Эпштейн - Религия после атеизма

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Михаил Наумович Эпштейн - Религия после атеизма. Новые возможности теологии
Один из признаков постатеизма, характерных для современного Запада, — возрождение массового интереса к ангелам. В бедной религии они предстают в ином качестве, чем в свои звездные часы, в эпоху Средневековья. Уже в эпоху Возрождения они стали покидать наш мир, оставшись риторической фигурой у поэтов и ведомственным паролем для мистиков.
 
Среди ста двух ключевых тем западной цивилизации, перечисленных в многотомном издании «Великие книги западного мира», ангелы занимают первое место в алфавитном списке — и, пожалуй, последнее по числу упоминаний, почти исчезающих к XIX и XX вв.
И вот — ангелы возвращаются. По статистическим данным, примерно восемь миллионов американцев в той или иной форме встречались с ангелами, которые предупреждали их об опасностях, исцеляли от смертельных болезней — либо, наоборот, звали их за собой, помогая преодолеть страх смерти и встретить ее с ясной душой и упованием.
 

Михаил Наумович Эпштейн - Религия после атеизма. Новые возможности теологии

Москва: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2013 г. - 416 с.
ISBN 978-5-462-01429-1
 

Михаил Наумович Эпштейн - Религия после атеизма. Новые возможности теологии – Содержание

 
Предисловие  

Раздел I. От атеизма к постатеизму  

Глава 1 . Вера без вероисповедания, или Бедная религия
  • Три пути  
  • «Бедная вера» и ее выражение в литературе
  • Этика и теология бедной веры  
  • Постатеистическое общество: путь из пустыни  
Глава 2. Возвращение ангелов

Раздел II. Религия внутри атеизма. Материализм, авангард, концептуализм  

Глава 1 . Материализм как религия. Эдипов комплекс советской цивилизации  
  • «Большой Брат» в свете психоанализа  
  • Мифологическая основа материализма
  • Воинствующий атеизм и эдипов комплекс  
  • Зов подземелья. Эротика рабочего удара  
  • Матерные корни материализма  
  • Матерепоклонники и кровосмесители  
Глава 2. Авангард и религия
  • Антиискусство — жест юродивого  
  • Авангардная вера: по ту сторону понимания  
  • Искусство второй заповеди  
  • Уход человека  
  • Глава 3. Концептуализм и теология пустоты  
  • Царство фасадов и власть имен  
  • Духовность первого дня творения
  • Религиозный парадокс русской цивилизации.
  • Минус-система  

Раздел III. Атеизм внутри теократии

  • Роза Мира и царство Антихриста  
  • Мистический коммунизм  
  • Утопия и катастрофа  
  • Государство-церковь  
  • Философия оговорки  
  • Теократия и атеизм  
  • Верховный Наставник  
  • Учение о Христе  
  • Всеединство как лжеподобие. Три стадии подмены
  • Роза Мира в ожидании Антихриста  
  • Антихрист и Мировая Женственность  
  • Сознательное и бессознательное в андреевской эсхатологии  
  • Историческое обольщение: ложь опыта  
  • Моральное обольщение: зло добра  
  • Поп-религия

Раздел IV. Секуляризация — церковь — культура  

  • Крах первой секуляризации. Церковь Гоголя и церковь Белинского  
  • Поиск «чистилища» в русской культуре  
  • Диктат середины: западная модель. Идеократия и медиократия...
  • Троичная модель
  • Секулярность и пошлость
  • Демонизм
  • Апофатизм
  • Демонически-апофатическое
  • Православие и культура
  • Вторая секуляризация и новое распутье

Раздел V. Теология жизни

Глава 1. От философии к теологии
  • Бог и жизнь. От Ницше к христианству
  • Бог как процесс. Асимметричная вечность и начало без конца
  • «И увидел, что это хорошо...» Саморадование Творца
Глава 2. Древо жизни
  • Поэзия космоса. Теология Книги Иова
  • Жизнеутверждающий пессимизм. О Книге Екклесиаста
  • Возвращенный рай: космос любви в «Песни песней»
  • Аллегорические и буквальные толкования
  • Книга Иова и «Песнь песней»
  • Мир — сад и образ любящих. Портрет — пейзаж
  • Любовь: от познания к бытию.
  • Онтологическое толкование
  • Рай во времени. Восхождение к Началу
Глава 3 . Жизнь против жира

Раздел VI. Религия и наука

Глава 1 . Новый атеизм и мораль господ генов
  • Что такое «новый атеизм»?
  • Мифология генов. Атеизм как анимизм
  • Мораль генов. Эволюционизм как пуританизм
  • Плагиат у религии и самоопровержение науки
Глава 2. Научно-технический аргумент бытия Бога
  • Технотеизм
  • Информационная, антропная и теоцентрическая Вселенная
  • Судьба телеологического аргумента
  • Когнитивная религия
  • Теология компьютерных симуляций
  • Теологический парадокс технического прогресса
Глава 3. К теологии вакуума. Двойное небытие и мужество быть
  • Неустойчивый вакуум
  • Метафизика вакуума: «не» и «себя»
  • Ничто и Бог
  • Бесконечно делимый ноль
  • Цепь отрицаний. Вездесущие нетки
  • Всё как ничто. Петли пустоты
  • Тайна посмертия
  • Религия: два пути от не-небытия
  • Мужество быть

Раздел VII. Теология личности

Глава 1 . Персоналистический аргумент бытия Бога
  • Мир субъектов и его основание
  • Бог как Субъект. Абсолютная Личность
  • Теология первого лица. Библейские истоки
  • персоналистического аргумента
  • Персонализм в отличие от персонификации и персонального опыта
  • Почему идея Бога согласуется с разумом
Глава 2. Опыты субъективной теологии
  • Вера и неверие
  • Путь Бога к человеку
  • Собачье богословие
  • Царство Божие
  • Роковые происшествия и Силоамская башня
  • Хитро-добрые. К вопросу о теодицее
  • Бог как глагол
  • К теологии воскресения
Послесловие
Приложение I
Приложение II
Приложение III
Краткая библиография
Словарь терминов
 

Михаил Наумович Эпштейн - Религия после атеизма. Новые возможности теологии – Предисловие

 
Значительная часть XX в. прошла под знаком воинствующего атеизма, предпосылки которого сложились еще в XIX в.:
«Религия есть опиум народа» (К. Маркс).
«Бог умер» (Ф. Ницше).
 
XX в. подтвердил пророческую власть этих идей — и одновременно обнаружил двусмысленность их триумфа, чреватого поражением.
 
Опыт советского, самого массового атеизма показал: там, где религия перестает быть опиумом народа, сам опиум становится народной религией. Пьянство, наркомания, опьянение властью и идеологическими химерами, псевдонаучные «материалистические» суеверия, вроде лысенковщины или борьбы с кибернетикой... Религия, вытесненная из сознания народа, редуцировалась до примитивных мифологических схем, наподобие культа вождей и поклонения их мощам. Человек остался существом верующим, только вера деградировала от духовно утонченного монотеизма к агрессивному идолопоклонству, а «духовной сивухой», как называл религию Ленин, стал несбыточный коммунизм.
 
Что касается провозглашенной Ницше смерти Бога, то, как показал опыт XX в., эта смерть входит в природу самого Бога, умирающего и воскресающего. «Смертью смерть попрал» — это происходит не только в евангельской истории Христа, но и в последующей истории христианства. Каждую «очередную» смерть Бога можно воспринимать как пролог к последующему воскресению, что открывает возможность теологического истолкования самого атеизма. Неверие становится шагом на пути веры, которая таким образом подвергает себя испытанию и очищению. Каждая атеистическая волна — а их немало уже нахлынуло на западную цивилизацию, начиная с эпохи Просвещения и кончая явлением «нового атеизма» в начале XXI в., — приносит за собой и новое понимание Бога и духовной реальности.
Сторонники атеизма стараются демистифицировать священное, ищут социально-исторические корни религии, объясняя ее борьбой классов, своекорыстием духовенства, эксплуатацией темных и невежественных масс и т. д. Но возможен и другой подход, который кратко сформулировал историк религий Мирна Элиаде: «Мы же занимаемся демистификацией наизнанку: мы открываем за профанным священное». Постатеизм — это не просто время «после атеизма», это мировоззрение, которое вбирает в себя и творчески перерабатывает атеизм, это, выражаясь по- гегелевски, «отрицание отрицания», которое ведет к синтезу, не сводимому ни к тезису (традиционная религия), ни к антитезису (атеизм).
 
Эта книга рассматривает религиозные составляющие атеизма, а также перспективы теологического мышления, которые открываются после периода «безбожия», вслед за распадом коммунистической системы. Что нового вносит опыт пережитого и преодоленного атеизма в религиозное сознание, какие возможности открывает перед теологией? Важно отметить, что, наряду с возрождением традиционных, преследовавшихся в СССР конфессий, в позднесоветское и постсоветское время (1970—2000-е) зарождаются новые типы религиозного сознания, в том числе так называемая «бедная религия» (вера вне вероисповеданий).
 
На наших глазах «постхристианская» эпоха, ознаменованная торжеством секуляризма на Западе и атеизма в СССР и других странах «второго» мира, переходит в постсекулярную и постатеистическую эпоху. Для нее характерно усиление фундаменталистских и клерикалистских движений, перерастающих в серьезнейший фактор глобальной политики. Одновременно создаются новые, интеллектуально сложные теологии, парадоксально переступающие границу секулярного и религиозного. Теологии «смерти Бога» Т. Альтайзера, нереализуемой и недеконструируемой «мессианистичности» Ж. Деррида и диалектико-материалистического «снятия» христианства С. Жижека очерчивают перспективу конвергенции религии и атеизма до полной неразличимости. В этой новой «(а)теологии», как бы выносящей за скобки противоположность теизма и атеизма, смерть Иисуса трактуется как радикальное «самоустранение» Бога из мира и истории, и, следовательно, атеизм оказывается самым подлинным утверждением «посюсторонней» веры, отрицающей инобытие Бога.
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя warden