Эрман - А был ли Иисус

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
А был ли Иисус - Барт Эрман
Историку не безразлично, что было на самом деле. И всякий, кому это не все равно, кто готов взвешивать факты, понимает: Иисус существовал. Возможно, Иисус был не  таким, как думает ваша мать, или каким он  нарисован на иконе, или каким его описывает популярный проповедник, или Ватикан, или  Южно-баптистская конвенция, или местный священник, или гностическая церковь.
 
Однако Он  существовал. С относительной уверенностью мы можем даже сказать о некоторых фактах из его жизни. Иисус из Назарета — реальная историческая личность. Книга Барта Эрмана определит направление всех разговоров о началах христианства на многие и многие годы.
 

Барт Эрман - А был ли Иисус? - Неожиданная историческая правда 

Барт Эрман ; [пер. с англ. Г. Г.  Ястребова]. — М. : Эксмо, 2012. — 480 с. — (Религия. Война за Бога).
ISBN 978-5-699-58245-7

Каждая книга Барта Эрмана вызывает яростные споры, но в этой он превзошел себя и удивил всех. Человек, которого считали врагом христианства, доказывает, что Иисус из Назарета — реальная историческая личность. Эрман писал эту книгу со страхом и трепетом, а то, что у него получилось, определит направление всех разговоров о началах христианства на многие и многие годы. Уникальный обзор современных научных взглядов, смелые интерпретации евангельских текстов, блестящие интеллектуальные вызовы — все это ждет вас на страницах новой книги Барта Эрмана, ставшей предметом острых дискуссий еще до своего выхода.
 

Барт Эрман - А был ли Иисус? - Неожиданная историческая правда - Содержание

ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
1. СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ИИСУСА
1. ВВЕДЕНИЕ В МИФОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  • Краткая история мифологизма
  • О серьезном отношении к мифологистам
  • «Заговор»
  • «Таинства Иисуса»
  • Базовая позиция мифологистов
2. НЕХРИСТИАНСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ЖИЗНИ ИИСУСА
  • Предварительные замечания
  • Какие источники нужны историкам
  • Источники об Иисусе: чем мы не располагаем
  • Физические свидетельства?
  • Нехристианские источники I века?
  • Рассказы очевидцев?
  • Нехристианские упоминания об Иисусе
  • Римские источники
  • Плиний Младший
  • Светоний
  • Тацит
  • Еврейские источники
  • Иосиф Флавий
  • Раввинистинеские источники
3. ЕВАНГЕЛИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
  • Предварительные замечания о Евангелиях как исторических источниках
  • Евангелия и их письменные источники
  • Письменные источники сохранившихся свидетельств
  • Критика форм и устные предания об Иисусе
  • Арамейское происхождение (некоторых) устных преданий
  • Заключение
4. ВНЕЕВАНГЕЛЬСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ ИИСУСЕ
  • Поздние вненовозаветные источники
  • Нехристианские источники
  • Христианские источники
  • Папий Иерапольский
  • Игнатий Антиохийский
  • 1 Послание Климента
  • Канонические источники за пределами Евангелий и Павловых посланий
  • Деяния Апостолов
  • Предания об Иисусе в Деяниях Апостолов
  • Речи в Деяниях Апостолов
  • Послания, не принадлежащие апостолу Павлу
  • Свидетельство апостола Павла
  • Апостол Павел о жизни Иисуса
  • Апостол Павел об учении Иисуса
  • Предварительные итоги: Павел и Иисус
  • Контрдоводы мифологистов
  • Теория интерполяции
  • Доводы Дж. Уэллса
  • Ответ на доводы мифологистов
  • Заключение
5. ДВА КЛЮЧЕВЫХ ФАКТА В ПОЛЬЗУ ИСТОРИЧНОСТИ ИИСУСА
  • Знакомства Павла
  • Апостол Петр
  • Братья Иисуса
  • Мифологисты об Иакове
  • Распятый Мессия
  • Древние представления о Мессии
  • Страдающий Мессия?
  • Ответ мифологистов
  • Заключение
2. ДОВОДЫ МИФОЛОГИСТОВ
6. АРГУМЕНТАЦИЯ МИФОЛОГИСТОВ: ТЕЗИСЫ СЛАБЫЕ И НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ
  • Несущественные исторические доводы
  • Утверждение 1: Евангелия ненадежны в качестве исторических источников
  • У нас нет оригинального текста Евангелий
  • Мы не знаем, кто написал Евангелия
  • В Евангелиях много нестыковок и противоречий
  • Евангелия содержат исторически недостоверные материалы
  • Изобилуют ли евангельские рассказы легендарным материалом?
  • Утверждение 2: Назарет не существовал
  • Утверждение 3: Евангелия — это творческие парафразы Ветхого Завета
  • Роберт Прайс и агадический мидраш
  • Томас Томпсон и миф о Мессии
  • Утверждение 4: Выдуманный «Иисус»основан на мифах о языческих божественных мужах
  • Основной тезис
  • Другие проблемы с параллелями
  • Роберт Прайс и архетип мифического героя
7. ВЫМЫСЛЫ МИФОЛОГИСТОВ: СОЗДАНИЕ МИФИЧЕСКОГО ХРИСТА
  • Выдумали ли христиане Иисуса как умирающего и воскресающего бога на основе языческих мифов?
  • Недостатки этой концепции
  • Божественность Иисуса
  • Был ли Иисус выдуман как персонификация еврейской Премудрости?
  • Был ли Иисус неизвестным евреем, который жил более чем за столетие до Павла?
  • Был ли Иисус распят в духовных мирах, а не на земле?
  • Изобрел ли исторического Иисуса Марк, первый евангелист?
  • Заключение
3. КАКИМ БЫЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС?
8. В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ИИСУСА
  • Факты надежные и факты спорные
  • Единство и многообразие иудаизма I века
  • Фарисеи
  • Саддукеи
  • Ессеи
  • Четвертая философия
  • Еврейская апокалиптика
  • Дуализм
  • Пессимизм
  • Оправдание
  • Близость
  • Критерии достоверности
  • Контекстуальное правдоподобие
  • Множество свидетельств
  • Критерий по несходству
  • Иисус: начало жизненного пути
9. ИИСУС КАК АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ ПРОРОК
  • Иисус как апокалиптик: свидетельства
  • Древнейшие независимые источники
  • Начало и конец как ключи к середине
  • Апокалиптическое провозвестие Иисуса
  • Царство Божие
  • Сын Человеческий
  • Будущий суд
  • Как готовиться к Концу: следовать Торе и жить праведно
  • Близость Конца
  • Апокалиптические действия Иисуса
  • Репутация Иисуса: чудотворец
  • Знакомства Иисуса
  • Оппоненты Иисуса
  • Иисус и Храм
  • Смерть Иисуса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Иисус и мифологисты
  • Проблема исторического Иисуса
  • Замысел мифологистов
БИБЛИОГРАФИЯ
  • Работы мифологистов
  • Научные работы по историческому Иисусу (и родственным темам)
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
 

Барт Эрман - А был ли Иисус? - Неожиданная историческая правда - Проблема исторического Иисуса

 
Парадоксальным образом, мифологисты оказывают худую услугу гуманистам, для которых пишут. Отстаивая крайне маргинальную теорию, они выставляют себя на посмешище. Их обвиняют в интеллектуальной нечестности. А ведь для осуществления их целей (о которых я скажу ниже) все это не нужно! Реальная проблема с христианской верой состоит не в том, что Иисус – миф и выдумка. Проблема в противоположном: как осознал еще Альберт Швейцер, Иисус слишком  хорошо очерчивается как реальная фигура.
 
Большинство проповедников, пасторов и священников некритично полагают, что Иисуса легко сделать актуальным для нашего времени. На самом деле, Иисус был далек и от XXI века, и от современной нам Америки (как, впрочем, и Англии, и Германии, и любой другой страны). Это палестинский еврей I века. Он был не похож на нас, и если мы сделаем его таким, как мы, мы превратим исторического Иисуса в фигуру, которую изобрели для себя и своих нужд.
 
Иисус не узнал бы себя в христианских проповедях, а наш мир был бы ему чужим. Человек, далекий от капитализма, он не верил в свободное предпринимательство и считал, что стяжать богатство – плохо. Он не был сторонником всеобщего образования, а о демократии даже не слышал. Не знал о хождении в церковь по воскресеньям, социальном страховании, продуктовых талонах, благотворительности, американской «исключительности», статистике безработицы и иммиграции. Не имел воззрений по вопросам налоговой реформы, социального государства и здравоохранения (лишь желание вылечить прокаженных). Не высказывался по таким злободневным для нас проблемам, как аборты, репродуктивные права, однополые браки, эвтаназия и бомбежки Ирака. Он жил в совершенно ином мире, имел совершенно иные заботы и даже иные взгляды. Никакие  современные политические концепции не были бы ему близки.
 
Это еврей I века. Пытаясь превратить его в нашего современника, мы искажаем его образ и весть. Он верил в сверхъестественное. Верил в дьявола и злых духов и в то, что эти злые силы действуют в мире. Он почти ничего не знал об устройстве Римской империи, но то немногое, что знал, считал злом. Не исключено, что он считал плохим всякое правительство за исключением грядущей теократии, когда Бог будет править через Мессию.
 

Он думал, что злые силы все больше и больше довлеют в мире, но вскоре этому придет конец, в истории наступит перелом. Наступит через вмешательство Бога, а не через усиление демократии, национальной обороны, системы образования или борьбы с наркотиками. Одним словом, не через усилия человека. Усилия человека тщетны, но Бог пошлет великого Судью, который установит на земле Царство Божие.

 
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.3 (24 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik