Элиаде - Сочинения-2 - Очерки сравнительного религиоведения

Мирча Элиаде - Избранные сочинения-2 - Очерки сравнительного религиоведения
Полсотни лет тому назад, и даже несколько позднее, верили, что почти все можно объяснить через сведение религиозных феноменов к некоему общему элементу, через их растворение в некоем общем представлении, имя для которого было выловлено в водах Южных морей:
 
все религии, от самых примитивных до наиболее развитых, представлялись лишь различными вариантами осуществления мана — рассредоточенной мистической силы, не имеющей собственной формы, но готовой принимать любую окорму, неопределимой, но характеризуемой самой этой неопределимостью, в силу которой она ускользает от логического рассмотрения.
 
Она присутствовала повсюду, где могла идти речь о религии, и более определенные понятия, такие как сакер и нумену агиос и тамбос, брахман, дао, даже «благодать» христианства, воспринимались лишь как ее вариации или производные. Целое поколение исследователей посвятило себя задаче установления этого единства.
 
Возможно, не без основания.
 
Позднее, однако, пришло осознание того, что они не многого этим достигли: лишь присвоили варварское имя тому, что в качестве специфической характеристики с незапамятных времен позволяло путешественникам, исследователям безошибочно опознавать религиозные проявления, с которыми они сталкивались.
 
Но что сегодня представляется особенно удивительным, что требует осмысления, так это то, что содержанием повсеместных представлений оказывается уже не эта диффузная и малопонятная сила, о которой, по существу, нечего и сказать, а, напротив, структуры, механизмы, равнодействующие, конституирующие всякую религию и различимые во всякой теологии, во всякой мифологии, во всякой литургии.
 
Мы пришли — или вернулись — к идее, что религия есть система, не сводимая к множеству составляющих ее элементов, что она есть продукт мыслительной деятельности, объяснение мира.
 
Говоря кратко, можно сказать, что современное исследование религии развивается под знаком Логоса, а не под знаком мана.
 
 

Мирча Элиаде - Избранные сочинения-2 - Очерки сравнительного религиоведения

 
Перев. с англ. — М.: Ладомир, 1999. — 488 с.
ISBN S86218-346-9
 

Мирча Элиаде - Избранные сочинения-2 - Очерки сравнительного религиоведения - Содержание

 
Предисловие Жоржа Дюмезиля. Перев. В. Р. Рокитанского
От автора. Перев. В. Р. Рокитанского

Глава I. ПОДСТУПЫ: СТРУКТУРА И МОРФОЛОГИЯ САКРАЛЬНОГО

Перев. В. Р. Рокитанского
1.  «Сакральное» и «профанное». 2. Методологические трудности. 3. Разнообразие иерофаний. 4. Множественность иерофаний. 5. Диалектика иерофаний. 6. Табу и амбивалентность сакрального. 7. Мана. 8. Структура иерофаний.
9. Переоценка иерофаний 10. Сложность феномена «примитивной» религиозности. Библиография

Глава II. НЕБО И БОГИ НЕБА

Перев. Г. С. Старостина
II. Сакральная природа Неба. 12. Австралийские боги Неба. 13. Боги Неба у жителей Андаманских островов, африканцев и др. 14. «Deus otiosus» («Бог праздный»). 15. Новые «божественные формы», заменяющие богов Неба.
16. Слияние и субституция. 17. Древность веры в Верховное небесное существо. 18. Боги Неба у народов Севера и Центральной Азии. 19. Месопотамия. 20. Дьяус, Варуна. 21. Варуна и верховная власть. 22. Иранские боги
Неба. 23. Уран. 24. Зевс. 25. Юпитер, Один, Таранис и другие. 26. Боги грозы. 27. Оплодотворители. 28. Супруг Великой Матери. 29. Яхве. 30. Замена небесных богов на богов плодородия. 31. Символизм Неба. 32. Мифы о восхождении. 33. Ритуалы восхождения. 34. Символизм восхождения. 35. Выводы. Библиография

Глава III. СОЛНЦЕ И ПОКЛОНЕНИЕ СОЛНЦУ

Перев. Г. С. Старостина
36. Иерофаний Солнца и их рациональные объяснения. 37. «Соляризация» верховных существ. 38. Африка и Индонезия. 39. Соляризация у мунда. 40. Солярные культы. 41. Потомство Солнца 42. Солнце как верховный жрец и психопомп (проводник душ умерших). 43. Египетские культы Солнца. 44. Культы Солнца в классических восточных странах и в Средиземноморье. 45. Индия: амбивалентность Солнца. 46. Солярные герои; умершие и избранные. Библиография

Глава IV. ЛУНА И ЕЕ МИСТИКА

Перев. Ш. А. Богиной
47. Луна и время. 48. Связь всех лунных эпифаний. 49. Луна и воды. 50. Луна и растительность. 51. Луна и плодородие. 52. Луна, женщина и змеи. 53. Лунный символизм. 54. Луна и смерть. 55. Луна и инициация. 56. Символизм лунного «становления». 57. Космобиология и мистическая физиология. 58. Луна и судьба. 59. Лунная метафизика. Библиография
 

Глава V. ВОДЫ И АКВАТИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ

Перев. В. Р. Рокитанского
60. Воды и семена сущего 61. Водные космогонии. 62. Вода как источник жизни. 63. «Вода жизни». 64. Символизм погружения. 65. Крещение. 66. Жажда
мертвых. 67. Чудесные и вещие источники. 68. Акватические эпифании и водные божества. 69. Нимфы. 70. Посейдон, Эгир и т. д. 71. Водные животные и символы. 72. Символизм потопа. 73. Выводы. Библиография

Глава VI. СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ: ЭПИФАНИИ, ЗНАКИ И ФОРМЫ

Перев. Ш. А. Богиной
74. Камни как проявление силы. 75. Погребальные мегалиты. 76. Оплодотворяющие камни. 77. «Скольжение». 78. Камни с отверстиями; «громовые камни». 79. Метеориты и бетэлы. 80. Каменные эпифинии и символизмы. 81. Священный камень, омфал, Центр мира. 82. Знаки и формы. Библиография
 

Глава VII. ЗЕМЛЯ, ЖЕНЩИНА И ПЛОДОВИТОСТЬ

Перев. Н. В. Кулаковой
83. Мать-Земля. 84. Первая иерогамия: Небо и Земля. 85. Структура хтонических иерофаний. 86. Хтоническое материнство. 87. «Земляное» происхождение человека. 88. Возрождение. 89. Homo-humus (человек-земля). 90. Космологическая солидарность. 91. Почва и женщина. 92. Женщина и земледелие. 93. Женщина и пахотная земля. 94. Выводы. Библиография
 

Глава VIII. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ: ОБРЯДЫ И СИМВОЛЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Перев. Ш. А. Богиной
95. Предварительная классификация. 96. Священное дерево. 97. Дерево как микрокосм. 98. Божество, живущее в деревьях. 99. Космическое дерево. 100. Перевернутое дерево. 101. Иггдрасиль. 102. Растительные эпифании. 103. Растительность и Великие богини. 104. Иконографический символизм. 105. Великая богиня— Дерево Жизни. 106. Дерево познания. 107. Стражи Дерева Жизни. 108. Чудовища и грио^оны. 109. Дерево и крест. 110. Омоложение и бессмертие. 111. Архетип простонародья. 112. Дерево как Axis Mundi. 113. Миф о происхождении человека из растения. 114. Превращение в растения. 115. Отношения между людьми и растениями. 116. Возрождающее дерево. 117. Свадьба деревьев. 118. Майское дерево. 119. «Король» и «королева». 120. Сексуальность и растительность. 121. Фигуры, представляющие растительность. 122. Ритуальные состязания. 123. Космический символизм. 124. Выводы. Библиография
 

Глава IX. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ

Перев. Г. С. Старостина
125. Ритуалы, связанные с земледелием. 126. Женщина, сексуальность и земледелие. 127. Жертвоприношения, связанные с земледелием. 128. «Сила» урожая. 129. Мифические олицетворения. 130. Человеческие жертвоприношения. 131. Человеческие жертвоприношения у ацтеков и кхондов. 132. Жертвоприношение и возрождение. 133. Ритуалы по завершении жатвы. 134. Семена и их связь с умершими. 135. Божества земледелия и погребении. 136. Половая жизнь и плодородность полей. 137. Ритуальная функция оргии. 138. Оргия и воссоединение. 139. Мистицизм земледелия и спасение. Современные идеи и библиография
 

Глава X. СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА: ХРАМ, ДВОРЕЦ, ЦЕНТР МИРА

Перев. Н. В. Кулаковой
140. Иерофаний и повторяемость. 141. Освящение пространства. 142. «Конструкция» священного пространства. 143. Центр мироздания 144. Модели Космоса и строительные обряды. 145. Символизм Центра. 146. «Ностальгия по раю». Библиография
 

Глава XI САКРАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И МИФ О ВЕЧНОМ ВОЗОБНОВЛЕНИИ

Перев. К В. Кулаковой
147. Разнородность времени. 148. Единство и непрерывность иерофанического времени. 149. Периодические повторения как вечное присутствие. 150. Восстановление мифического времени. 151. Нерегулярные возвращения. 152. Регенерация времени. 153. Ежегодное воспроизведение сотворения мира. 154. Воспроизведение Первотворения по особым случаям. 155. Полная регенерация. Библиография
 

Глава XII. МОРФОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ МИФА

Перев. В. Р. Рокитанского
156. Миф Творения 157. Космогоническое яйцо 158. Что открывают мифы. 159. Coincidentia oppositorum — мифюлогическая модель. 160. Миф о божественной андрогинии. 161. Миф о человеческой андрогинии. 162. Мифы обновления, строительства, инициации и Г. п. 163. Структура мифа: Варуна и Вритра. 164. Миф как «образцовая история». 165. Деградация
мифов. Библиография
 

Глава XIII. СТРУКТУРА СИМВОЛОВ

 
Перев. И. В. Кулаковой
166. Символические камни. 167. Деградация символов. 168. Инфантилиэация. 169. Символы и иерофаний. 170. Согласованность символов. 171. Функция символов. 172. Логика символов. Библиография
Заключение. Перев. В. Р. Рокитанского
В. Я. Петрухин. Послесловие
Комментарии. Сост. В. Я. Петрухина
Указатели
Список сокращений

 

Мирча Элиаде - Избранные сочинения-2 - Очерки сравнительного религиоведения - Предисловие

 
Полсотни лет тому назад, и даже несколько позднее, английский антрополог и французский социолог были едины в постановке двух амбициозных проблем: проблемы происхождения религиозных фактов и проблемы генеалогии религиозных форм. Памятны баталии, которым они предавались по поводу Великого Бога или тотемов. Австралийцам, на которых некоторые школы ссылаются как на последних носителей элементарных форм религиозной жизни, другие школы противопоставляли пигмеев: если первых можно рассматривать как находящихся в некотором отношении на уровне палеолита, то не являются ли религиозные представления вторых еще более архаичными, еще не вполне вышедшими из эмбрионального состояния? Шли споры о генезисе идеи Бога: независима ли она от идеи души или выросла из последней? Предшествовал ли культ мертвых культу природных сил? Вопросы столь же трудные, сколь и тщетные.
 
Эти споры, принимавшие подчас ожесточенный характер, вдохновили их участников на написание замечательных книг и, что важнее, побудили их к наблюдениям и систематизации. Но сами по себе они кончились ничем. В наши дни исследователи их избегают. Наука о религиях предоставила философам решать вопрос об их происхождении — как это сделала несколько раньше наука о языке, как это сделали все науки. Она также отказалась от апостериорного, если можно так выразиться, предписания религиозным формам некоего типа эволюции, некоего необходимого пути развития. Находимся ли мы в XX веке или за шесть тысяч лет до того — мы никогда не находимся вблизи от зарождения форм жизни какой бы то ни было части человечества; мы всегда будем иметь дело с результатами процесса созревания или с цепью случайностей, которые длились десятки столетий; и всегда можно сказать, что полинезийцы и индоевропейцы, семиты и китайцы приходили к своим религиозным представлениям, к своим образам богов весьма различными путями, даже если мы отмечаем черты сходства в конечных пунктах их исторического движения.
 
Суммируя, можно сказать, что к настоящему времени сложилась тенденция к «восприятию» (по выражению Анри Юбера), к описанию всех существовавших и существующих религиозных систем в их своеобразии и сложности. Но в чем проявляет себя эта тенденция? Какие типы исследований она выдвигает на первый план?
 
I. Прежде всего, это все более и более подробные описания. Этнографы и историки в ходе своего исследования накапливают самые разнообразные наблюдения и документы и во всякой области, для всякого периода пытаются усмотреть то, что составляет единство, органический характер этой совокупности элементов.
 
Собственно говоря, такие усилия в большей или меньшей степени (причем нередко в достаточно высокой степени) предпринимались во все эпохи.
 
II. Далее, если вопросы происхождения и генеалогии в их абсолютной форме ушли из поля зрения исследователей, они все же сохранили актуальность в форме более скромной и здравой, применительно к каждому географически и исторически определенному явлению, ставшему предметом описания. В cфеpe религии, как и в сфере языка, всякое состояние подлежит объяснению и объяснять его нужно не иначе как через его эволюцию, отправляясь от предшествующего состояния, и с учетом имевших место внешних влияний.
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя ASA