Богословский вестник - Том 33 - 2 - 2019

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Богословский вестник - научно-богословский журнал - Том 33 - 2 - 2019
Журнал «Богословский вестник» решением Президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2018 г. включен в Перечень рецензируемых научных изданий.
Журнал «Богословский вестник» включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Статьи журнала учитываются в рейтинге авторов как публикации в рецензируемом журнале с ненулевым импакт-фактором.
 

Богословский вестник - научно-богословский журнал - Том 33 - 2 - 2019

Московская духовная академия
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2019.
Т. 33. — № 2. — 320 с.

Богословский вестник - научно-богословский журнал - Том 33 - 2 - 2019 - Содержание

  • Список сокращений
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Библеистика
  • Михаил Анатольевич Скобелев, Илья Александрович Хангиреев - Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования
Богословие и философия
  • Михаил Степанович Иванов - Владимир Соловьёв и христианство
  • Протоиерей Василий Петров - Греческое православное богословие второй половины XX и начала XXI века о влиянии латинской богословской традиции на мысль прп. Никодима Святогорца (1749–1809)
  • Иеродиакон Дамиан (Воронов) - Смерть человека или смерть мозга? Часть II. Проблема критерия смерти
Естественно-научная апологетика
  • Протоиерей Олег Мумриков, Илья Алексеевич Беломытцев - Homo neanderthalensis (неандерталец) в свете современных данных палеоантропологии: естественно-научное и библейско-богословское осмысление
Патрология
  • Протоиерей Тимофеев Борис - Экзегеза прп. Исидора Пелусиота († 449): точка пересечения александрийской и антиохийской экзегетических традиций
  • Инокиня Екатерина (Копыл) - Богословие святых мест прп. Иоанна Дамаскина: основные темы
Аскетика
  • Игумен Дионисий (Шленов) - Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть II
История
  • Архимандрит Макарий (Веретенников) - Кончина Патриарха Филарета и память о нём в последующее время
  • Диакон Никита Кузнецов - Отделение Церкви от государства: как это происходило в советской России
Античная литература
  • Роман Сергеевич Соловьёв - Об относительной хронологии диалогов «Евтифрон» и «Протагор»
Агиография
  • Константин Ефимович Скурат - «Хочу и умереть, отойти от этой жизни, пребывая в общении с Господом» (по письмам епископа Вениамина (Милова)). Часть I
Русская духовная литература
  • Варвара Викторовна Каширина - Проект святителя Феофана Затворника по изданию нового журнала «Апологет
РЕЦЕНЗИИ, БИБЛИОГРАФИЯ
  • Священник Андрей Выдрин - Рецензия на: Пеликан Я. Кому принадлежит Библия. Краткая история Писания /Пер. с английского. М.: Издательство ББИ; К.: Дух i лiтера, 2019. 253 с
  • Валерий Яковлевич Саврей, иеромонах Феодор (Юлаев) - Рецензия на: Адриан (Пашин), игумен. Главное христологическое произведение Анастасия Синаита «Путеводитель». Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 2018

Богословский вестник - научно-богословский журнал - Том 33 - 2 - 2019 - Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования

 
Аннотация                                                                                                     
В статье анализируются труды и методы исследования Священного Писания двух выдающихся европейских библеистов — Юлиуса Велльгаузена (1844-1918) — и Германа Гункеля (1862-1932). Ссылками на труды обоих упомянутых исследователей «пестрят» научные монографии и статьи современных библеистов, им посвящаются конференции и сборники статей. Ю. Велльгаузен — представитель метода критики источников, который он последовательно использовал в отношении всех канонических книг Ветхого Завета, но главным предметом его исследования было Пятикнижие. Герман Гункель — разработчик метода анализа форм. Не отвергая подхода Ю. Вельгаузена, Гункель дополнил его анализом литературных форм, разработав классификацию жанров для всех книг Ветхого Завета. Кроме того, Гункель настаивал на необходимости при изучении Священного Писания не замыкаться исключительно на самом библейском тексте, а обязательно учитывать его связь с литературами Древнего Востока — сравнительный (компаративный) метод. Таким образом, Гункель ввёл в современную библеистику синтетический подход, объединив метод критики источников с жанровым и компаративным анализом. Авторы статьи представили основные научные положения Ю. Велльгаузена и Г. Гункеля о происхождении Пятикнижия, постарались дать оценку их методологии, рассмотрели возможность использования их трудов в православной экзегезе.
 
Введение
Юлиус Велльгаузен (1844-1918 гг.) и Герман Гункель (1862-1932 гг.), как справедливо заметил Рудольф Сменд, являются ключевыми фигурами европейской библеистики XIX-XX вв. Рудольфу Сменду принадлежит важное наблюдение, касающееся взаимоотношений между двумя упомянутыми исследователями: трудами Ю. Велльгаузена завершился важный этап (целая эпоха) в развитии документальной гипотезы о происхождении Пятикнижия, длившийся, начиная с Ж. Астрюка (1753 г.), почти полтора столетия, а исследованиями Г. Гункеля открылся новый этап в развитии библейской науки. В этом отношении показательна оценка самим Гункелем того вклада, который он внёс в изучение Писания:
«Я надеюсь, что будущее покажет, что я был истинным велльгаузенианцем, который перенес критическое исследование Ветхого Завета в другую эпоху и этим избежал упадка».
 
Помимо главного профессионального интереса к Священному Писанию, Ю. Велльгаузена и Г. Гункеля объединяло происхождение — оба были сыновьями евангелических (лютеранских) пастырей, оба учились в Геттингенском университете, и тот и другой оказали мощнейшее влияние на зарубежную библеистику XX-XXI вв.
 
Ю. Велльгаузен известен прежде всего как учёный, предложивший решение вопроса о происхождении Пятикнижия, его теория получила название документальной (англ. documentary hypothesis), или гипотезы четырёх источников (англ. four sources). Согласно данной гипотезе, Пятикнижие состоит из четырёх источников (слоев): Ягвиста (J), Элогиста (E), Девтерономиста (D) и Жреческого кодекса (P). Перечисленные слои, по мнению Ю. Велльгаузена, продолжаются и в книге Иисуса Навина, поэтому он назвал свою работу: «Композиция Шестикнижия» (нем. Die Сomposition des Hexateuchs).
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя esxatos