Богословский вестник - № 3 (38)

Богословский вестник - № 3 (38)
Пролог книги Бытия (1,1-11,26) содержит изложение первоначальной истории мира (англ. The primeval Story или The Story of primeval Events и нем. Die Urgeschichte — «праистория») от начала творения — до призвания Авраама (12 гл.). Этот библейский отрывок является объектом пристального внимания учёных разных специальностей: религиоведов, библеистов, историков, литературоведов, филологов, этнологов, а также представителей естественных наук.
 
Цель нашего исследования проанализировать существующие определения содержания и литературной формы сюжетов Пролога книги Бытия и изучить возможность их согласования с его пониманием в церковной традиции.
 

Богословский вестник: научно-богословский журнал Московской духовной академии - № 3 (38)

Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2020. - 388 с.
 

Богословский вестник: научно-богословский журнал Московской духовной академии - № 3 (38) - Содержание

Список сокращений
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Библеистика
  • Михаил Анатольевич Скобелев - Пролог книги Бытия 1,1- 11, 26: пророческое откровение, история, миф или метаистория?
  • Илья Александрович Хангиреев - Документальная гипотеза происхождения Пятикнижия в творчестве Герхарда фон Рада
Сравнительное богословие 
  • Иеродиакон Ярослав (Очканов) - Роль протоиерея Евгения Попова в укреплении англикано-православного диалога
  • Патрология и восточно-христианская литература 
  • Протоиерей Борис Тимофеев - Θεωρία в древней греческой христианской экзегетической литературе
  • Александр Гивиевич Накаидзе - Сотворение человека по образу и подобию Божию в свете антропологических воззрений Иоанна Филопона в контексте византийской литературы
  • Алексей Дмитриевич Макаров - Распространение первого собрания св. Исаака Cирина за пределами Церкви Востока. Часть I: история изучения вопроса
История Русской Православной Церкви: дореволюционный период 
  • Архимандрит Макарий (Веретенников) - Месяцесловные памяти Русской Православной Церкви
  • Алексей Андреевич Рудченко - Практика награждения священнослужителей Русской Православной Церкви богослужебными наградами в XIX - начале XX века
  • Священник Георгий Безик - Задачи военного духовенства в период боевых действий в Первой мировой войне и методы их решения
История Церкви: новейший период 
  • Артём Александрович Копылов - Кадровый состав Московской епархии с 1945 по 1961 год
  • Арсен Артурович Григорян - Состояние Армянской Апостольской Церкви на момент прихода к власти Н. С. Хрущёва
  • Священник Петр Панов - Вклад митрополита Леонтия (Бондаря) в развитие приходской жизни Оренбуржья 1960-1990-х годов
Агиография
  • Митрополит Ферапонт (Кашин Дмитрий Витольдович) - Минейная (милютинская) редакция «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» (XVII век)
  • Инокиня Екатерина (Копыл Елена Владимировна) - Богословие святых мест в сочинениях палестинских агиографов VI-VII веков: темы, истоки, традиция. Часть II
Русская литература
  • Олег Иванович Сыромятников - Эсхатологические аспекты православной поэтики. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы»
Классическая филология 
  • Роман Сергеевич Соловьёв - «Законы» Платона как релевантный контекст школьного диалога «Евтифрон»
РЕЦЕНЗИИ
  • Священник Михаил Юров - Рецензия на: Графов А. Э. Словарь библейского иврита. М.: Текст, 2019.702[2] с. ISBN 978-5-7516-1537-6
  • Священник Андрей Выдрин - Рецензия на: Хенгель Мартин, Швемер Анна Мария. Иисус и иудаизм / Серия «Современная библеистика». М.: Издательство ББИ, 2016. xvi + 724 с. ISBN 978-5-89647-338-1

Богословский вестник: научно-богословский журнал Московской духовной академии - № 3 (38) - Илья Александрович Хангиреев - Документальная гипотеза происхождения Пятикнижия в творчестве Герхарда фон Рада

 
Герхард фон Рад родился в Нюрнберге в 1901 г. Образование получил на богословском факультете Тюбингенского университета, затем преподавал в университетах Лейпцига (с 1930 г.), Йены, Гёттингена и Тюбингена, в общей сложности с 1930 по 1967 г. В Лейпциге он познакомился с выдающимся библеистом профессором Альбрехтом Альтом (1883-1956), который оказал значительное влияние на научные представления Рада. Скончался Герхард фон Рад в Гейдельберге в 1971 г. На русский язык его работы, насколько нам известно, никогда не переводились.
 
Фон Рад написал множество сочинений, основными из которых являются капитальный двухтомный труд «Богословие Ветхого Завета» (1957), комментарии на книги Бытия (1953) и Второзакония (1964) и многочисленные статьи. Кроме этого, он, как и многие другие профессора германских богословских факультетов, являлся лютеранским пастором и считался талантливым проповедником. Некоторые его проповеди на новозаветную тематику были опубликованы и удостоились исследований. Изданы они были посмертно в 1972 г. Также фон Рад оказал определённое влияние на последующее протестантское богословие истории (особенно в части типологического и исторического толкования Библии), например, на такого известного теолога, как В. Панненберг.
Как и большинство западных библеистов XX в., фон Рад был явным сторонником так называемой документальной гипотезы и находился под её большим влиянием. Кроме того, его представления об этой гипотезе были весьма мало изучены даже зарубежными авторами, поэтому наше исследование представляется весьма актуальным. Краткую историю данной гипотезы мы постараемся сейчас привести.
Хотя вопросы о происхождении Пятикнижия возникали уже у средневековых еврейских экзегетов (Авраам ибн Эзра и др.), но всерьез этим вопросом задались в XVIII в. немецкий богослов X. Б. Виттер (1683-1715) и французский врач Жан Астрюк (1684-1766). Независимо друг от друга они пришли к выводу, что изначально существовали два источника Книги Бытия, которые Астрюк назвал Элохистом и Яхвистом согласно употреблению имён Божиих Элохим (’lhym, в русском переводе обычно «Бог») и Яхве (yhwh, ранее произносимое как «Иегова», в русском переводе обычно «Господь»). Немецкий учёный Иоганн Эйхгорн (1752-1827) был сторонником Астрюка и старался развить эту гипотезу, выделяя ещё один источник — Священнический кодекс. Эта модель возникновения Книги Бытия называется старой документальной гипотезой.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.8 (4 votes)
Аватар пользователя brat magistr