Церковный историк - Т. 2 (№ 2) - 2019

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Церковный историк: научный журнал - Т. 2. - № 2 - 2019
В XIX веке духовенство Российской империи являлось фактически замкнутым сословием, несмотря на предпринятые реформы, значительно повысившие его социальный статус. Так, реформы, проведённые Александром І с 1801 по 1815 год, были нацелены на улучшение социального положения и повышение образовательного уровня клириков: расширены права и привилегии духовенства, отменены телесные наказания для духовных лиц и членов их семей, отменена воинская повинность для клириков и членов их семей, создан пенсионный фонд. Предоставление рекомендаций официальных светских лиц при постановлении на священнические должности утратило обязательный характер; проведены значительные реформы духовного образования, наличие которого у кандидата в священный сан стало необходимым условием рукоположения. 
 
Указом 1808 года всех детей духовенства с 7 лет зачисляли в духовные училища, и через 20 лет учащихся стало гораздо больше, чем возможных вакансий на священнослужительские места. Избыток детей духовенства послужил одной из причин замкнутости сословия: во-первых, кандидатов из самого священства было очень много, во-вторых, лицам не духовного сословия получить образование в семинариях было практически невозможно. Должность приходского священника передавалась от отца к сыну, а в случае если у священнослужителя были только дочери, то его преемником становился муж одной из них. Те приходы, где священническое место можно было получить таким образом, неофициально назывались «приходами со взятием». Решить проблему дальнейшего трудоустройства и обеспечить средствами к существованию тех дочерей лиц духовного сословия, которые не имели в качестве приданого отцовского места, было призвано женское духовное образование. С этой целью создавались епархиальные женские училища. 
 

Церковный историк: научный журнал - Т. 2. - № 2 - 2019

Московская духовная академия
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 320 с. 
ISSN 2658-4476 
 

Церковный историк: научный журнал - Т. 2. - № 2 - 2019 - Содержание

ОТДЕЛ I. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА 
  • Иеромонах Тимофей (Ясеницкий) Прозелитическая активность Галицкой греко-католической митрополии на канонической территории Российской Православной Церкви в первой четверти XX века 
ОТДЕЛ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ 
  • Георгий Евгеньевич Колыванов Русские православные духовные семинарии в период от начала 
  • Первой мировой войны до Февральской революции 
  • Нина Викторовна Холодкова Из истории Царских чертогов Троице-Сергиевой Лавры в советское время 
  • Кирилл Андреевич Черепенников Покровский академический храм Московской духовной академии в дневниках профессора Александра Дмитриевича Беляева 
  • Игумен Герасим (Дьячков) Икона Преображения Господня последней четверти XVII века из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря 
  • Татьяна Юрьевна Токарева, Нина Викторовна Холодкова Каменная икона Богоматери «Одигитрии» Смоленской XV века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника: новые данные 
  • Священник Илья Письменюк Участие греческой иерархии в развитии старообрядческого раскола на Руси 
  • Кирилл Александрович Мерзляков Материальное обеспечение монастырей Вологодско-Белозерского края в ХУ-ХУ1 веках: источник хозяйственного роста и умаления монашеских идеалов 
  • Павел Евгеньевич Липовецкий Организации либерального духовенства во время революции 1905-1907 годов 
  • Наталья Дмитриевна Шихер Государственно-правовое положение Русской Православной Церкви в княжеской и царской России 
  • Священник Владислав Дзюбинский История издания и содержание «Подольских епархиальных ведомостей» 
  • Пётр Сергеевич Резухин К проблеме историографии обновленческого раскола 
  • Протоиерей Виктор Лисюнин Из истории почитания и создания народного мемориального музея святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбове 
  • Священник Виталий Гуляев Церковная жизнь в Новосибирской епархии в 19641972־ годах (по материалам уполномоченных по Новосибирской области) 
  • Георгий Сергеевич Вельчев Учебно-воспитательный процесс в Белёвском епархиальном женском училище 
  • Николай Сергеевич Черепенин Священник Пётр Ильинский (1871-1938 гг.): педагог, публицист, исповедник 
ОТДЕЛ III. ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 
  • Михаил Евгеньевич Денисов Источниковая база для реконструкции истории православных храмов в советское время (19171990־ гг.) 
ОТДЕЛ IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШТУДИИ 
  • Священник Иоанн Кечкин О проблемах преподавания церковно-исторических дисциплин в духовных заведениях Русской Православной Церкви 
ОТДЕЛ V. ИЗ ЖИЗНИ КАФЕДРЫ 
  • Защиты кандидатских работ, выполненных на кафедре церковной истории Московской духовной академии 
  • Отчёт о конференции «История Церкви: факт и мысль» 
  • Академический лекторий 

Церковный историк: научный журнал - Т. 2. - № 2 - 2019 - Пролог 

 
Город Белёв распростерся на левом высоком берегу реки Оки в 110 км к юго-западу от Тулы и в 105 км к югу от Калуги в районе пересечения автомобильных трасс Р92 «Калуга — Перемышль — Белёв — Орел» и Р139 «Тула—Одоев — Белев». При подъезде к нему со стороны Тулы открывается дивная панорама природного ландшафта в сочетании с архитектурными ансамблями Спасо-Преображенского и Крестовоздвиженского монастырей, белёвских церквей и жилых построек XVIII-XIX вв. Историко-культурной и архитектурной доминантой этой гармонии сотворенного перстом Божиим уголка природы и возделывавшегося в течение многих сот лет древнего города Белёва является Белёвский Спасо-Преображенский мужской монастырь — один из древнейших монастырей и единственный в Тульской митрополии полностью сохранившийся архитектурный ансамбль конца XVII-XIX вв. Вызванный к жизни Промыслом Божиим в неизвестное в точности время, монастырь был устроен на месте старого белёвского городища — исторического ядра города Белёва. Долгие годы он был местом труда и молитв иноков, сердцем духовной жизни Белёвского края и Тульской земли. Первые документально подтвержденные свидетельства о его существовании восходят к середине XVI в. 
 
В наши дни каждый связанный с монастырем артефакт прошлого имеет особое значение, так как обитель была варварски разграблена в первой половине XX в. Обнаруживаемые сегодня остатки монастырской жизни являются носителями исторической информации. Они добавляют к истории обители новые факты, имена и человеческие судьбы. Прошлое оставило нам богатое наследие письменных и изобразительных исторических источников, относящихся к ее истории, хранящихся в государственных архивах, музеях и библиотеках. Однако на фоне всех дошедших до нас памятников истории Спасо- Преображенского монастыря особенно выделяется икона Преображения Господня. Это едва ли ни единственный принадлежащий этой обители образ, уцелевший к настоящему моменту. Ее история является неким кристаллом, сквозь грани которого проходят и переплетаются судьбы людей, начиная с петровской эпохи и заканчивая нашим временем, и замирают в ней, замолкая, казалось бы, навсегда. И только желание проследить жизненный путь образа Преображения Господня повергает исследователя выявить и тщательно собрать воедино осколки рассеянной в исторических источниках информации и шаг за шагом воссоздать контекст ее существования. 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat magistr