Элиаде - Сочинения-3 - Миф о вечном возвращении

Мирча Элиаде - Избранные сочинения-2 - Миф о вечном возвращении
Три работы М. Элиаде, собранные в этом томе, имеют некоторую внутреннюю связь. Их тематику можно охарактеризовать как исследование основополагающих для мифологии (и культуры вообще) понятий времени и пространства «изнутри» с точки зрения носителей традиционных культур, что предполагает в известной мере реконструкцию архаических представлений о мире, базирующихся на ряде архетипов.
 
Те замечания, которые мне хотелось бы сделать, предваряя перевод работ Элиаде и комментарии к ним, с неизбежностью будут краткими и неполными, но тем не менее могут оказаться полезными для читателей, не занимавшихся специально мифологией.
 
Хотелось бы в самой сжатой форме очертить круг идей, сформировавшихся в науке о мифах, т. е. в мифологии, а не в философии истории и других смежных дисциплинах, идей, получивших распространение в западноевропейской науке о мифах в первой половине XX века и повлиявших на концепцию М. Элиаде.
 
Если конец XIX века был временем господства так называемой сравнительной мифологии, существовавшей, по сути дела, как раздел индоевропейского сравнительно-исторического языкознания, то в XX веке основное внимание было обращено на осмысление мифа как некоего социокультурного феномена в общетеоретическом плане.
 
К этому подталкивали и полевые исследования этнологов, собравших весьма значительный материал среди, как тогда говорили, «примитивных» народов Африки, Австралии и Америки.
 
В. Вундт предпринял попытку интерпретации мифа с позиций психологии, подчеркивая в генезисе мифов роль аффективных состояний (эта линия была продолжена 3. Фрейдом) и ассоциативных связей, проявляющихся в том числе и в языке: например, ряд мрак-холод-смерть[1]. Для Элиаде характерен интерес к ассоциативным связям в мифологическом сознании, приводящим к уподоблению и отождествлению на первый взгляд весьма удаленных друг от друга феноменов.
 
М. Элиаде воспринял ряд идей функциональной школы, основателем которой принято считать исследователя мифологии австралийских аборигенов Б. Малиновского. При чтении предлагаемых работ Элиаде нельзя не заметить приверженность последнего одному из важнейших тезисов функционалистов: миф — это не просто рассказ, он имеет социально-психологические функции, поддерживает традиционную преемственность, освящая социальные установления и обряды; миф и обряд принципиально едины, и это единство проявляется в повторяющемся воспроизводстве действия, имевшего место в «первичное время», «правремя» (Urzeit), необходимом для поддержания космического и социального порядка.
 
Для французской (в территориальном смысле) мифологической школы (Л. Ле-ви-Брюль, К. Леви-Стросс, Ж. Дюмезиль), восходящей к социологической доктрине Э. Дюркгейма, характерно особое внимание к проблемам специфики мифологического мышления. Для Л. Леви-Брюля — создателя теории о «дологическом» характере коллективных представлений примитивных народов — мифологическое мышление управляется не логическим законом исключенного третьего (если А = В, а В = С, то и А = С), а законом партиципации (сопричастности), в результате чего возникают отношения сопричастности между тотемической группой и стороной света, между стороной света и цветом или мифологическим животным и т. п.
 
Тем самым пространство для мифологического сознания не однородно, разные его части обладают различными качествами и сопричастны различным объектам. К. Леви-Огросс и Ж. Дюмезиль принадлежат к структуралистскому направлению, и их влияние на Элиаде менее заметно, хотя он неоднократно ссылается на работы Дюмезиля по индоевропейской мифологии. Элиаде предпочитает искать архетипы, конструируя их часто из разнородного и разновременного материала, не обращая внимания на принцип историзма.
 
Разбор истоков концепции Элиаде, разумеется, можно было бы продолжить, упомянув Э. Кассирера (Философия символических форм), автора теории архетипов К. Юнга и других, но это заняло бы чрезмерно много места. Мне хотелось бы лишь акцентировать ту незатейливую мысль, что М. Элиаде занимает свое место в ряду исследователей мифологии XX столетия. Он сумел вобрать в себя многие ценные идеи предшественников и современников и создал свою концепцию, представляющую несомненный интерес для современного читателя, но в чем-то эклектичную, в чем-то непоследовательную (скажем, трудно оправдать его неразборчивость в привлечении библейского материала: Новый Завет принципиально антимифологичен, а материал Ветхого Завета требует очень дифференцированного отношения).
 
В конце XX века после многочисленных работ Ж. Дюмезиля, Э. Бенвениста, В. Н. Топорова и их последователей центр мифологических исследований сместился в сторону филологии и лингвистики. Строгие лингвистические методы открыли новые возможности для изучения мифов и мифологического мышления. Я вовсе не хочу сказать, что лингвистика вытесняет или заменяет традиционную науку о мифах, скорее она ее дополняет, предоставляя новые эвристические возможности.
 
В. Калыгин

[1] См.: Вундт В. Миф и религия / Пер. с нем. СПб., 1913.

 
 

Мирча Элиаде - Избранные сочинения-2 - Миф о вечном возвращении - Образы и символы - Священное и мирское

 
Перев. с фр. — М.: Ладомир, 2000. - 414 с.
ISBN 5-86218-315-9
 

Мирча Элиаде - Избранные сочинения-2 - Миф о вечном возвращении - Образы и символы - Священное и мирское - Содержание

 
В. Калыгин. Время и пространство «изнутри» традиции
Ю. Стефанов. Живой и говорящий Космос

МИФ О ВЕЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ

(архетипы и повторение)
Перевод А. А. Васильевой
Предисловие

Глава I. Архетипы и повторение

Проблема
Небесные архетипы местностей, храмов и городов
Символика Центра
Повторение космогонии
Сакральные модели ритуалов
Архетипы «мирской» деятельности
Мифы и история

Глава II. Возрождение Времени

Год, Новый год, космогония
Периодичность Творения
Постоянное возрождение Времени

Глава III. «Несчастье» и «история»

«Нормальность» страдания
История как богоявление
Космические циклы и история
Судьба и история

Глава IV. «Ужас истории»

Живучесть мифа о вечном возвращении
Трудности историцизма
Свобода и история
Отчаяние или вера

ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ

(эссе о магико-религиозной символике)
Перевод Ю. Н. Стефанова
Предисловие
Заново открытая символика
Символика и психоанализ
Непреходящий характер образов
План книги

Глава I. Символика Центра

Психология и история религий
История и архетип
Образ Мира
Символика Центра
Символика восхождения
Сооружение Центра

Глава II. Индийские символы Времени и Вечности

Назначение мифов
Индийские мифы о Времени
Учение о югах
Космическое Время и история
«Ужас Времени»
Индийская символика уничтожения Времени
«Разбитая скорлупа»
Философия времени в буддизме
Образ и парадоксы
Практика исхода из Времени

Глава III. Бог-вязатель и символика узлов

Ужасный Владыка
Символика Варуны
Боги-вязатели в Древней Индии
Фракийцы, германцы, кавказские народы
Иран
Этнографические параллели
Магия узлов
Магия и религия
Символика «экстремальных ситуаций»
Символика и история

Глава IV. Заметки о символике раковин

Луна и Воды
Символика плодородия
Ритуальное употребление раковин
Роль раковины в погребальных обрядах
Жемчуг в магии и медицине
Миф о жемчуге

Глава V. Символика и история

Крещение, потоп и акватическая символика
Архетипические образы и христианская символика
Символы и культуры
Замечание о методе

СВЯЩЕННОЕ И МИРСКОЕ

Перевод Н. К. Гарбовского
Предисловие к французскому изданию
Введение
Когда проявляется священное
Два образа жизни в мире
Священное и история

Глава I. Священное пространство и освящение мира

Однородность пространства и иерофания
Теофания и знаки
Хаос и Космос
Освящение места: повторение космогонии
Центр Мира
«Наш мир» всегда в Центре
Поселение — Космос
Взяться за Сотворение Мира
Космогония и жертвоприношения при строительстве
Храм, церковь, собор
Некоторые выводы

Глава II. Священное Время и мифы

Мирское течение времени и Священное Время
Templum — tempus
Ежегодное повторение космогонии
Возрождение путем возврата к первичному Времени
«Праздничное» Время и структура празднеств
Периодически становиться современником богов
Миф — образцовая модель
Вновь пережить мифы
Священная История, история, историзм

Глава III. Священность природы и космическая религия

Священность Неба и небесные боги
Далекий бог
Религиозный опыт жизни
Незыблемость небесных символов
Структура водной символики
Образцовая история крещения
Универсальность символов
Terra Mater
Humi positio: возложение ребенка на землю
Женщина, Земля и плодородие
Символика Мирового древа и культы растений
Десакрализация Природы
Другие космические иерофании

Глава IV. Человеческое существование и освященная жизнь

Существование, открытое Миру
Освящение жизни
Человеческое тело — дом — Космос
Проход через тесные Врата
Обряды перехода
Феноменология посвящения
Братства мужчин и тайные общества женщин
Смерть и посвящение
Второе рождение и рождение духовное
Священное и мирское в современном мире
 
Именной указатель
Географический указатель
Терминологический указатель
Указатель терминов на иностранных языках
Мифологический указатель
Этнографический указатель
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя ASA