Булгаков - Утешитель - О Богочеловечестве - Часть II

Протоиерей Сергий Булгаков - Утешитель - О Богочеловечестве - Часть II
Книга об Утешителе... Многое найдется здесь сказать для богослова, важное и нужное, забытое и неуведанное. Однако все слова о Духе останутся бедны u мертвы, лишенные самого Духа, Его воздыханий неизреченных и глаголов пророчественных. И взывает тварь, молить Духа: ПРИИДИ И ВСЕЛИСЯ В НЫ. Изнемогающе зовет, истаевающе жаждет. Утешитель близ, Он в мире, но не с миром, – в нас, но не с нами... Он неизменно доступен и явно ведом в дыхании Своем, в таинственном присутствии Своем. Чрез таинства Церкви дает Он нам живое богообщение. Он хранит Ее и руководит Ею, Его силою Она для нас есть высшая действительность, которая не отнимается и не обнимется от нас, – радость на веки, свет вечности в дольнем мире: Дух, сошедший с небес, ниспосланный Сыном от Отца, Отца и Сына являющий. Но с Божеским в нас соединено – «нераздельно и неслитно» – человеческое, которое имеет обожиться, стать богочеловеческим. И как печально и даже странно оно, это человеческое, как оно чуждается Духа и бежит от Него, боится и не хочет Его: u хранители священного огня, имеющие благочестие храма, но чуждые благочестия творческой жизни, как и вовсе не ведающие святыни, озлобленные ее хулители и отрицатели, порой нечуждые благочестия жизни и искания творчества.
 
Надмение и ожесточение, фарисейское u саддукейское: бездушие во имя духовности и хула на Духа ради плоти, согласно соединяются в угашении духа и уничижении пророчества: кустодия, хранящая, суетное и ложное, застой, возводимый в закон жизни, u безрадостный прозаизм, эта проказа лжедуховности, – на одной стороне, и демоническое богоборство с гуманистическим самообожением, животное равнодушие к духовному и погружение в плоть, – на другой. Огненные языки, вспыхивающиево тьме, озлобленно угашаются и бессильно гаснут. Ночь мира зияет мраком пустоты, в царстве зверя и лжепророка. Но мир и сам уже содрогается от этой пустоты духовной, – u он жаждет вдохновения, ищет пророчества, откровения БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОГО о ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ, о мире и человеке. Знает и хранит Божеское, но не знает и не умеет найти Богочеловеческое. И если Бог не поможет, то н e спасется человек... Но Бог уже спас, ибо пришел в мир и стал Человеком. И, вознесшись из мира, послал с небесе Духа Св., даровал Пятидесятницу. Дух Св. пребывает в мире, Он дан нам, и горе нам, если мы не в Духе. Ho молим и чаем нового дара всеединой Пятидесятницы, нового ответа н a вопросы безответные, нового творчества, нового вдохновения, жизнь преображающего, зовущего ко встрече Христа Грядущего. He имущие Духа, мы жаждем Его и изнемогаем о Нем.
 
Без Него вся наша историческая эпоха содрогается смертною судорогой. Hoтаинственно орошаемые Духом в таинствах, с ними и в них чаем нового таинства жизни, дара пришедшего и с нами пребывающего Утешителя. И в агонии своей мир знает Утешение и чает Утешителя, как Любовь Божию к миру, и – любит Любовь. Он любит Любовь в делах ее, в дарах ее, которые суть дары Духа Св. И несытная любовь наша хочет любить и саму Любовь, – не только силу ее, но и лик, ипостасный лик, нам неведомый, неявленный, неоткрытый. И любовь наша ищет отражений этого лика, явления его. Она ищет и – находит: в ведомом и неведомом, земном и небесно-прославленном лике Духоносицы, Богоневесты и Богоматери, Девы Марии, препрославленной Царицы Небесной, во Успении мира не оставившей, но, – как Ипостасная Любовь Божия, Дух Св., – пребывающей в мире и вместе над миром. Наши очи слепы, чтоб видеть в небесах эту Славу, и однако чаем ее откровения, ее приближения к миру, ибо во Славе Грядущий Христос приблизится. Тогда явится полнота Богочеловечества: Иисус – Мария, Логос и Дух Св., отрывающие Отца. Эта полнота откровения обетование изнемогающему творению. Высокими умы ш очищенным сердцем восстанем заутра с зажженными светами навстречу ему, – Богочеловечеству.
 

Протоиерей Сергий Булгаков - Утешитель - О Богочеловечестве - Часть II

Париж 1936.
YМСА-Рrеss. стр.447
 

Протоиерей Сергий Булгаков - Утешитель - О Богочеловечестве - Часть II - Содержание

К читателю
Введение. Учение о Духе Святом в святоотеческой письменности
  • I. Первохристианство
  • II. Тертуллиановский субординационизм и стоическая философия.
  • III. Космологический субординационизм в арианстве
  • IV. Онтологический субординационизм в учении о Св. Троице у Оригена
  • V. Омоусианство в тринитарной доктрине святого Афанасия Александрийского
  • VI. Учение о Св. Троице и о Св. Духе у каппадокийцев
  • VII. Западная система омоусианского троичного богословия (блаженный Августин)
  • VIII. Тринитарная и пневматологическая доктрина у св. Иоанна Дамаскина
Глава 1: место третьей ипостаси в Св. Троице
  • I. Троичность и Третья Ипостась
  • II. Таксис, или порядок, ипостасей во Св. Троице
Глава 2: Исхождение Святого Духа
  • I. Первые попытки учений об исхождении Св. Духа: διὰ и et (que)
  • I. Св. Афанасий Александрийский
  • II. Св. Василий Великий
  • III. Св. Григорий Богослов
  • IV. Св. Григорий Нисский
  • V. Св. Епифаний Кипрский
  • VI. Св. Кирилл Александрийский
  • VII. Дидим Александрийский
  • VIII. Св. Иоанн Дамаскин
  • IX. Западное богословие: блаженный Августин
  • II. Вторая эпоха в учении об исхождении Святого Духа, – греко-латинская полемика: фотивское, анти-латинское, богословие против латинского филиоквизма
  • 1. Учение об исхождении Св. Духа у Патриарха Фотия
  • 2. Латино-греческая полемика в XIII веке в связи с лионским собором 1274 г
  • 3. Латино-греческая полемика в XV в., в связи с Ферраро-Флорентийским собором 1438–9 года
  • 4. Западная доктрина и флорентийский догмат
  • 5. Общие выводы относительно διὰ τοῦ ϒἱοῦ и filioque
Глава 3: о Духе Божием и Духе Святом
Глава 4: двоица слова и Духа
  • а) В Божественной Софии
  • б) В тварной Софии
Глава 5: откровение Духа Святого
  • 1. Кенозис Духа Святого в творении
  • 2. Боговдохновенность в Ветхом Завете
  • 3. Боговдохновение во Христе
  • 4. Пятидесятница
  • 5. Дары Пятидесятницы
    • А). Сошествие Св. Духа
    • Б). Дар пророчества
    • В). Духовная жизнь
    • Г) Дар любви
    • Д). Пределы Пятидесятницы
    • Е) Богочеловечество
Эпилог-пролог к первому и второму тому трактата о богочеловечестве
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat Andron