Богословский вестник - 11-12 - 2010

Богословский вестник - 11-12 - 2010
В обширном корпусе древних сочинений, дошедших до нас в рукописях под именем святителя Иоанна Златоуста (407 г.), встречаются произведения всех жанров христианской литературы, от экзегетических до гимнографических. Чаще всего, однако, под именем великого оратора мы находим проповеди, которые, в свою очередь, разнятся по оригинальности, размеру, стилю.
 
Имя Златоуста служило гарантом сохранения текстов менее популярных авторов из окружения святителя, как, например, Прокла, патриарха Константинопольского. Иногда оно становилось пристанищем и неправославных авторов, текстам которых угрожало исчезновение, как в случае с Несторием. Парадоксом является факт существования в златоустовском корпусе сочинений Аттика, преемника Златоуста на Константинопольской кафедре, и Севериана, епископа Габальского, которые играли не последнюю роль на соборе «при Дубе» в августе 403 года, закончившемся осуждением и ссылкой святителя Иоанна.
 

Богословский вестник - 11-12 - 2010

 
Учебный Комитет Русской Православной Церкви, 2010 
ISBN 978-5-87245-161-7
 

Богословский вестник - 11-12 - 2010 - Содержание

 
Сокращения
Архиеп. Верейский Евгений. Академические юбилеи
ОТДЕЛ I. ТВОРЕНИЯ СВ. ОТЦОВ И ПАМЯТНИКИ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
  • Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Пасху (Dub.) (Публикация текста и перевод с древнегреческого С. С. Кима)
  • Блж. Августин Иппонский. Два новооткрытых письма на Восток (Перевод с латинского, вступительная статья и примечания Е. В. Ткачева)
  • Свт. Кирилл Александрийский. Послание к египетским монахам (Перевод с древнегреческого, вступительная статья и примечания иером. Феодора (Юлаева))
  • Свт. Герман, патриарх Константинопольский. Слово в Неделю Крестопоклонную (Перевод с древнегреческого Н. Я. Бойкова [1910 г.], вступительная статья и примечания М. В. Венецкова)
  • Прп. Никодим Святогорец. Предисловие к Пидалиону (Перевод с кафаревусы сестер Ново-Тихвинского монастыря, вступительная статья и примечания А. Г. Бондача)
ОТДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
  • Дореволюционный период
  • Иерод. Родион (Ларионов). Материальная база Славяно-греко-латинской академии в первой половине XVIII века как важный фактор развития высшего образования в России  
  • А. К. Магницкий. Штрихи из жизни Леонтия Филипповича Магницкого, одного из первых учеников Славяно-греко-латинской академии
  • Архим. Матфей (Мормылъ). Литургическая наука в Московской духовной академии
  • Г. Е. Колыванов. Кафедра Естественно-научной апологетики Московской духовной академии (1870—1903) в лице Д. Ф. Голубинского
  • Прот. Павел Ходзинский, Н. Ю. Сухова. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии
  • М. С. Иванов. Природа богословской науки по трудам священномученика Илариона (Троицкого)
  • Л. А. Армеева. Училище иконописания в стенах Троице -Сергиевой Лавры в конце XIX — начале XX века
  • Н. Ю. Сухова. Фонд Московской духовной академии (№ 229) в Центральном историческом архиве Москвы
  • Послереволюционный период
  • Протодиак. Сергий Голубцов. Московская духовная академия в революционный период (1917—1927)
  • Прот. Александр Задорнов. Профессор С. В. Троицкий и его вклад в развитие дисциплины церковно-канонического права в Московской духовной академии
  • Архим. Макарий (Веретенников). Церковный историк профессор Иван Николаевич Шабатин
  • Игум. Дионисий (Шленов). Тернистый путь классических языков в Московских духовных школах
  • Д. В. Сафонов. Обзор архивных источников по истории Московских духовных школ в послевоенный период
ОТДЕЛ III. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ДОКЛАДЫ, СЛОВА, ПРОПОВЕДИ И РЕЧИ
  • Архивные материалы
  • Об архивном материале и старинных рукописях, принадлежавших бывшей Московской духовной академии (Публикация М. Г. Калинина)
  • Из неопубликованного диссертационного фонда
  • Д. И. Августов. Отношение митрополита Московского Филарета к Московской духовной академии. Глава 1. Учебная часть (Публикация Редакции)
  • Воспоминания, письма, лекции
  • Д. А. Марков. Воспоминания о Московской духовной академии начала XX века (Публикация В. Л. Шленова)
  • Свящ. П. А. Флоренский. Избранные письма профессорам Московской духовной академии (Публикация игум. Андроника (Трубачева))
  • Предпоследний учебный год 1909/10 профессора МДА А. Д. Беляева: конспект лекций по догматике на 4 академическом курсе (Публикация студентов 2-го курса библейского отделения МДА)
  • Конспект лекций А. П. Шостьина и еп. Феодора (Поздеевского) по пастырскому богословию на 4 академическом курсе: 1909/10 учебный год (Публикация студентов 2-го курса библейского отделения МДА)
  • Сщмч. Яков Бойков. Страницы из «академического дневника» за 1919 год (Публикация игум. Дионисия (Шленова))
  • Н. И. Муравьев. Московская духовная академия в лицах (1943—1948) (Вступительная статья архим. Платона (Игумнова), публикация и примечания Редакции)  
  • К. Е. Скурат. Памяти профессора Московской духовной академии Николая Ивановича Муравьева
  • Из портфеля «Богословского вестника»
  • Диак. Н. Виноградов. Памяти церковного историка города Москвы прот. Н. А. Скворцова (Публикация иером. Тихона (Зимина))
  • «Богословский вестник» 1945 года: новая находка на пути от дореволюционного к современному академическому журналу (Публикация игум. Дионисия (Шленова))
  • Памяти усопших
  • Архим. Матфей (Мормыль) (5 марта 1938 г. — 15 сентября 2009 г.)
  • Архим. Владимир (Кучерявый) (5 июня 1940 г. — 8 января 2010 г.)
  • Архим. Андрей (Сухорукое) (14 февраля 1937 г. — 12 февраля 2010 г.)
  • В. П. Овсянников. Слово памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина)
  • Долг неоплатный. (Беседа Д. В. Сафонова с Н. Н. Лисовым, посвященная памяти доцента МДА архимандрита Иннокентия (Просвирнина))
  • Слова и проповеди
  • Архиеп. Верейский Евгений. Слово перед началом 2010/11 учебного года
  • Игум. Герасим (Дьячков). Проповедь в неделю 20-ю по Пятидесятнице об исцелении десяти прокаженных
  • М. В. Венецков. Слово на выпускном акте МДАиС (11 июня 2010 г.)  
ОТДЕЛ IV. КРИТИКА, РЕЦЕНЗИИ, ЗАМЕТКИ, БИБЛИОГРАФИЯ ПО БОГОСЛОВСКИМ НАУКАМ
  • Г. М. Кессель. Библиографический указатель сочинений прп. Ефрема Сирина, переведенных с сирийского языка в серии ТСО
ОТДЕЛ V. ХРОНИКА И ОТЧЕТЫ
  • Собор святых Московской духовной академии: материалы к истории создания нового иконописного образа (Со вступительной статьей шум. Луки (Головкова))
 

Богословский вестник - 11-12 - 2010 - АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ ЕВГЕНИЙ - АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ

 
В 1685 г. — 325 лет тому назад — была основана Славяно-греко-латинская академия. Более чем три века отделяют нас от создания первого высшего духовного учебного заведения России. За эти годы Академия успела пережить периоды расцвета и упадка, влияния Востока и Запада, переезды из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру и обратно, закрытие и новое рождение в муках и тревожных надеждах на будущее.
 
«Юноши, вступающие на новое поприще наук! — говорил первый ректор Московской духовной академии архимандрит Симеон (Крылов) 1 октября 1814 г. в торжественный день открытия Академии в Лавре. — Потщитесь вашим прилежанием, преуспевая купно в благочестии и добродетели, оправдать надежды, кои полагают в вас святая Церковь и любезное всем нам Отечество! <...> Знаменуйте убо признательность вашу к отеческому о вас смотрению ревностнейшим и неослабным течением в предлежащем вам подвиге истинного просвещения...» Эти слова, хотя и кажущиеся слишком возвышенными, и поныне побуждают не сходить с узкого, но благодатного пути учения, которое и является подлинным подвигом и служением.
 
Основные языки преподавания, поочередно сменявшие друг друга, — греческий, латинский и русский — стали своеобразным символом многоликости Академии, ее открытости ко всему лучшему, к тому, что было создано высочайшими достижениями человеческого духа в синергии с Божественным Откровением. Оплоты классической и византийской образованности — первый и второй Рим — пали, а Москва, горделиво именовавшая себя их преемницей, должна была лелеять Академию как драгоценную школу духа, незыблемый оплот веры и государственности. Казалось, навсегда низвергнутый волной революционных событий, Третий Рим снова духовно восстал с тем, чтобы и возрожденная Академия могла снова и снова твердить о непреходящести вечного, об идеалах Святой Руси.
 
Из числа питомцев, наставников и преподавателей Академии составился целый сонм святых. По большей части это новомученики и исповедники, которые не побоялись засвидетельствовать о незыблемости своей веры в годину испытаний. Но и в более мирные времена в Академии было много труженников, самоотверженность и духовное горение которых непреложно свидетельствовало об их не всегда заметной миру святости.
Из стен Академии вышло множество архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, верно стоявших на свещнице служения Церкви и Отечеству. Одни из них прославились на строгом ученом поприще, другие занимались пастырским служением, а третьи миссионерствовали на необъятных просторах Руси и далеко за ее пределами. Служение Академии продолжается и поныне, но о настоящем более уместное и точное суждение вынесет будущее.
 
Академия всегда стремилась оставаться тем своеобразным эталоном, на который должны были равняться многие другие духовные учебные заведения России. Когда-то, в начале XIX в., ее попечению был вверен целый ряд семинарий. В конце XX — начале XXI в., когда впервые в истории функции председателя Учебного комитета и ректора Академии оказались совмещенными в лице одного должностного лица, ей пришлось принимать самое непосредственное участие в судьбах всех духовных учебных заведений Русской Православной Церкви на территории России. История повторяется, но только сейчас — в период патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла, определившего траекторию дальнейшего развития духовного образования, — мы вступаем в ту принципиально новую эпоху, которая позволит сочетать единство учебных и ученых установок с многообразием творческих решений и подходов.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя warden