Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 1

Экзегетика и герменевтика Священного Писания
Период самостоятельного изучения библеистики в России начинается приблизительно со второй половины XVIII века – времени издания Славянской Библии (т.н. Елизаветинское издание 1750-х годов) с установившимся исправленным текстом. Предшествующие попытки в этой области были достаточно редки, так как «лучшие силы, какие были, уходили, собственно, на великое дело исправления славянского текста Библии». Славяно-греко-латинская Академия вместе с Троицкой семинарией была в то время преимущественным местом развития богословской науки, в том числе и библеистики, и выставила целый ряд выдающихся авторов с относящимися к библейской науке, подчас значительными и обширными трудами. 
 
Благоприятные условия для этого во многом состояли в том, что последние справщики Славянской Библии, знатоки и труженики этого дела, будучи воспитанниками Академии Киевской, около 50-х годов XVIII столетия оставались кто на время, а кто и навсегда в Москве. Среди них был ученый филолог иеромонах Иаков (Блоницкий, †ок.1761) – учитель греческого языка в Московской Славяно-греко-латинской Академии. С 1743 до 1748 г. он одновременно исполнял вместе с архимандритом Иларионом (Григоровичем), настоятелем Воскресенского монастыря, поручение Святейшего Синода по исправлению Славянской Библии. Продолжателями их дела были иеромонахи Варлаам (Лящевский), с 1753 по 1754 ректор Академии и архимандрит Донского монастыря (†1774), и Гедеон (Слонимский), с 1758 по 1761 г. также ректор Академии (†1772).
 

Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - №1, 2016 г.

Материалы студенческой конференции весна-осень 
Сборник докладов 
Сергиев Посад, 2017
Кафедра Библеистики Московской Духовной Академии
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Экзегетика и герменевтика Священного Писания - №1, 2016 г. - Оглавление 

  • Протоиерей Георгий Климов - Начальный этап развития библеистики в МДА
  • Протоиерей Георгий Климов - Вклад Московской духовной академии в дело перевода Библии на русский язык в XIX веке
  • чтец Владимир Бельский - Изучение ночных видений пророка Захарии в современной зарубежной экзегетике: основные подходы, проблемы, перспективы исследования
  • диакон Андрей Викулов - Богословско-экзегетический анализ отрывка «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» (Мф.11:12)
  • С. Н. Горбунов - Символ и метафора как выразительные средства в текстах Священного Писания: структурно-семантические особенности
  • чтец Михаил Еремин - Значение Ветхого Завета для раскрытия темы Суда Божия в послании св. апостола Павла к Римлянам (1:18-3:20)
  • Игорь Сысуев - Что значит «увидеть Бога сзади» (Исх.33:23)? Святоотеческое толкование и отражение в литургических текстах
  • чтец Антоний Федоров - Значение гармоний и синопсисов в изучении Евангелий
  • Григорий Веселов - Κοινὴ как язык Нового Завета
  • чтец Михаил Воронов - Самоубийство в Ветхом и Новом Завете: благая смерть или смертный грех?
  • чтец Илья Горюнов - Контекст образа «Тело Христово» в богословии ап. Павла
  • Никита Грибенко - Сравнительный анализ толкований Рим.13:1. Христианское отношение к различным формам государственного правления
  • Николай Даниленко - Святоотеческое толкование брака в Ветхом и Новом Завете
  • Александр Еркин - Учение апостола Петра о страданиях за Христа
  • Иван Змиёв - Образ праотца Авраама как нового Адама
  • Александр Игонин - Четвертая песнь Отрока Господня в книге пророка Исаии (Ис.53:4) и её Новозаветная интерпретация в Евангелии от Матфея (Мф.8:17)
  • чтец Андрей Лазарев - Установление монархии в Древнем Израиле: предпосылки, причины и последствия
  • чтец Александр Лункин - Причины гнева Божия в Ветхом Завете
  • Алексей Пархомовский - Экзегеза Священного Писания в контексте современного христиано-иудейского диалога
  • Артемий Прокопьев - Подвиг женщины в исторических книгах Ветхого Завета
  • иерей Петр Пчелинцев - «Благими помыслы лукавая советования»: экзегетический анализ 3Цар.13
  • диакон Игорь Сысуев - Образ мученичества в Ветхом Завете
  • иерей Павел Чидемян - Образ воды в Евангелии от Иоанна в комментариях святителя Иоанна Златоуста и святителя Кирилла Александрийского

Экзегетика и герменевтика Священного Писания - №1, 2016 г. - Образ воды в Евангелии от Иоанна в комментариях святителя Иоанна Златоуста и святителя Кирилла Александрийского

 
По словам выдающегося православного библеиста епископа Кассиана (Безобразова), четвертое Евангелие содержит в себе «догматическое учение, приоткрывающее перед читателем последние тайны веры и сокровенные глубины христианского духовного опыта». Такое содержание несет в себе неисчерпаемый материал для толкования вот уже на протяжении двадцати веков. Сам евангелист Иоанн, по утверждению того же епископа Кассиана, доказывает своим богословием, что «евангельское учение превышает человеческий разум». Не рассматривая подробно содержание и форму всего евангелия от Иоанна, мы решили сосредоточиться на одном из центральных образов – образе воды. Его значимость в контексте всего евангелия неоспорима: достаточно сказать, что Сам Спаситель не раз прибегает к образу воды в своем учении, при сообщении новых истин, еще не понятных Его собеседникам, но раскрывающихся в дальнейшем евангельском повествовании и в последующей жизни Церкви.
 
Так было в беседе Господа с Никодимом и Самарянкой, где речь шла в первом случае о новом рождении от воды и Духа, а во втором о воде живой. Надо сказать, что при этом Христос никогда не дает образу воды положительного определения, что, по нашему мнению, делает этот образ еще более привлекательным для исследования. Интерес усиливается тем, что сам евангелист предлагает нам толкование образа воды живой как Духа, «которого имели принять верующие» в Иисуса (Ин.7:39). В свою очередь, это толкование ставит перед нами вопрос, является ли вода образом Божественной Ипостаси Духа или Его благодатных даров. Пример образа воды, относящегося к учению о Духе, приведен нами в качестве доказательства центрального значения этого образа в евангелии от Иоанна. Наряду с этим значением в тексте присутствуют и другие интерпретации образа воды. Мы решили не прибегать к современным исследованиям четвертого евангелия, но всецело опереться на святоотеческую экзегетическую традицию в лице двух ярчайших ее представителей: святителя Иоанна Златоуста и святителя Кирилла Александрийского.
 
Такой выбор обусловлен тем, что письменное наследие этих святителей относится к одному периоду, тогда как сами они являются представителями двух разных богословских традиций, Антиохийской и Александрийской соответственно. Еще одна причина выбора этих святителей – их обширное и общепризнанное экзегетическое наследие, в том числе и по Евангелию от Иоанна. Как показало наше исследование, образ воды в комментариях обоих святителей всегда связан с темой Духа, что продиктовано самим контекстом Евангелия. Впервые эта тема обозначается при описании событий крещения Господа в водах реки Иордан. Естественно начать исследование интерпретации воды в Евангелии от Иоанна именно с этого повествования. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что воде в крещении Иоанна не придается того сакрального значения, которое мы увидим в последующем учении Самого Господа. Толкование обоих святителей сосредоточено на утверждении превосходства Крещения, которым будет крестить Иисус, над Иоанновым крещением. 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron