Богословский сборник ПСТБИ - № 10

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института  - № 10
В своем учении о Тайне Божественного бытия учебники православного догматического богословия, следуя классическому методу западной схоластики (влияние которой сильно сказалось в современную эпоху на православном богословии), различают обычно раздел «О Боге едином» (так называемый de Deo uno), в котором говорится о Божественной сущности и атрибутах, и раздел «О Боге троичном» (de Deo trino), который рассматривает самую тайну Пресвятой Троицы. 
 
Такой подход скорее философский, «сущностный», чем богословский, «личностный». Он рассматривает Божественную сущность «саму в себе», до и вне всякого упоминания об Ипостасях или Лицах Пресвятой Троицы. Тем самым он как бы «рядополагает» оба аспекта Божественного бытия. 
 
На мой взгляд, такой школьный подход извращает живое и подлинное православное Предание. Тайна Бога Живого есть тайна Триединства. Слово «триединство» часто встречается в русском современном богословии. Оно соединяет в себе понятие троичности и понятие единства в одном выражении и подчеркивает их нераздельность и их взаимосвязанность. Нельзя ни расчленять Троицу, ни допустить, даже в целях удобства изложения, чтобы одно понятие предшествовало другому:
«Не успею помыслить об едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым, Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу Единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света». 
 

Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института  - № 10 

Москва - Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002. 489 с.
Главный редактор протоиерей Владимир Воробьев 
ISBN 5-7429-0159-3 
 

Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института  - № 10 - Содержание

Слово Святейшего Патриарха Алексия на Торжественном Акте Православного Свято-Тихоновского Богословского Института 18 ноября 2001 года 
БОГОСЛОВИЕ 
  • Протопресвитер Борис Бобринский.Тайна Пресвятой Троицы 
  • Митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас. Личностность и бытие Пер. С. Чурсанова 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА 
  • Иерей Александр Прокопчук. Богословие Послания к Евреям 
  • А. Майборода. Слово «ипостась» в Священном Писании
ПАТРОЛОГИЯ 
  • Преподобный Максим Исповедник. Письмо 10, Иоанну Кувикуларию Пер. и примеч. протоиерея Валентина Асмуса
  • Иерей Олег Давыденков. Учение Севира Антиохийского о «единой сложной природе» и христология святителя Кирилла Александрийского  
  • П. Малков. Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных Отцов Церкви 
  • Ю. Максимов. Феодор Абу Курра и его место в истории ранней православной полемики с исламом 
  • Феодор Абу Курра, епископ Каррский. Диалоги с мусульманами Пер. Ю. Максимова и А. Алексаняна 
ЛИТУРГИКА 
  • С. Ванюков. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в византийской и славянской богослужебной традиции  
  • A. Никифорова. Праздничные блаженны из греческих Миней ΙΧ-ΧΙΙ веков библиотеки монастыря великомученицы Екатерины на Синае 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО 
Протоиерей Всеволод Шпиллер. 6-я краткая памятная историко-каноническая записка о Константинопольской патриархии в связи с титулованием ее «Вселенской» 
 
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ 
  • B. Кожевников. «Не по замышлеюю Бояню» (К проблеме главной идеи «Слова о полку Игореве») 
  • А. Лаушкин. Митрополит Кирилл II и осмысление ордынского ига во второй половине XIII века 
  • Протоиерей Валентин Асмус. К оценке богословия святителя Петра Могилы, митрополита Киевского 
  • А. Мамонов. «Одна из нравственных сил»: вера в публицистике П. А. Валуева (1879-1880) 
  • И. Воробьев. Митрополит Арсений (Стадницкий) и реформа среднего духовного образования 
  • Письма святителя исповедника Виктора (Островидова) и Алексея Брусникина к священномученику Гермогену (Долганеву) Публ. и примеч. И. Ковалевой  
  • Письма схиигумении Фамари (Марджановой) (в мантии Ювеналии) священномученику Гермогену (Долганеву) Публ. и примеч. И. Ковалевой 
  • Переписка митрополита Иосифа (Петровых) с митрополитом Арсением (Стадницким) Публ., вступл. и примеч. О. Ефремовой 
  • А. Марчуков. Украинская автокефальная православная церковь: возникновение и особенности внутреннего устройства (1921-1922 годы) 
  • О Церкви и государстве: материалы полемики конца 1920-х годов Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина 
  • «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову.» Донесения из Ленинграда в Москву, 1927-1928 годы Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина 
  • А. Мазырин. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) 
  • «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским...» Публ., вступл. и примеч. О. Косик 
  • Н. Емельянов. Новомученики и исповедники из Российских университетов 
РАЗНОЕ 
  • М. Степанова С благими намерениями?

Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института  - № 10 -  Протопресвитер Борис Бобринский - Тайна Пресвятой Троицы 

 
Нельзя говорить о единстве Божием, о Божественных энергиях, не относя их непосредственно к Ипостасям или Лицам Пресвятой Троицы, то есть не осознавая, что любое проявление Бога вовне есть явление Бога Троицы, ибо Божественные Лица определяют бытие Божие, Божественную жизнь, которую Они нам открывают и к которой нас приобщают во всей ее простоте и богатстве. Отец всегда запределен, Он — исток всякого имени Божия, всякой Божественной энергии; Сын — Его образ; Дух — печать истины, жизни и радости. 
 
И потому нам подобает прибегнуть к иному языку, чем философы, когда мы дерзаем говорить о вечности Бога, о Его премудрости, всемогуществе или благости. Этот язык может быть лишь языком Откровения, причем Откровения троичного. Необходимо исходить из тайны троичности как исходной и как предельной точки всякого размышления о Боге, о Божественной сущности и энергиях. С другой стороны, следует напомнить о главных аспектах всеобщего троичного Домостроительства по отношению к миру. 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Nicaeec