Буткевич - Зло, его сущность и происхождение

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 1
Что в этом мире зло есть явление всеобщее и универсальное — это положение, столь очевидное само по себе, по-видимому, даже не нуждается ни в каких особенных доказательствах.
 
С фактом существования зла в мире каждому невольно приходится считаться: болезни, скорби, нравственные и физические страдания, смерть близких сердцу родных и друзей, враждебность даже со стороны тех, кому сделано добро или оказана помощь, разочарование в надеждах, ожиданиях и дружбе, воровства, убийства, несчастие на море и железнодорожном пути, — все это явления нежелательные, но, к сожалению, почти ежедневные и повсеместные. Не мы одни и не в наше только время, но все люди и во все времена, насколько помнит история человечества, испытывали на себе всю тяжесть господствующего в мире зла и страданий.
 
«Весь мир во зле лежит», — говорит св. апостол Иоанн Богослов в своем первом соборном послании (1 Ин. 5:19). И кто станет отвергать эту истину? Конечно, можно спорить (и спорят) о том, откуда происходит существующее в мире зло, как нужно смотреть на него, в чем должно полагать его сущность и какими средствами следует (и следует ли) бороться с ним, но самый факт существования зла в мире и его всеобщего распространения, очевидно, не может подлежать никакому сомнению. Божественное Откровение, наука, общественная жизнь и ежедневный опыт одинаково подтверждают его. Богословы и философы, все духовные и светские писатели, христианские отшельники и индийские факиры, государственные деятели, законодатели и администраторы не только не отвергают факта универсального господства злав мире и его всеобщего распространения, но борьбес ним нередко посвящают все свои силы, вследствие чего с большим или меньшим вниманием относятся к его изучению, желая выяснить его сущность, указать действительный источник его происхождения, определить его смысл в общем течении мировой жизни и таким образом найти надежные средства для борьбы с ним и побеждения его, если уже нельзя, как говорят, «вырвать зло с корнем».
 
Факт универсальности господствующего в мире зла, раскрытие его сущности, указание источника, из которого оно происходит, и средств, какими могут располагать люди для того, чтобы бороться с ним и победить его, — вот что, можно сказать, составляет главное и основное содержание всех книг Св. Писания как Ветхого, так и Нового завета. И какой скорбной и мрачной представляется жизнь мира, и в особенности жизнь людей, вследствие господства в ней зла, напр., в Псалтыри, Книге Иова, писаниях Соломона, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, в Евангелиях, апостольских посланиях и Апокалипсисе. Давид почти в каждом псалме указывает на скорби, угнетения, бедствия, страдания, козни врагов, беззаконие грешников и всеобщее развращение современников, не находя ни одного человека, делающего «благостыню». Соломон, изучив жизнь во всех ее проявлениях и пораженный господствующим в мире злом и его страшными размерами, готов даже предпочесть бытию совершенное небытие. «Видел я, — говорит он (Екк. 4:1-3), — всякие угнетения, какие делаются под солнцем... И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе, а блаженнее тех и других тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем». Он, изведав жизнь опытом при наилучших условиях, указывает, однако же, зло даже в том, в чем люди легкомысленные надеются найти не только добро, но и благо — земное счастие: в чувственных удовольствиях и пиршествах, красивых женщинах, успехах в делах, высоком общественном положении, в богатстве и даже мудрости. Премудрый сын Сирахов столь же мрачными красками описывает человеческую жизнь, в которой повсюду господствует беспредельное зло и проклятие. «Много трудов,— говорит он (Сир. 40:1-9), — предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производят в них размышление и страх сердца. От сидящего на славном престоле и до поверженного на земле и во прахе, от носящего порфиру и венец и до одетого в рубище, — у всякого досада и ревность, и смущение, и беспокойство, и страх смерти, и негодование... Это бывает со всякой плотью, от человека до скота: смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушение и удары». «Когда вы рождаетесь, — говорит он в другом месте (Сир. 41:12), — то рождаетесь на проклятие, и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие».
 

Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 1

К.: «Пролог», 2007. — 314 с.
ISBN 978-966-8538-S1-3
 

Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 1 - Содержание

I.Универсальность зла в мире, понятие о нем
II.Учение Божественного Откровения о происхождении зла в мире
III. Древнецерковное учение о первородном грехе как источнике зла в мире
IV. Предания народов о грехопадении первых людей как источнике зла в мире
V. Учение разума
  • Учение древнекитайских мыслителей
  • Учение древних индийцев
  • Учение Зороастра
  • Учение греческих философов
  • Учение ионийцев
  • Учение Анаксимандра
  • Учение Фалеса. Что такое смерть — добро или зло?  
  • Учение пифагорейцев
  • Учение элеатов
  • Учение Гераклита
  • Учение Эмпедокла
  • Учение Демокрита
  • Учение Протагора и софистов
  • Учение Сократа
  • Учение Эвклида
  • Учение циников
  • Учение Аристиппа
  • Учение Платона
  • Учение Аристотеля

Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 1 - Универсальность зла в мире, понятие о нем

 
По учению новозаветных писателей, мир не только во зле лежит, но и является неиссякаемым источником всякого рода зла и вражды к Богу: от него происходят многоразличные искушения, соблазны, грехи и преступления. Сам Спаситель противопоставлял мир царству Божию, благодати и истине. Мир, по учению Спасителя (Ин. 14:17), не может даже принять Духа истины, потому что он не видит Его и не знает Его. «Люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19), и Господь свидетельствовал о мире, что дела его злы (Ин. 7:7). Мир возненавидел Сына Божия и Его апостолов, которых убивая, думал еще, что он тем служит Богу. Так же учили о мире и апостолы — особенно Иоанн и Павел.
 
Христианские отшельники не только отрекаются от мира, но прямо бегут от него в пустыни, потому что мир, по их справедливому убеждению, исполнен зла и соблазнов и представляет много препятствий в деле спасения и нравственного усовершенствования.
 
Мыслители и философы, если только они не переступают, ради своего мировоззрения, пределов благоразумия и здравомыслия, не могут не согласиться с указанием Божественного Откровения на то, что существующее в мире зло имеет универсальный характер, что оно разлилось по всему миру безбрежным потоком, что скорби и бедствия чрезмерно отягощают человеческую жизнь и что в этой земной жизни человек обречен как бы только на борьбу со страданиями, горем, бедствиями и всевозможными несчастиями.
 
Универсальность зла в мире и его постоянное развитие или усиление как в жизни людей, так и в окружающей человека природе признавали уже (за исключением скептиков) почти все древние языческие мыслители, как, например, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ, Антисфен, Платон, Аристотель, стоики, эклектики, неоплатоники и т. п., но было бы слишком утомительно приводить здесь мнение всех мыслителей, признающих за злом универсальный характер, тем более, что в свое время нам придется довольно подробно излагать учение философов как древнего, так и нового времени о том, в чем, по их мнению, нужно полагать сущность зла и из какого источника оно происходит. Мы приведем поэтому здесь только мнение некоторых выдающихся новейших мыслителей.
 
Кант начинает свое сочинение «Религия в границах простого разума» такими словами: «Что мир во зле лежит, это — жалоба, которая так же стара, как история, даже как еще более старо поэтическое искусство, древнейшая жреческая религия». По словам Канта, все одинаково думают, что мир начался добром: золотым веком, райской жизнию или какою-либо еще более счастливой жизнию в общении с небесным существом, но это счастие, говорит он, скоро исчезает, как сон. 

Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 2Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 2

К.: «Пролог», 2007. — 264 с.
ISBN 978-966-8538-S1-3

Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 2

V. Учение разума (продолжение)
  • Учение стоиков
  • Учение эпикурейцев
  • Учение скептиков
  • Учение эклектиков и александрийцев
  • Учение Плутарха Херонейского
  • Учение Филона
  • Учение неоплатоников
  • Учение гностиков
  • Учение Пелагия
  • Учение Августина
  • Учение схоластиков
  • Учение Эригены
  • Учение философов нового времени
  • Учение Гоббеса
  • Учение картезианцев
  • Учение Спинозы
  • Учение Лейбница и его последователей
  • Учение деистов, энциклопедистов и рационалистов XVIII в.
  • Учение представителей философии здравого смысла и супранатурализма
  • Учение Канта
  • Учение Фихте
  • Учение Шеллинга
  • Учение Гегеля
  • Учение Шопенгауэра
  • Учение Гартмана
  • Учение Шлейермахера
  • Учение Шенкеля
  • Учение Ю. Мюллера
  • Учение Д. С. Милля
  • Теистический рационализм
  • Учение индивидуализма
  • Учение Пфлейдерера
  • Учение дарвинистов и эволюционистов
VI. Заключение
  • А. Общие возражения против учения Божественного Откровения о происхождении зла в мире
    • 1. О мнимой несоединимости богооткровенного учения о происхождении зла со всеведением Божиим
      • а. Мнения богословов
      • б. Учение детерминистов
    • 2. О мнимой несоединимости богооткровенного учения о происхождении зла со свойством справедливости Божией
    • 3. О мнимой несоединимости богооткровенного учения о происхождении зла с Божественным Промыслом
  • Б. Мнимонаучные возражения

Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич - Зло, его сущность и происхождение - Том 2 - Учение стоиков

 
Воззрения Сократа и Платона имели большое влияние на характер учения древних стоиков, которыми, впрочем, они были усвоены через посредство школы циников. Своей зависимости от школы циников не скрывали и сами стоики, что видно уже из того, что истинными мудрецами они считали только Сократа и затем знаменитых циников — Антисфена и Диогена. Многие западноевропейские ученые, Д. Гюйо, Тро-плон, С. Шмидт, А. Флери, Бинклер, Бруно Бауэр, Вей-гольдт и другие, признают тесное взаимоотношение между христианством и стоицизмом, при чем одни хотят видеть влияние христианства на учение стоиков, другие наоборот стараются указать генетическую зависимость христианства от стоиков. Но учение стоиков о добре и зле, добродетели и пороках, наилучшим образом доказывает несостоятельность этого в высшей степени странного предположения.
 
Учение стоиков о добре и зле, в сущности, сходное с учением Сократа и циников, представляет, однако же, и некоторые черты мнимой оригинальности, отличающие его от учения Сократа и циников. В основу своего учения стоики старались положить общее метафизическое мировоззрение, из которого бы, так сказать, с необходимостию вытекала их этика. Заимствуя такое общее мировоззрение у пантеистов, они, однако же, только механически могли соединить его с учением Сократа о началах нравственной деятельности. Вследствие этого их учение скорее следует признать эклектическим, чем стройным и последовательным философским мировоззрением. По учению стоиков, весь мир есть раскрытие одного общего начала, которое они называли различно — огнем, воздухом, эфиром, дыханием, душою мира, всеобщим разумом, божеством. Хотя некоторые стоики и старались, по-видимому, не отождествлять этого единого абсолютного начала с материею, духа с телом, но в действительности они не могли указать никакого существенного различия между ними. По их учению, все явления в жизни мира подчинены закону безусловной необходимости как невольные обнаружения единого абсолютного начала. Судьба и законосообразность — вот что управляет жизнию всего мира, от морской песчинки до величественных небесных светил, от насекомого до человека! Душа человека есть только часть единого абсолютного начала, или души мира, истечение из общего начала, как и все остальное. Отсюда стоики видели себя вынужденными отрицать свободу человеческой воли и проповедовать детерминизм, не всегда, однако же, в равной степени оставаясь верными своим основным принципам. Пантеизм принципиально не может полагать различие между добром и злом, так как для него все явления одинаково необходимы как необходимые обнаружения одного и того же абсолютного начала. Так, по-видимому, должны были бы поступить и стоики. И действительно, все явления внешнего мира, как и все не зависящее вполне от человека, как например, здоровье, богатство, почести, красота, семейное благополучие, даже сама жизнь, а с другой стороны — бедность, страдания, болезнь, потеря родных и друзей, собственная смерть, клевета, позор и т. д. были объявлены стоиками как нечто совершенно безразличное, ни добро, ни зло.
 
Господствующее в мире зло стоики не хотели даже понимать, подобно Аристотелю, как простое несовершенство. В этом случае они являлись крайними оптимистами, которых не в силах был превзойти даже и Лейбниц. Они доходили до того, что просто превозносили зло как благо, признавали его более полезным, чем добро, и самое значение добра ставили в зависимость от существования в мире зла.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Lexux