Даума - Введение в христианскую этику

Йохем Даума - Введение в христианскую этику
Сканирование клуба - 2017
Читая газету, мы ежедневно получаем информацию о событиях, происходящих в стране и за ее пределами. Мы читаем о правительствах, ушедших в отставку, о войнах и нищете на земном шаре, об авиакатастрофах и крушении железнодорожных составов. Ежедневно в новостях сплошные скандалы. Наряду с этими новостями, привлекающими всеобщее внимание, существуют также мелкие сообщения в виде объявлений о рождении, заключении брака, о смерти. Кроме того, публикуются рецензии на книги, рекламные объявления, в которых в самом выгодном свете выставляются различные товары или предлагаются всякие услуги, например, возможность прекрасно провести свой отпуск.
 
Другими словами, мы получаем очень много информации. Но, кроме этого, всему прочитанному мы даем свою оценку. Если газета, не ограничиваясь изложением фактов, сообщает и подоплеку происходящего, она также влияет на нашу оценку этих фактов. Почему, например, такое-то правительство ушло в отставку? Из-за того, что оно угнетало своих граждан и нарушало права человека? Что стоит за преступлениями, совершенными наркоманами и маньяками, убивающими детей? Не является ли катастрофа на железной дороге следствием халатности машиниста?
 
Мы даем свою оценку всем событиям, вплоть до самых незначительных. Не все, что нам предлагают, мы в состоянии купить. Но часто мы этого и не желаем, поскольку то, что нам предлагается, вызывает в нас чувство протеста. Мы отвергаем как пустое предложение туристической фирмы, если оно превосходит наши финансовые возможности. Даже траурное сообщение может навести нас на определенные мысли. Так, об умершем, которого мы знали, мы вспоминаем как о хорошем или плохом человеке.
Рассмотрим отдельно некоторые выражения, встретившиеся нам в двух предыдущих абзацах: угнетение, нарушение прав, пустой, халатность, хороший и плохой.
 
Они ясно дают понять, что в своей повседневной жизни мы постоянно имеем дело с моралью и этикой. При этом совсем не важно, осознаем мы это или нет. Говоря о морали и этике, мы имеем в виду человеческие поступки и даем им свою оценку. И в зависимости от того, одобряем мы их или нет, сразу же употребляем слова «хорошо» и «плохо».
 

Йохем Даума - Введение в христианскую этику

Пер. с нидерл. А. В. Двухжилова
СПб.: Мирт, 2001. — 202 с.
SBN 5-88869-123-2.
 

Йохем Даума - Введение в христианскую этику - Оглавление

Предисловие переводчика
1.МОРАЛЬ И ЭТИКА
  • 1.1.   Это касается всех
  • 1.2.   Терминология
  • 1.3.   Актуальность
  • 1.4.   Классификация этики
  • 1.5.   Метаэтика
2.ДЕФИНИЦИЯ
  • 2.1.   Цель этой главы
  • 2.2.   Поступать по-человечески
  • 2.3.   Поступать в соответствии с нормами
  • 2.4.   С позиций добра и зла
  • 2.5.   Поступать мотивированно
  • 2.6.   Эмоционально окрашенные поступки
  • 2.7.   Добродетель в поступках
  • 2.8.   Поступать целенаправленно
  • 2.9.   Этика утилитаризма или деонтологическая этика?
  • 2.10.    Христианская этика
  • 2.11.    Библейская или христианская этика?
3.ГРАНИЦЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ
  • 3.1.   Зачем нужно было менять дефиницию?
  • 3.2.   Выпадает ли окружающая среда из поля нашего зрения? .,
  • 3.3.   Выпадаем ли мы сами из поля нашего зрения?
  • 3.4.   Догматика и этика
  • 3.5.   Христианская и философская этика
  • 3.6.   Аргументы общие и христианские
4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
  • 4.1.    Трудности
  • 4.2.    Герменевтика
  • 4.3.    Библицизм
  • 4.4.    Различия внутри самого Писания
  • 4.5.    Обоснованные ссылки на Писание
    • 4.5.1.     Писание как проводник
    • 4.5.2.     Писание как страж
    • 4.5.3.     Писание как указатель направления
    • 4.5.4.     Писание как источник примеров
  • 4.6.    Использовать наш разум 
  • 4.7.    Остерегайтесь мотивов
  • 4.8.    Взрослость и чуткость
5.ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
  • 5.1.    Основные заповеди
  • 5.2.    Церковь еще у Синая?
  • 5.3.    Закон не путь к спасению, а норма жизни
  • 5.4.    Глубина заповедей
  • 5.5.    Три функции
    • 5.5.1.    Первая функция
    • 5.5.2.    Вторая функция
    • 5.5.3.    Третья функция
6.ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ
  • 6.1.    Еще раз: этика и мораль
  • 6.2.    Мы во многом поступаем одинаково
  • 6.3.    Иное внутреннее содержание
  • 6.4.    Иное внешнее проявление
  • 6.5.    Христианский образ жизни
7.ЛЮБОВЬ
  • 7.1.   Любовь и ситуационная этика
  • 7.2.   Дрожжи и тесто
  • 7.3.   Как хотите, чтобы с вами поступали люди
  • 7.4.   Любовь к себе
  • 7.5.   Три разновидности любви
8.СОВЕСТЬ
  • 8.1.    Старая классификация
  • 8.2.    Что такое совесть?
  • 8.3.    Чистая совесть
  • 8.4.    Считаться с голосом совести
9.СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АДИАФОРА?
  • 9.1.  О чем идет речь?
  • 9.2.    Термин из Стой
  • 9.3.    Два адиафористических спора
  • 9.4.    Адиафоры нет
  • 9.5.    Свобода от и свобода для
  • 9.6.    Не сводить все к сфере развлечения
  • 9.7.    Дозволенное
  • 9.8.    Познавать лучшее
10.СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ?
  • 10.1.О чем идет речь
  • 10.2.  Не все заповеди являются абсолютными
  • 10.3.  Трагическое
  • 10.4.  Mendacium officiosum
  • 10.5.  Другие примеры
  • 10.6.  Осторожность
11.КОМПРОМИСС
  • 11.1.  Довольствоваться меньшим
  • 11.2.  Несколько примеров
  • 11.3.  Признаки компромисса
  • 11.4.  Границы
  • 11.5.  Делает ли компромисс виновным?
12.КАЗУИСТИКА
  • 12.1.От общего — к частному
  • 12.2.  Дурная слава казуистики
  • 12.3.  Протестантская казуистика
  • 12.4.  Еще несколько возражений
  • 12.5.  Моральная поддержка
13.ДУХОВНОСТЬ
  • 13.1.  Духовность и этика
  • 13.2.  Старый предмет: аскетика
  • 13.3.  Почему аскетика вышла из употребления?
  • 13.4.  Духовность: необходимая основа
Предметный указатель
Дополнительная литература
Предисловие переводчика
 

Йохем Даума - Введение в христианскую этику - Мораль и этика

 
Мы употребили два слова: мораль и этика. Чем они отличаются друг от друга? Это слова греческого и латинского происхождения. Этика происходит от греческого ethos или ethos. Обе формы встречаются в греческом тексте Нового Завета. О Иисусе мы читаем, что Он пошел на гору Елеонскую, по обыкновению (греч. kata to ethos, Лк. 22:39). Автор Книги Деяний рассказывает, что у римлян не было обыкновения {ethos) выдавать какого-нибудь человека на смерть (Деян.25:16). Кроме «обыкновения» слово ethos может также иметь значение «нравы». В Филиппах Павла и Силу обвиняют в том, что они проповедуют нравы (ethe), которых римлянам не следует ни принимать, ни исполнять (Деян. 16:21). В одном из своих писем Павел цитирует афоризм языческого комедиографа Менандра. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (греч.  1 Кор. 15:33).
 
В некоторых руководствах по этике проводится различие между ethos -— нравственность в значении «обыкновение», «обычай, нравы» и ethos —- нравственность в значении «внутреннее расположение», «образ мыслей». Однако это различие далеко не всегда можно определить. Скорее следует сказать, что оба значения сливаются в одно. Образ мыслей проявляется в нравах, в то время как нравы предполагают наличие определенного образа мыслей.
Интересно также узнать, что ethos wethosuorfi обозначать и жилище (человека, животного). Это проливает свет на глубинное значение слова «обыкновение» (в нидерл. словах ge-woon-te, «обыкновение», и woon-plaats, «жилье», корень совпадает) и нравов в жизни человека. Нравы не являются чем-то внешним (по отношению к нам). Мы находимся как бы внутри; обычаи и нравы образуют среду, в которой мы действуем. Моральное поведение какой-либо личности может дать нам ключ к пониманию ее места в обществе.
Вот что можно пока сказать о слове «этика». Откуда же берет свое начало слово «мораль»? Оно происходит от латинского слова mos, родственного глагола metiri, «измерять». Пожалуй, нет смысла рассматривать его подробно, так как латинское mos имеет то же значение, что и греческие ethos nethos.
 
Таким образом, значения рассматриваемых нами латинских слов не позволяют обнаружить различия между ними. Сказанное не значит, что такого различия нельзя провести между словами «этика» и «мораль», употребляемыми в нашем языке. Только не все это делают. Примером (правда, уже несколько устаревшим) может служить тот факт, что богослова-протестанта, занимающегося вопросами этики, называют ethicus, в то время как его коллега, принадлежащий к Римско-католической церкви, известен под именем moraaltheoloog.
Лично для нас различие между этикой и моралью состоит в следующем: моралью мы называем совокупность традиционных и господствующих (в данный момент) нравов, в то время как этикой является осмысление этих нравов. Мы можем описывать мораль втом виде, в каком она была у греков, римлян, христиан Средних веков, а также в том виде, в каком она проявляется сегодня во всем своем разнообразии. Однако, описывая это, мы пока еще свободны от суждений оценочного характера. Оценка дается в этике. Таким образом, этика — это осмысление морали (моралей). Люди совершают те или иные поступки (мораль), но являются ли их поступки правильными (этика)? Понятно, что этика не может существовать без морали, в то время как в понятие морали этика еще не входит. Никто не может судить о том, являются ли поступки хорошими или плохими, не познакомившись с самими поступками. Однако вполне возможно дать описание поступков или морали в целом, не подвергая при этом оценке сам описываемый объект.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя Lexux