Богословская конференция ПСТГУ - 27 - 2017

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
XXVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы - 2017
Сердечно приветствую всех участников XXVII Богословской конференции ПСТГУ, объединившей усилия ученых богословов и специалистов гуманитарных наук, преподавателей духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей. По сложившейся традиции конференция проходит в две сессии. Осенняя сессия посвящена богословию и философии, зимняя — вопросам миссии, религиоведения, истории Церкви, филологии и церковного искусства.
 
Нынешний год является знаменательным для Русской Православной Церкви и для нашего Университета: в день Успения исполняется 100 лет открытия Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг., а 18 ноября — 100 лет избрания на патриарший престол святого Патриарха Тихона. Кроме того, в 2017 г. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отмечает свое 25-летие.
 
Работа XXVII Богословской конференции включает 31 секцию и круглые столы, подготовленные факультетами ПСТГУ. На конференции прозвучат более 350 докладов — о библейском откровении и догматах Церкви, по истории богословия и богословского образования, будут обсуждены проблемы античного культурного наследия и культуры синодального периода, различные аспекты истории Афона, богословия миссии и вопросы, посвященные языку богослужения. Многие темы стали уже традиционными, а некоторые обсуждаются впервые.
 

XXVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы - 2017

М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. — 376 с.
ISBN 978-5-7429-1132-6
 

Богословская конференция ПСТГУ - 27: Материалы – 2017 - Содержание

Приветствие ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета участникам XXVII Богословской конференции ПСТГУ  

Библейское откровение о Боге

Серебряков Н. С. Герменевтическое значение концепции «двух книг»  
Иван Шевцов, протодиак. О некоторых аспектах левиратного брака в Законе Моисеевом  
Арсений (Соколов), игумен. О начале пророческой письменности  
Десницкий А. С. Богословская метафора у апостола Павла: о Боге человеческим языком  

Философия Аристотеля и ее значение для христианского богословия

Лега В. П. Космологическое доказательство бытия Бога Аристотеля и его развитие в христианской философии
Малер А. М. Аристотель и философия христианского персонализма
Бурмистров М. Ю. Вопрос истолкования термина «сущность» в 38-м письме свт. Василия Великого
БаюкД. А. В. П. Зубов и А. Ф. Лосев об аристотелизме Леона Баттисты Альберти

Психология религии: исторические, теоретические, эмпирические исследования

Чумаков М. В. Методологический нейтралитет психологии религии
Базлев Μ. М. Тело в «Духовных Упражнениях» Игнатия Лойолы
Прокушенкова О. И. К проблеме оценки качества личностной религиозности

Святая Гора Афон в прошлом и настоящем: История. Богословское и аскетическое предание. Культура

ВаньковаА. Б. Некоторые замечания по поводу положения монахов-ксенокуритов в византийском монастыре
Козарезова О. О. Наследие Святой Горы Афон: традиция исихазма в аскетике прп. Василия Поляномерульского и прп. Паисия Величковского
Богданова О. А. Афон в пространстве массовых коммуникаций (на примере греческих печатных и интернет-сми начала 3-го тысячелетия)

Картвелология: проблемы и перспективы

Стефан (Калаиджишвили), митр. Цагерский и Лентехский. Кого можно именовать христианином по учению Церкви
Шио (Муджири), митр. Сенакский и Чхороцкусский. Анализ завещания преподобного Алексия (Шушания)
Андрей (Гвазава), митр. Горийский и Атенский. Из истории грузинского монашества
Рапава М. А. Сведения о пентархии в грузинской рукописи А 1 (1030 г.)
Читунашвили Д. Ш. Рукописное наследие Тао и Кларджети
Малков П. Ю. «По образу Нашему по подобию Нашему...»: об одном из аспектов антропологического учения преподобного Максима Исповедника
Суламберидзе Ю. С. Крепостные пограничные укрепления России на Кавказе: к истории создания Кахетинской (Лезгинской) пограничной линии
Багратион-Мухранели И. Л. Новомученики Грузинской Православной Церкви
Артюшенко М. В. Донской монастырь и русско-грузинские отношения конца XVII — нач. XVIII в
Александр Щелкачев, свящ., Мельникова И. Е. К вопросу о политике российской администрации в Грузии в начале XX в

Актуальные проблемы истории РПЦ в XX в.

Ефремова О. Н. Образ Великой княгини Елизаветы Феодоровны: по материалам дневника преосвященного Арсения (Стадницкого) за 1897—1918 гг.
Баконина С. Н. Николо-Александровский Барградский храм в Петербурге и его первые настоятели (1913—1918)
Павел Овчинников, свящ. Большевистские газеты о Русской Православной Церкви (по материалам воронежских изданий)
Шадрина А. В. Роль епископа Иннокентия (Бусыгина) в преодолении обновленчества и распространении григорианского раскола на Дону в 1920—1930-е гг.
Петров И. В. Русское духовенство в автокефальном движении православных эстонцев в годы Второй мировой войны
Корнилов А. А. Переписка архиереев Русской Зарубежной Церкви по вопросам пастырского окормления прихода перемещенных лиц Майнлейз
Анашкин Д. П. К вопросу об особенностях богослужебной жизни Русской Зарубежной Церкви в 1946-2000 гг.
Андрей Псарев, диак. Порядок прославления святых в Русской Православной Церкви Заграницей (1920—2007 гг.)

Диаконическое образование: теория и практика

Зальцман Т. В. Особенности формирования экспертного сообщества в области церковной социальной деятельности
Владимир Хулап, прот. Экспертная оценка диаконических проектов в рамках церковно-государственного сотрудничества в Германии
Гниденко К. А. Психологическая подготовка экспертов по оценке церковных социальных проектов: опыт ПСТГУ
Родионович А. М. Специфика подготовки специалистов с учетом соблюдения критериев безопасности

Секты как антиисторическое явление

Дворкин А. Л. Иван Грозный: созидатель или разрушитель? Актуальные заметки к общественной дискуссии
Воат А. А. Молодежная вечеринка «Аллилуин» как площадка для активной вербовки в секты
Азаренкова В. А. Внедрение «вальдорфской педагогики» в государственное образование
Владимирцев О. В. Псевдоправославные организации Нью-Эйдж в сфере семьи, материнства и детства

Религиоведение

Константин Гипп, прот. Влияние секуляризационных процессов на традиционное мировоззрение северных народов
Редкозубое А. Д. Внутриисламская полемика по вопросу салафизма: религиоведческий аспект
Бершицкая Т. В. Некоторые представления о молитвенной практике в первой мусульманской общине
Кирилл Седов, прот. Современный иудейский взгляд на христианство
Носачев П. Г. Эзотерический палимпсест: Системы образов в творчестве В. Пелевина
Лисица Ю. Т. Смысл, или концепт, смерти в религии
ПочепкоА. П. Богочеловек Иисус Христос или богочеловек Менахем-Мендл Шнеерсон?
Павлюченков Η. Н. О значении богословских работ П. А. Флоренского
Едошина И. А. Священнический род: Островские
Копейкина А. Г. Преподобный Симеон Новый Богослов. Призыв в Царство Божие, или Как стать святым

Германская филология

Кошкина Е. Г К вопросу о номинативной плотности и рекуррентности концепта (на материале немецкого языка)
Макаров В. С. Кристофер Марло: междисциплинарное исследование как преодоление мифа о поэте
Писарев Л. В. «Окно Овертона» и смена культурного кода Англии в романе Г. К. Честертона «Перелетный кабак»
Мороз Н. А. Образ Лазаря и метафоры воскресения в новеллистике Р. Брэдбери
Московская О. В. Переход обиходной лексики в специальную в русском и немецком языках
Капусткина Е. С. Особенности эволюции лексемы «profess» в английском языке
Варёшин Н. В. «Внутреннее расследование» в романе Г. Свифта «Свет дня»
Маньков А. Е. К описанию причастия II в диалекте села Старошведское
Чукарькова О. В. Переводческие трансформации номинаций икон (на материале английского и русского языков)
Яковенко Е. Б. Лингвотворческая деятельность Эльфрика Эйнсхамского

Романская филология

Абрамова М. А. Стратегии повествования в «Треволнениях и муках любви» Элизен де Крен и «Фьямметте» Джованни Боккаччо
Жуковская Η. П. Лексика аскетизма в «Лествице» Преподобного Иоанна Лествичника (сравнение французской и русской версий перевода)
Клюева Е. В. Несколько слов о «Балладе повешенных» Ф. Вийона

Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания: методология, теория, преподавание

Маршева Л. И. Проблемы богослужебного языка накануне Поместного собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг.
Андроник (Пантак), иером. Филологический анализ церковнославянского текста Нового Завета и святоотеческое толкование (на примерах из посланий святого Апостола Павла)
Горская Е. В. Отражение второго южнославянского влияния в списке XVI в. молитв Кирилла Туровского
Привальская А. О. Церковнославянский и старославянский языки: проблема терминологии
Стебенева Л. В. «В Часы забав иль праздной скуки» А. С. Пушкина в свете церковнославянского языка (к постановке проблемы)
Коренева Ю. В. Лексема пост в концептосфере преподобнического жития
Борзенко Е. О. Формы степеней сравнения и числительные в современном русском языке
Сидорова М. И. Особенности выбора конструкций типа все/те, кто пришел/пришли в текстах разных авторов (на базе НКРЯ)
Савинов Д. М., Скачедубова Е. С. Научная экспертиза как условие использования словарей в образовательном процессе
Самоделкин А. А. Пропозициональное содержание высказываний при интерпретации дискурса: процедура и результаты анализа
Хажомия М. И. Выражение значения пожелания в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина): на материале русско-сербского перевода
МаньковА. Е., ДяченкоД. В. Диалект села Старошведское: изучение лексики и составление электронного словаря

XX век. Итоги столетия и современные проблемы религиозной педагогики

Кузнецова Г. Д. Проблемы современной системы образования и перспективы развития
Абрамов С. И. Миссионерско-педагогическая деятельность протоиерея Вадима Красноцветова
Агеева А. В. К вопросу о религиозном воспитании учащихся военно-учебных заведений Российской империи конец XIX — начало XX в
Копылова Е. А. Законоучительские аспекты деятельности Общества любителей духовного просвещения
Становская Т. А. Православное образование в России: исторический опыт и возможности его использования
Перцева И. В., Перцева О. В. Детские спектакли в современной воскресной школе: возрождение традиции
Туфрина В. Ю. Принципы организации работы школьников с материалами базы Новомучеников и исповедников Российских

Благотворительность и социальная политика государства в России XIX — начала XX в.

Ульянова Г. Н. Статистика благотворительности и общественного призрения в России. 1906—1914 гг
Рябая С. А. Опыт благотворительной деятельности в Вятской губернии в годы Крымской войны (по материалам местной прессы)
Ефимушкина Е. В. Вклад Костромского Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря в развитие дела Российского общества Красного Креста
Жукова Л. В. Учреждение церковной библиотеки и братские собрания при отце Протопресвитере военного и морского духовенства (90-е гг. XIX в.)
Фролова И. В. Основные направления деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии по призрению детей и подростков во второй половине XIX — начале XX в.: региональный аспект (на примере Новгородской и Псковской губерний)
Комарова Т. В. Приют для бедных и бесприютных детей на Девичьем поле в Москве и его попечительница Софья Андреевна Толстая
Литвиненко Е. Ю. Церковные формы благотворительной деятельности в Североамериканской епархии Православной Российской Церкви на рубеже XIX—XX вв
Борзых А. С. Деятельность Вологодской общины сестер милосердия в начале XX в
Шевцова Г. И. Русский вклад в борьбу с эпидемией тифа в Сербии в 1915 г. Постановка проблемы
Ганф Т. И., Никифоров В. С. Хронология жизни и деятельности Е. С. Боткина
Каликинская Е. И. Медицинская этика святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в годы работы в Переславской земской больнице (1910—1917)
Гувакова Е. В. О роли благотворителей в монастырской экономике накануне революции
Жигальцова Л. В. Общественно-политическая позиция профессиональной интеллигенции накануне Февральской революции 1917 г. (на примере деятельности Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова)
Козловцева Е. Н. К вопросу об утверждении устава Московской Никольской общины сестер милосердия

«Социология революции» Питирима Сорокина и реалии современного общества

Сапов В. В. «Социология революции» Питирима Сорокина: долгий путь на родину
Шамшурин В. И. Критика утопии «земного рая» в творчестве Питирима Сорокина и Павла Новгородцева
Коленникова Н. Д., Сушко Π. Е. Статусная неконсистентность как свойство социальной структуры современного российского общества
Подъячев К. В. Опыт революций 1917 года и современность: попытка политологического осмысления
Свердликова Е. А. Революция 1917 г. как феномен русской истории
Воробьева Н. Ю. Деформация религиозных и морально-правовых форм социального поведения в России 1917—1923 гг. и образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, в современном киноискусстве

Церковное пение

Артюшенко М. В Богослужебная жизнь московского ставропигиального Донского монастыря в послереволюционные годы (1917—1925)
Николаева Е. А. Духовные искания Сергея Прокофьева
 

XXVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы - 2017 - Серебряков Н. С. Герменевтическое значение концепции «двух книг»

 
Данный доклад посвящен известной концепции «двух книг», в которой заявляется, что Бог открывается человеку не только через Библию, но и через другую «книгу» — «книгу природы». Если в отношении Библии пояснения излишни, то образ «книги природы» стоит пояснить. Этот яркий и емкий образ естественного богопознания хорошо известен в христианской письменности практически всех периодов истории Церкви. Конечно, понимание окружающего мира, природы как некоего текста, который может читать человек, не изобретение христиан. «Читать» природу (конкретнее — небо) пытались уже в Древнем Вавилоне (где звезды называли небесной надписью) [1, 302], а потом и в античной Греции [5, 273], что было связано в первую очередь с астрологической практикой. Но именно в христианстве образ мира как книги получил свой наивысший смысл, указывая человеку на возможность через «чтение» природы познавать не что-либо, а Самого Бога-Творца, Который и «написал» на небе или во всем мире в целом некое послание о Себе для всех людей, в независимости от их национальности, достатка и образованности. Очевидно, что данный образ как нельзя лучше подходил для иллюстрации важнейшей библейской идеи, что мир свидетельствует человеку о Боге (Пс 18. 2; Иов 12. 7—9; Прем 13. 5, Рим 1. 19—20 и др.), и поэтому уже древнехристианские апологеты (например, Ориген) начали употреблять античный образ мира как книги, тем более что это позволяло в какой-то мере христианизировать астрологические пристрастия тогдашнего человечества, очистив их от языческих представлений и направив на познание Бога. В последующие века христианства многие святые отцы в своих трудах также прибегали к этому образу при рассуждении о том, что окружающая нас природа указывает нам на Творца [см. 18, 31—32].
 
Известно, что вне зависимости от применения образа мира как книги указанное свидетельство природы о Боге часто использовалось христианскими писателями наравне со свидетельством Св. Писания. Как представляется, такое соседство «свидетелей» и принцип аналогии еще больше способствовали укоренению в церковной традиции образа мира как книги. И более того, практически сразу с началом использования этого образа в III в. появились и первые формулировки концепции «двух книг» (в частности, у того же Оригена).
 
В эпоху Возрождения и в Новое время концепция «двух книг» стала особенно популярной в Западной Европе, однако тогда же она претерпела существенное переосмысление. В это время для многих образованных людей авторитет «книги природы» значительно превзошел авторитет Св. Писания (так как природа стала признаваться более достоверным источником сведений о Боге, чем Библия), и поэтому концепция «двух книг» стала удобным поводом пренебречь Библией, ведь если Господь даровал людям «две книги», то каждый человек волен выбирать, какой книгой ему пользоваться. Очевидно, что для нас такая трактовка концепции «двух книг» неприемлема, так как в ней сильно принижается значение Св. Писания. Более того, в данной трактовке, как это будет показано далее, существенно ограничивается и само естественное богопознание.
 
В данном докладе мне хотелось бы продолжить аналогию между указанными «двумя книгами» и кратко рассмотреть следующие два вопроса:
1. можно ли мир не только уподоблять книге, но и применять при чтении этой «книги» те герменевтические принципы, которые используются при чтении Св. Писания?
2. и возможна ли обратная ситуация, когда научные методы изучения «книги природы» переносятся на Библию?
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr