Брит Олам – Молитвенник для Бней Ноах

Брит Олам – Молитвенник для Бней Ноах
Раби Акива, величайший из мудрецов Талмуда, подчеркивает: «Дорог человек, который создан по образу Бога» (Авот, 3,14) - образ Бога есть в каждом человеке, и поэтому в нем есть высшая точка, из которой происходит стремление души к Творцу мира. Все приходящие в мир, в любых концах Земли, ощущают в глубине своей души призыв приблизиться к Всевышнему, исполнять Его заповеди, служить Ему всем сердцем, с любовью и трепетом.
 
Наш учитель Моше бен Маймон (Маймонид) говорит об этом так: «Мужчина или женщина, любой человек из приходящих в мир, в котором проявится стремление предстать перед Господом, служить Ему и познавать Его, и идти прямым путем, как создал его Всевышний, и пренебречь множеством бренных расчетов выгоды, которыми обычно поглощены люди, - такой человек освящается из Святая Святых, и будет Бог его участью и наследием навечно.
 
И также и в этом мире Всевышний воздаст ему, и будет ему достаточно, как Он воздал койенам и левитам. И об этом сказал Давид (Пс. 16:5): «Господь - моя доля, моя чаша! Ты поддерживаешь мою судьбу» (Мишне Тора, Законы Седьмого года, 13:10). Таким образом, эта связь со Всевышним относится не только к еврейскому народу, но и ко всем людям на земле. Пути служения Всевышнему, связи и диалог с Ним многообразны. И одним из важнейших компонентов этой связи является молитва.
 
У молитвы древние корни, заложенные почти в самом начале человеческой истории, она сопровождает всю человеческую культуру. И в ней сочетаются личные элементы с элементами традиционно принятыми. Сама концепция молитвы пробуждает много вопросов. Как возможно говорить с Кем то, кто не проявляется для нас? Как можно предположить, что молящийся может убедить Господа изменить Его желание (а именно в таком стиле сформулирована традиционная молитва)?
 
Может ли человек сам составить свою молитву или он обязан придерживаться традиционно принятого текста молитв? Почему установлены время и условия молитвы? Эти вопросы подробно обсуждаются в еврейской религиозной литературе, и в кратком предисловии нет возможности разобрать их. Скажем только, что, согласно еврейской традиции, концепция обращения человека к Творцу миров была открыта человечеству через трех праотцов народа Израиля - Авраама, Ицхака и Якова, и что Всевышний сделал милость человеку, когда предоставил ему возможность пользоваться каналом молитвы, который, с одной стороны, связывает Творца и душу человека, а с другой стороны, соединяет душу человека с его сознанием.
 
Выражение своей связи с Богом через молитву очень важно для каждого человека. Во время молитвы мы не занимаемся разбором философских вопросов, которым уделяем внимание в часы учения. Молитва же предназначена для того, чтобы высказать себя перед Всевышним. И это важнейшее переживание трепета перед Господом и любви к Нему, радости и веры.
 

Брит Олам – Молитвенник для Бней Ноах

Составлен раввином Ури Шерки, руководителем «Брит Олам», Международного Центра Бней Ноах
Перевод под редакцией Пинхаса Полонского
Иерусалим – 5775 / 2015 г.
 

Брит Олам – Молитвенник для Бней Ноах – Содержание

  • Молитвы и их порядок
  • Краткий вариант молитв
  • Ежедневные молитвы
  • Молитвы в субботу
  • Полный вариант молитв
  • Ежедневные молитвы
  • Благословения
  • Суббота
  • Праздники
  • Пасхальный седер, Агада
  • Суккот - Вознесение лулава
  • Дни Трепета - Новолетие и день искупления
  • День Бней Ноах - 27 Мархешвана
  • Ханука - Зажигание свечей
  • Пурим - Порядок дня и чтение Свитка Эстер
  • День независимости Израиля и день Иерусалима
  • Посты
  • Круг жизни
  • Молитвы в особых случаях
  • Правила поведения в жизни
  • Благотворительность
  • Практика проявления милости
  • Гостеприимство
  • Посещение Больных
  • Оценка земледельцем своего урожая
  • Забота о здоровье и другие хорошие обычаи   
  • Отрывки для учебы и размышления
  • Поучения Отцов / Пиркей Авот
  • Маймонид, Тринадцать принципов веры
  • Маймонид, Мишне Тора
  • Иеьуда Галеви, «Кузари»
  • Расписание молитв на дни года
  • Молитвы буднего дня
  • Молитвы в субботу
  • Новомесячье
  • Праздники по порядку их следования от новолетия

Брит Олам – Молитвенник для Бней Ноах – «Служение Сердца»

 
Молитва - это «служение сердца», беседа между сотворенным и Творцом, она относится к универсальным ценностям, единым для всего мира. Рав Иоси сын рава Ханины сказал: Авраам установил утреннюю молитву, и об этом говорит Тора: «И встал Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Господом» (Быт. 19:27). Ицхак установил послеполуденную молитву, как сказано: «Ицхак вышел беседовать в поле под вечер» (Быт. 24:63), Яков установил вечернюю молитву, как сказано: «И достиг одного места, и переночевал там» (Быт. 28:11) (Трактат Брахот 26б).
 
Когда Тора заповедует «Служить Богу всем сердцем» - то «служение сердца» это молитва. (Трактакт Таанит 2а). Раби Шимон говорил: «Когда ты молишься, не стремись сделать молитву стандартной и неизменной, но постарайся, чтобы была она просьбой о милосердии и мольбой, обращенной ко Всевышнему, как сказано (йоэль 2:13): «Ибо милостив и милосерден Он, долготерпелив, и полон благодеяний, и сожалеет о бедствии»» (Трактакт Авот 2, 18).
 
Молитва Только К Всевышнему. Следует обращать свою молитву только к Всевышнему, Творцу неба и земли, Богу Израиля. Запрещено молиться другим высшим силам и чему бы то ни было в творении. Любое молитвенное обращение к ним приводит к язычеству и включено в запрет идолопоклонства.
 
Порядок Молитвы. В народе Израиля порядок поколений назад, от праотцов молитв установлен много народа, пророков и мудрецов.
Согласно еврейской традиции, молитва читается трижды в день: утром («шахарит»), после полудня - дневная молитва («мин-ха») и вечером после захода («маарив»); установление их связывают с праотцами: Авраамом, Ицхаком и Яковом. Молитва может быть произнесена отдельным человеком - как разговор между ним и Творцом мира или же она может быть общественной и произноситься в общине. Центральная часть молитв называется Амида - «Стояние [перед Всевышним]», она же «Шмоне Эсре» («Восемнадцать») - по числу благословений, из которых она изначально состояла в будни. Амида (в будни) строится в следующей последовательности:
  1. Воздать хвалу Всевышнему.
  2. Просьба к Нему удовлетворить потребности и нужды человека.
  3. Благодарность Всевышнему.
В Субботу и праздники просьбы к Всевышнему заменяются на «освящение дня». Молитву Амида дополняют различные отрывки, содержание которых - это провозглашение веры или провозглашение слов Торы, так например чтение «Шма, Исраэль». Шма, Исраэль и Амида являются главными частями молитвы, и если трудно прочесть все молитвы целиком, именно на них следует сосредоточиться прежде всего. В общественную молитву входит также торжественное чтение недельных разделов Торы. В субботу и праздничные дни добавляют дополнительную молитву - Мусаф, соответствующую принесению дополнительной жертвы в праздники. Текст молитв немного меняется в разные дни года, в субботу, в праздники и т.д.
 
Имена Всевышнего. На иврите главное Имя Творца - это четырехбуквенное Имя, которое не произносят, и в молитве вместо него говорят «Адонай», а в обычном разговоре принято вместо этого произносить «hа-Шем» («Имя»), что записывается обычно сокращенно как "П". Чтобы соблюдать святость Имени, в молитвеннике тоже избегают писать его так, как оно записано в Писании. И поэтому в молитвеннике на иврите принято обозначать его двумя буквами йуд: "יי". Другие имена Бога в ивритской версии молитвенника (и в ивритских цитатах в данном издании) были оставлены без изменений.В соответствии с традицией, сложившейся в русском языке, мы переводим четырехбуквенное Имя как «Господь», а Имя «Элоhим» как «Бог».
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 7 (3 votes)
Аватар пользователя brat librarian