Богословские труды 42 - Московская патриархия

Богословские труды 42 - Московская патриархия
Издательский совет русской православной церкви под председательством Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси многие годы выпускал сборники богословских трудов на разные темы.
 
Вашему вниманию предлагается сборник 42.
 
 

Богословские труды – сборник 41 - Московская патриархия

 
Издательство Московской Патриархии Москва 2009
ISBN 978-5-88017-093-7
 

Богословские труды – сборник 41 - Московская патриархия - Содержание

 
ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
  • Преподобный Иоанн Дамаскин. Трактат о правомыслии (пер. с древнегреч. и примеч. А. Р. Фокина)
  • Пресвитер Евтропий. Книга о подобии плоти греха (предисл. и пер. с лат. С. С. Кима)
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ПАТРОЛОГИЯ
  • В. Серёгин. К вопросу о двух Оригенах
  • Д. С. Бирюков. Тема описания человека через «схождение особенностей» у свт. Василия Великого и ее церковно-исторический и историко-философский контекст
  • Н. Лосский. Понятие «аналогий» у Псевдо-Дионисия Ареопагита (пер. с франц. М. Ю. Реутина)
  • М. Скарпа. Учение о Евхаристии в творениях свт. Григория Паламы
  • А. Г. Дунаев. Богословие Евхаристии в контексте паламитских споров
  • М. М. Бернацкий. Присутствие Христа в Евхаристии «по сущности (κατ’ ούσίαν)»: К вопросу об интерпретации и источниках одного места из гомилии о Евхаристии Георгия (Геннадия) Схолария
  • С. Хоружий. Опыт преображения у прп. Силуана Афонского.
АГИОГРАФИЯ
А. Ю. Виноградов. «Деяния Андрея и Матфия»: композиция текста и богословие апокрифа
ИЗ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ
  • Прот. Георгий Флоровский. Письмо к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 года(предисл., публ. и пер. И. А. Кукоты)
  • П. А. Флоренский. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? (предисл., публ. и примеч. А. В. Пономарева)
  • КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС Ю. В. Нестеренко. Церковные календари и пасхалия (математический подход)
РЕЦЕНЗИИ
  • Бралевский С. Образ папства в церковной историографии ранней Византии. Лодзь,
  • 2006 (А. В. Бармин)
  • Византийские мистики / Изд. подг. А. Риго. Турин, 2008 (А. Г. Дунаев)
  • Григорий Палама, свт. Трактаты / Пер. с греч. и примеч. архим. Нектария (Яшунско
  • го). Краснодар, 2007. (Патристика: тексты и исследования) (А. Г. Дунаев)
  • Максим Исповедник, прп. Вопросы и затруднения. Quaestiones et dubia / Вступ. статья, пер. и комм. П. К. Доброцветова. М., 2008 (Г. И. Беневич)
 

Богословские труды – сборник 41 - Московская патриархия - введение к «ТРАКТАТУ О ПРАВОМЫСЛИИ» преподобного Иоанна Дамаскина

 
Существуют несколько версий происхождения этого небольшого догма­тического сочинения прп. Иоанна Дамаскина, сохранившегося под названием «Трактат о правомыслии» (Λίβελλος περί όρθοΰ φρονήματος; De recta sententia — CPG. 8046). Согласно одной из них, он был написан прп. Иоанном в дамасский период его жизни (ок. 650-700/706 гг.), когда он, будучи на службе у дамасско­го халифа, «вступил в борьбу за Православие с монофизитами и написал против них пространное обличение от лица Дамасского архиепископа Петра». Одна­ко эта гипотеза представляется весьма маловероятной.
 
Вторая версия предпо­лагает, что «Трактат о правомыслии» был написан прп. Иоанном уже в Палес­тинский период его жизни, начавшийся с 700 г. или 706 г.2, по просьбе некоего епископа Илии, который представил этот трактат Петру II, митрополиту Дамаска (t ок. 743 г.), в качестве исповедания веры во время своего рукоположения. Сама необходимость такого исповедания веры объяснялась, вероятно, тем, что этот Илия, епископ Ябрудский (Yabrud), был монофелитом-маронитом, обратившим­ся в Православие после 726 г.; в заверение искренности своего обращения он и прочитал это исповедание перед митрополитом Петром.
 
По своему содержанию трактат представляет собой краткое изложение основных догматов православной веры на основании Никео-Константинопольского Символа. После небольшого вступления автор излагает сначала учение о Троице (§ 1), а затем — учение о Христе (христологию), которое, как и в других сочинениях Дамаскина, занимает центральное место в данном трактате (§ 2-4).
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (5 votes)
Аватар пользователя denpon