Эко - кардинал Мартини - Диалог о вере и неверии

Диалог о вере и неверии - Умберто Эко - кардинал Мартини
Достоинства книги «Диалог о вере и неверии» очевидны и не требуют особых доказательств.
 
Эта небольшая по объему книга переведена уже на многие языки мира.
 
Во многих странах она стала бестселлером.
 
Не случайно предисловие к американскому изданию писал Харви Кокс — один из интереснейших современных американских богословов, автор знаменитой книги «Секулярный город»,
 
в которой он также пытается нащупать почву для диалога между верующим человеком и неверующим миром.
 
И невозможно не присоединиться к его мнению, что диалог между Мартини и Эко высоко интеллектуален, требует большого напряжения мысли, но щедро вознаграждает вдумчивого читателя.
 
 

Умберто Эко - кардинал Карло Мария Мартини -  Диалог о вере и неверии

 
 
Пер. с ит. (Серия "Диалог"). — 3-е изд. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. — 144 с. 
 

Умберто Эко - кардинал Карло Мария Мартини -  Диалог о вере и неверии - Содержание

 
  • Ирина Языкова. Предисловие к русскому изданию
  • Харви Кокс. Предисловие к американскому изданию
  • Умберто Эко. В ожидании нового Апокалипсиса
  • Карло Мария Мартини. Надежда кладет конец «концу»
  • Умберто Эко. Когда начинается человеческая жизнь?
  • Карло Мария Мартини. Когда начинается человеческая жизнь?
  • Умберто Эко. Мужчины и женщины в Церкви
  • Карло Мария Мартини. Церковь не исполняет ожиданий — она воплощает таинства
  • Карло Мария Мартини. Где неверующий находит просвещение?
  • Умберто Эко. Нравственность рождается в присутствии другого
 

Умберто Эко - кардинал Карло Мария Мартини -  Диалог о вере и неверии - Предисловие

 
Диалог о вере и неверии — тема для России не новая. Можно сказать, вся русская история в ХХ веке проходила под этим знаком. Разве не была сама русская революция своего рода аргументом в споре о вере? Да и сам жанр диалога между верующим и неверующим русскому читателю хорошо знаком. У нас, можно сказать, есть своя традиция. Достаточно вспомнить знаменитые диспуты в Политехническом музее в Москве, проходившие в 20-е гг. между большевистским лидером Анатолием Луначарским и обновленческим митрополитом Александром Введенским.
 
Или прецедент более близкий к нам по времени — переписка православного священника Сергия Желудкова и философа-диссидента Кронида Любарского, которая велась в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века(опубликована в журнале «Страна и мир», Мюнхен). Однако обычно в России такие диалоги велись исключительно в идеологической плоскости. Диалог же, который предлагается читателю на страницах этой книги несколько иной.
 
Этот разговор происходит в посттоталитарную эпоху, когда ни атеистическая, ни христианская позиция не могут уже более претендовать на тотальное овладение массами. И это одна из особенностей культуры постмодернизма, которая так специфически окрашивает наше время. Но разговор о вере и неверии не теряет своего смысла и в постмодернистской культуре, ибо люди все чаще и глубже осознают, что мир, в котором мы живем, один, и он не такой уж большой и к тому же довольно хрупкий. И жизнь, данная человеку, имеет ценность, что осознают, хотя и по-разному, верующие и неверующие.

Собственно диалог, представленный в книге об этом, — о современном мире и человеке в этом мире. Участники диалога — фигуры знаковые. Умберто Эко — всемирно известный писатель, один из основоположников литературы постмодернизма, ученый-медиевист, прекрасно разбирающийся в богословской проблематике.

 
Кардинал Карло Мария Мартини — так же человек с мировым именем, он не только один из иерархов Католической церкви, вероятный претендент на папский престол, но и ведущий богослов, имеющий большой опыт диалога с миром, инициатор знаменитых миланских встреч «Чтения для неверующих». И, надо признать, оба они — достойные собеседники, умеющие выдержать высокий интеллектуальный уровень, сохранять неизменно уважение к точке зрения собеседника и при этом держать в напряжении мысль читателя.
 
Цель свою ученый-писатель и кардинал видят совсем не в том, чтобы доказать собеседнику несостоятельность его позиции и утвердить силу своей собственной, но прежде всего в том, чтобы обозначить те проблемы, которые одинаково волнуют верующих и неверующих, обнаружить ту жизненную основу, на которой возможен и интересен разговор. Собеседники не боятся трудных тем и не обходят острые углы, но и свое несогласие друг с другом выражают в исключительно вежливой, я бы сказала, галантной форме.
 
Так что не только содержание диалога, но и его форма оказывается весьма увлекательной и полезной для российского читателя: ведь в России искусство ведения диалога находится еще далеко не на таком уровне. Что греха таить, спокойный и продуктивный диалог даже с людьми, гораздо более близкими по взглядам, чем агностик Эко к католику Мартини, дается нам с трудом. Но, как справедливо замечено в предисловии к американскому изданию, «те, кто сумеет увлечься этой книгой, будут вознаграждены вдвойне — не только испытают истинное интеллектуальное наслаждение, но и удостоверятся: даже при несогласии по самым основным вопросам еще возможно уважать друг друга».
 

 
07.11.11 Модуль в кодировке UTF-16  в формате .bqb для BibleQuote
18.07.12 Модуль в кодировке UTF-8 BibleQuote
15.03.15 Книга в формате djvu
 

 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (7 votes)
Аватар пользователя Андрон