творчество, религиозное верование. Во всех этих ответвлениях, по которым протекает жизнь человеческой души, философия искала и может искать своего предмета — безусловного. «Во всех этих областях есть: душевное переживание и предмет, на который оно направлено, который в этом переживании устанавливается, открывается, полагается. Это и есть объективное обстояние» [4, 117]. Другими словами, сам предмет является носителем смысла, который обстоит и его нашалшсль «устанавливает, открывает, полагает», а смысл, верно вскрытый, является носителем истины, ценности и цели. В последнем случае говорят не о «познании смысла», а об «обретении смысла» [5,43].
 
По Гуссерлю, обстояние (Sachverhalten), о котором имеется суждение (Gedanke), должно различаться от самого суждения. Оно отличается и от акта, после которого обстояние появилось.
Это возможно, чтобы обстояния были нашими объектами (предметами), но возможно и то, что суждения были нашим предметом. Можно назвать и суждения, и обстояния логическими предметами.
Существует полное согласие между интенцией-значения и соответствующему ей обстоянию, объекту значения.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Warden